О мерах по противодействию коррупции. О мерах по противодействию коррупции в современной россии

Единовременное пособие при рождении

Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения двух и более детей пособие выплачивается на каждого. При рождении мертвого ребенка (форма справки №26) единовременная выплата не назначается. Данное пособие выплачивается, если факт рождения зарегистрирован в органах ЗАГСа в установленном порядке. При этом не имеет значения, сколько времени прожил младенец после рождения.

Условия назначения, порядок выплаты, размер единовременного пособия при рождении определены в статьях 11 и 12 Федерального закона от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ и разделом IV Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 декабря 2009 г. №1012н. Сумма выплаты подлежит ежегодной индексации. В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, выплата производится с учетом районного коэффициента.

С 1 февраля 2019 г. коэффициент индексации для выплат, пособий и компенсаций составляет 1,043 , поэтому единовременное пособие при рождении ребенка с 1 февраля 2019 выплачивается в размере 17479,73 руб

С 1 февраля 2018 года по 31 января 2019 года сумма выплаты осталась прежней и составляет 16759,09 руб.

В случае изменения размера выплаты, пособие в измененном размере назначается, если малыш родился в день, когда в соответствии с федеральном законом был изменен размер пособия, и позднее. Если младенец родился до вступления в силу федерального закона, которым был изменен размер выплаты, пособие выплачивается в ранее установленном размере, независимо от того, когда последовало обращение за ним.

Например, пособие в размере 17479,73 руб. выплачивается, если ребенок родился 1 февраля 2019 г. и позднее, а при рождении 31 января 2019 г. и ранее, выплачивается 16759 руб. 09 коп., даже если обращение за ним последовало после 1 февраля 2018 г.

Документы для назначения пособия работающим гражданам

  • справку о рождении ребенка (детей) по форме №24, выданную органами ЗАГС. В случае утери справки о рождении, единовременное пособие может быть выдано по дубликату справки, выданному органами ЗАГС, при предъявлении справки с места работы другого родителя о том, что это пособие он не получал;
  • если оба родителя работают – справку с места работы другого родителя о том, что ему пособие не назначалось и не выплачивалось.

Обращаться за пособием следует по месту работы одного из родителей (например, матери), а если этот родитель не работает и не учится – по месту работы другого родителя (отца) либо лица, заменяющего родителей. Пособие назначается на рожденных и усыновленных детей, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения и выплачивается в течение 10 дней с даты представления всех документов.

Работодатель может оказать работнице еще и материальную помощь. В этом случае одновременно с документами на получение единовременного пособия, женщина может подать заявление о получении единовременной материальной помощи в связи с рождением ребенка.

С 1 января 2008 г. освобождены от налогообложения суммы единовременной материальной помощи, оказываемой родителям при рождении ребенка и выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 тысяч рублей на каждого ребенка (абзац 6 п. 8 ст. 217 НКРФ).

Заявление на пособие при рождении ребенка

Генеральному директору
ООО «Золотой Олимпик»
С.А. Петрову
от секретаря административного отдела
Т.А. Ивановой

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу назначить мне единовременное пособие при рождении ребенка в связи с рождением ребенка.

Приложение:
1. Справка о рождении ребенка.
2. Справка с места работы отца о том, что пособие ему не начислялось и не выплачивалось от «__»_______2019 г. №___

«__» апреля 2019 года Подпись /Т.А. Иванова/

Документы для назначения пособия неработающим гражданам

  • заявление о назначении пособия с указанием способа перечисления: на личный счёт в отделении Сберегательного банка Российской Федерации либо иного кредитного учреждения;
  • документ, удостоверяющий личность родителей (и копии);
  • свидетельство о рождении ребенка (и копия);
  • справку о рождении ребенка (детей) по форме № 24, выданную органами ЗАГС;
  • выписки из трудовых книжек, заверенные в установленном порядке, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы - дипломы, аттестаты), подтверждающие факт отсутствия у родителей трудовой деятельности;
  • справка органа социальной защиты населения по месту жительства другого родителя о неполучении им пособия на ребенка (если нет возможности получить справку, то орган соц. защиты сам делает запрос);

Если брак между родителями ребенка расторгнут, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы родителя, с которым ребенок совместно проживает или органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) родителя, с которым ребенок совместно проживает, в случае если родитель не работает (не служит).

В случае, когда оба родителя не работают (не учатся), единовременное пособие при рождении назначается и выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства малыша . Пособие назначается не позднее 10 дней с даты приема заявления со всеми необходимыми документами и если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения. А выплата единовременного пособия при рождении осуществляется не позднее 26 числа месяца, следующего за месяцем приема (регистрации) заявления.

Документы для назначения пособия студентам

  • справку о рождении ребенка (детей) по форме № 24, выданную органами ЗАГС. В случае утери справки о рождении единовременное пособие может быть выдано по дубликату справки, выданному органами ЗАГС, при предъявлении справки с места учебы другого родителя о том, что это пособие он не получал;
  • если оба родителя учатся – справка с органа социальной защиты населения по месту жительства другого родителя о том, что пособие не назначалосьи не выплачивалось;
  • справка с места учебы, подтверждающая, что лицо обучается по очной форме обучения.

Для назначения и выплаты пособия студентам очной формы обучения следует обратиться в органы социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания). Назначение выплаты производится за счет средств федерального бюджета, не позднее 10 дней со дня представления всех необходимых документов, а выплачивается не позднее 26 числа месяца, следующего за месяцем приема (регистрации) заявления. При этом срок обращения установлен законодательно – не позднее 6 месяцев после рождения малыша.

жителям города Москвы, устанавливаемые на 2019 год, остаются на уровне 2018 года (в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 11.12.2018 г. №1525-ПП «Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2019 год»), то есть повышения размеров единовременных пособий не произошло.

Пособия при рождении ребёнка – Таблицы

В таблицах представлены компенсационные выплаты, предоставляемые семьям с детьми за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации и средств бюджета города Москвы.

Сумма (руб.) Куда следует обращаться Требуемые документы Срок получения Срок обращения
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ
Единовременное пособие при рождении ребенка в 2019 году
c 1 февраля 2018 года
по 31 января 2019 года

16 759,09 руб.

17 479,73 руб.

По месту работы (службы) одного из родителей
  • заявление о назначении пособия;
  • справка с места работы (службы) другого родителя о том, что пособие не назначалось, – в случае, если оба родителя работают (служат); если другой родитель официально нигде не работает – справка из РУСЗН о том, что он(а) не получал(а) данное пособие.
На детей одиноких матерей
Пособие выплачивается не позднее 10 дней с даты представления всех необходимых документов.
В РУСЗН по месту жительства одного из родителей - если оба родителя не работают (не служат)
  • заявление о назначении пособия;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • справка органа ЗАГС;
  • трудовые книжки с записями об увольнении обоих родителей;
  • для неработавших – дипломы, аттестаты и другие документы, подтверждающие отсутствие у родителей трудовой деятельности.
На детей одиноких матерей необходимо дополнительно представить справку из органов ЗАГС (№ 25) об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка.
ГОРОДСКИЕ КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ В ГОРОДЕ МОСКВЕ в 2019 году
Единовременная компенсационная выплата в связи с рождением ребенка
5 500 – при рождении первого ребенка

14 500 – при рождении второго и последующих детей

В РУСЗН
  • паспорта обоих родителей + копии;
  • свидетельство о рождении ребенка (если пособие оформляется на второго ребенка - также свидетельство о рождении первого малыша)+ копии;
  • справка из ЗАГСа, выданная при регистрации ребенка;
  • свидетельство о регистрации брака (если есть);
Пособие выплачивается не позднее 10 дней с даты представления всех необходимых документов на расчетный счет в банке. Назначается при обращении за пособием в течение 6 месяцев со дня рождения ребенка.
50 000 на семью - в связи с рождением одновременно трех и более детей В РУСЗН
  • свидетельство о рождении детей;
  • справка с места жительства о совместном проживании детей с родителем (если другой родитель не является москвичом).
Дополнительное единовременное пособие при рождении ребенка молодым семьям
(в которой оба родителя на дату рождения ребенка не достигли возраста 30 лет)
Лужковские выплаты
На 1-го ребенка:
5-кратная

На 2-го ребенка:
7-кратная

На 3-го и последующих детей:
10-кратная величина прожиточного минимума.

В РУСЗН
  • паспорта обоих родителей, подтверждающие их возраст и место жительства;
  • заявление в письменной форме о назначении дополнительного пособия;
  • свидетельство о рождении ребенка, на которого назначается дополнительное единовременное пособие;
  • направление органа ЗАГС установленной формы;
  • справка с места жительства о совместном проживании ребенка с родителем (если другой родитель не является москвичом).
Решение о назначении (или об отказе в назначении) дополнительного единовременного пособия принимается руководителем РУСЗН в течение 10 дней (при проведении дополнительной проверки - не позднее чем через 30 дней) со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Назначается при обращении за пособием в течение 12 месяцев со дня рождения ребенка.

Размеры лужковских выплат в 2019 году

Величина прожиточного минимума, действующая на дату рождения ребенка (руб.) по г. Москве Размер дополнительного единовременного пособия в зависимости от очередности рождения ребенка (руб.)
Дата рождения (усыновления) ребенка 1-й ребенок
(пятикратная величина)
2-й ребенок
(семикратная величина)
3-й ребенок и последующие дети
(десятикратная величина)
III кв. 2018 – 16 260 с 16.12.2018 по н/время 81 300 113 840 162 600
II кв. 2018 – 16 463 с 02.10.2018 по 15.12.2018 82 315 115 241 164 630
I кв. 2018 – 15 786 с 16.06.2018 по 01.10.2018 78 930 110 502 157 860
IV кв. 2017 – 15 477 с 24.03.2018 по 15.06.2018 76 985 107 779 153 970

Город Москва в плане социальной поддержки семей с детьми - один из наиболее успешных регионов России. Это подтверждают и регулярные новшества, которые вводятся на городском уровне касательно перечня и размера социальных выплат на детей (столько пособий, да еще и в таких суммах не платят больше ни в одном другом регионе страны). Причем пособия на ребенка с 2018 года в Москве также претерпели - многие виды помощи на детей в столице выросли сразу в 2-6 раз . Это - беспрецедентный рост детских пособий для современной России, благодаря которому превысят размеры многих , предоставляемых для населения всех регионов страны.

Однако это повышение затронет преимущественно малоимущие, многодетные семьи, а также родителей с детьми-инвалидами (в отличие от тех же государственных пособий, которые выплачиваются всем категориям семей независимо от их уровня дохода и количества детей - за исключением мат капитала).

Изменения с 1 января 2018 года в выплатах на ребенка в Москве

С 2018 года вступили в силу существенные изменения в сфере выплат на детей в столице. С подачи мэра Москвы Сергея Собянина, в городское законодательство внесены изменения, в соответствии с которыми множество региональных пособий семьям с детьми . Какие пособия на ребенка в Москве выросли с 2018 года и на сколько? Вот перечень основных изменений с 1 января 2018 г.:

Ежемесячные выплаты при рождении ребенка в 2018 году в Москве

Еще одним существенным нововведением 2018 года стали введенные по указу Владимира Путина новые ежемесячные выплаты до 1.5 лет в размере прожиточного минимума :

  • при рождении 1 ребенка - из госбюджета через органы Созцащиты населения;
  • на 2-го ребенка - за счет материнского капитала через Пенсионный фонд (ПФР).

Размер нового ежемесячного пособия до 1.5 лет для таких семей в Москве при рождении первого или второго ребенка начиная с 01.01.2018 года составит 14252 руб. (детский ПМ за 2-й квартал 2017-го, года).

Они предназначены нуждающимся семьям , в которых доход на каждого члена не превышает полуторный прожиточный минимум (ПМ) для трудоспособных, установленный за 2 квартал предыдущего года (такой ПМ в Москве за 2-й квартал 2017 г. составляет 18742 руб., в полуторном размере - 28113 руб.).

Какой денежный порог заработка для семьи, чтобы она смогла получать новое ежемесячное пособие на ребенка в Москве? В 2018 году он должен не превышать значений, приведенных в таблице ниже.

Для всех случаев, указанных в таблице выше, размер ежемесячного пособия до достижения ребенком 1.5 лет будет составлять 14252 рублей - это величина прожиточного минимума на ребенка, установленная в Москве за 2 квартал 2017 года. Ребенок должен родиться, начиная с 01.01.2018 г.

Выплата государственных пособий семьям с детьми в Москве

Федеральные детские выплаты в столице, установленные в ст. 3 федерального закона № 81-ФЗ от 19.05.1995 г., предоставляются в стандартном размере без умножения на какие-либо повышающие районные коэффициенты (в Москве их попросту нет). Перечень основных государственных пособий семьям с детьми и их размер (с учетом индексации по инфляции за 2017 год на 2.5% с 1 февраля 2018 года ) приводится в таблице ниже.

График оформления и выплаты детских пособий

    • От начала беременности

      • 12 недель беременности
    • Когда оформляют и выплачивают

      28 или 30 недель беременности

    • Когда оформляют и выплачивают

      Рождение ребенка

      • 0,5 года
      • (не ограничено)
      • 3 года
    • Когда оформляют и выплачивают

      Конец декретного отпуска

      • 1,5 года
      • 3 года
    • Когда оформляют и выплачивают

      От рождения или от 1,5 лет

      • До 16 или до 18 лет
    • Когда оформляют и выплачивают

      Усыновление ребенка

      • 3 месяца
      • 1,5 года
      • 3 года
      • 3 года
      • 18 лет
      • 6 месяцев после усыновления
      • (не ограничено)
    • Когда оформляют и выплачивают

      180 дней беременности жены военнослужащего

    • Когда оформляют и выплачивают

      Рождение ребенка

      • 3 года
    • Когда оформляют и выплачивают

      Наступление смерти военнослужащего

      • 18 лет
    • Когда оформляют и выплачивают

      Передача ребенка на воспитание в семью

      • 6 месяцев после передачи
      • 18 лет

развернуть

График детских пособий по срокам их оформления и выплаты

    • 12
      недель
      беременности
    • 28 или 30
      недель
      беременности
    • Рождение
      ребенка
    • Конец
      декретного
      отпуска
    • 0,5
      года
    • 1,5
      года
    • 3
      года
    • 16
      лет
    • 18
      лет
    • региональное пособие
      на ребенка*
    • Единовременные выплаты
    • Ежемесячные выплаты
    • Выплаты возможны*

    * сроки начала и окончания выплаты устанавливаются на уровне регионов (чаще всего от 1,5 до 16 лет)

    • Единовременные выплаты
    • Ежемесячные выплаты
    • Выплаты возможны*

    * сроки начала и окончания выплаты устанавливаются региональными законами (чаще всего от 1,5 до 16 лет), но не ранее момента усыновления ребенка

    ** право на получение пособия не зависит от возраста ребенка на момент его усыновления

    • Единовременные выплаты
    • Ежемесячные выплаты
    • Выплаты возможны*

    * может выплачиваться с момента рождения ребенка до достижения им 3 лет, но не ранее начала и не позднее окончания отцом срочной военной службы

    ** выплачивается с момента наступления смерти военнослужащего до достижения ребенком 18 лет или до окончания очного обучения, но не позднее 23 лет

    • Единовременные выплаты
    • Ежемесячные выплаты

Как и в других регионах страны, действует в Москве и . Его программа продлена до 2021 года, размер помощи в 2018 году составит 453 тыс. руб. В ближайшее время (до конца 2019 г.) этот вид помощи не будет индексироваться.

Региональные детские пособия в Москве

Претендовать на московские городские выплаты на ребенка могут российские и иностранные граждане , беженцы и лица без гражданства.

Однако при этом всем получателям предъявляется одно важное условие - они должны иметь столичную регистрацию (и заявитель, и ребенок). Обращается за помощью может один из родителей или лицо, осуществляющее над ребенком опеку.

Любое пособие на ребенка в Москве можно оформить несколькими способами , в том числе:

  1. Через городской портал MOS.RU . Там расписаны все доступные виды пособий и приведены подробные инструкции для их получения. Перед подачей заявления предварительно надо зарегистрироваться. Это самый популярный способ оформления соцвыплат среди москвичей. Помимо выплат, там можно найти полезную информацию о путевках и других видах помощи на детей.
  2. В ближайший многофункциональный центр (МФЦ) Мои документы .
  3. С помощью сайта госуслуг www.gosuslugi.ru (предварительно вверху во вкладке «Местоположение» нужно выбрать «Москва»).

Общий перечень документов , чаще всего необходимых для оформления выплат:

  • паспорт (или другое удостоверение личности, а также документ, подтверждающий регистрацию в Москве) - и заявителя, и второго родителя ;
  • СНИЛС, ИНН заявителя;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • свидетельство о браке или его расторжении;
  • справка из ЗАГСа по форме № 25 либо свидетельство о смерти второго родителя (для подтверждения статуса одинокой матери, если актуально);
  • решение суда об усыновлении/удочерении (если актуально);
  • документы о передаче в семью опекуна или приемного родителя (если актуально);
  • выписка из домовой книги (или другое подтверждение того, что ребенок зарегистрирован в Москве);
  • справка о совместном проживании;
  • номер расчетного счета.

Помимо основных пособий, московское правительство предлагает семьям с детьми льготы, субсидии и вспомогательные виды помощи. Их перечень впечатляет. В целом в столице действует более двух десятков выплат родителям с детьми.

Две небольшие особенности системы социальной поддержки семей с детьми в Москве:

Ниже приводится перечень основных выплат москвичам на детей в 2018 году, о которых говорится подробнее в следующих разделах статьи.

Единовременное пособие на ранних сроках беременности

Женщины, вставшие на учет в связи с беременностью в ранние сроки (до 20 недель), имеют право обратиться за единовременной компенсационной выплатой. Компенсацию может оформить только лично будущая мама. Пособие выдается даже в случае мертворожденного ребенка.

  • ст. 6 закона № 60 от 23.11.2005 г. «О социальной поддержке семей с детьми в г. Москве» ;
  • п. 10 части II «Об утверждении Положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве»
Размер 600 руб.
Необходимые документы
  • справка из медучреждения о постановке на учет до 20 недель беременности;
  • паспорт, СНИЛС, ИНН;
  • подтверждение московской регистрации
Срок обращения Со дня постановки на учет до момента, пока ребенку исполнится 1 год

Дополнительное единовременное пособие по беременности и родам

Безработным женщинам, уволенным с работы по ликвидации организации в течение года, предшествующего дню признания их безработными, полагается из городского бюджета полагается компенсация на период отпуска по беременности и родам.

  • Компенсация предоставляется независимо от среднедушевого дохода семьи.
  • Насчитывается из расчета 1 500 руб. в месяц.
  • Распространяется также на женщин, прекративших деятельность в качестве нотариуса, адвоката, ИП.
Каким законом устанавливается
  • ст. 6 закона № 60 от 23.11.2005 г.
  • п. 11 части II постановления № 37-ПП от 24.01.2006 г.;
Размер
  • 7 000 руб. - при стандартном сроке отпуска по БиР 140 дней (по 70 дней до и после родов);
  • 7 800 руб. - при отпуске 156 дней (70 дней до родов и 86 после);
  • 9 700 руб. - при отпуске 194 дня из-за многоплодной беременности (84 дня до родов и 110 после)
Необходимые документы
  • больничный по беременности и родам;
  • выписка из трудовой книжки, свидетельствующая о последнем месте работы;
  • справка из центра занятости о том, что женщина является безработной;
  • если женщина работала как ИП, нотариус и т.д. - решение из налоговой о прекращении деятельности
Срок обращения Не позднее 6 мес. после сроков окончания отпуска по БиР

Единовременные выплаты в связи с рождением или усыновлением детей

После появления в семье ребенка на плечи родителей ложатся многочисленные затраты. Единовременные компенсационные выплаты, предусмотренные столичными властями, призваны уменьшить финансовый груз, помочь с покупкой самого необходимого. В столице действует сразу несколько таких выплат.

Их оформление требует соблюдения ряда условий. Например, одну из выплат дадут всем без исключения московским семьям . Есть специальные виды помощи молодым родителям и тем, кому .

Единовременная компенсационная выплата при рождении и усыновлении

Городскую единовременную выплату на новорожденных называют также компенсацией на расходы по рождению и усыновлению . Она положена всем без исключения семьям, проживающим в столице. Материальный достаток, возраст родителей, получение других выплат во внимание не принимаются.

  • Распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2010 г.
  • При рождении близнецов выплачивается на каждого (на одного - как на первого, на следующего - как на второго).
  • Назначается только на детей, рожденных живыми.
  • Обратиться может родитель, усыновитель или опекун , с которым фактически проживает ребенок.

Единовременное пособие при одновременном рождении (усыновлении) троих и больше детей

Компенсационная выплата является своеобразным аналогом материнского капитала. Она предоставляется семьям, в которых появилось одновременно трое и более живых детей (кровных, усыновленных ). Выдается одна на семью .

  • Можно оформить независимо от городской компенсационной выплаты при рождении детей (то есть и ту, и эту дадут одновременно).
  • Для оформления материальное положение семьи не играет роли.
  • Родители сразу получают статус многодетных.
  • Может подать заявление родитель или опекун.

Дополнительное единовременное пособие молодым родителям

Семьи, в которых возраст обоих родителей (одинокого родителя) не достиг 30 лет , имеют право на дополнительную выплату в связи с рождением или усыновлением малыша. Это детское пособие на ребенка в Москве предоставляется на каждого из детей в семье, родившихся до момента, пока кому-либо из родителей не исполнится 30 лет.

  • Еще одно название, распространенное в обиходе, - «лужковские выплаты» молодым семьям.
  • Размер пособия определяется величиной ПМ на момент рождения ребенка . Меняется ежеквартально.
  • Заявителем может быть только российский гражданин .
  • Возраст родителей определяется на день рождения (усыновления) ребенка.
  • При рождении близнецов выплата назначается в порядке их очередности. Например, на одного - как на первого ребенка, на другого - как на второго.
Каким законом устанавливается
  • ст. 23 закона № 39 от 30.09.2009 г. «О молодежи» ;
  • постановление № 199-ПП от 06.04.2004 г.
Размер
  • 5 величин ПМ на душу населения (80 800 руб. на 1 января 2018 года) - на первенца;
  • 7 ПМ на душу населения (113 120 руб.) - на 2-го ребенка;
  • 10 величин ПМ (161 600 руб.) - на 3-го, 4-го и каждого следующего малыша
Необходимые документы
Срок обращения В течение года после рождения ребенка

Выплата предоставляется независимо от других региональных и федеральных пособий. Ее оформление не является преградой для получения компенсационной выплаты при рождении и прочих видов помощи.

Ежемесячное пособие на ребенка до 18 лет

Цель данной соцвыплаты - помочь малоимущим семьям , в которых среднедушевой доход меньше, чем предусмотрено ежегодно устанавливаемыми нормами. Пособие на ребенка до 18 лет в Москве выплачивается на каждого из детей : родных и усыновленных, опекаемых и приемных, пасынков и падчериц.

Каким законом устанавливается
  • ст. 7
  • № 67 от 03.11.2004 г . «О ежемесячном пособии на ребенка» ;
  • постановление № 911-ПП от 28.12.2004 г.
Размер

Базовый размер:

  • 10 000 руб. - на детей 0-3 лет;
  • 4 000 руб. - на детей 3-18 лет.

Повышенный размер (одиноким мамам или папам; если второй родитель не платит алименты или проходит срочную воинскую службу)

  • 15 000 - на детей 0-3 лет;
  • 6 000 - на детей 3-18 лет
Необходимые документы
Срок обращения Переоформление - ежегодно с 01.01 по 30.09

В Москве проживает около 2 млн. детей, из них - около 265 тыс. в малообеспеченных семьях. В среднем за год пособие малоимущим получают около 170 тыс. семей. Помимо выплаты, есть еще один вид помощи: предоставление бесплатных лекарств для амбулаторного лечения детей до 3-х лет (по рецепту доктора).

Ежемесячная компенсационная выплата на ребенка до 1.5 лет

Специальная компенсация на ребенка положена матерям, уволенным во время декретного отпуска (по беременности и родам, по уходу за ребенком) в связи с ликвидацией организации. Она выплачивается ежемесячно независимо от дохода семьи до момента, пока ребенку исполнится 1.5 года .

Ежемесячная выплата на продукты питания детям до 3-х лет

Отдельные категории семей могут получать ежемесячные компенсационные выплаты в связи с ростом цен на продукты питания. Это пособие положено на каждого ребенка до 3-х лет таким семьям (без учета уровня доходов):

  • неполным;
  • в которых родитель служит в армии и из-за этого не имеет дохода;
  • если родитель скрывается от уплаты алиментов;
  • в семье есть ребенок с инвалидностью;
  • многодетным;
  • студенческим, в том числе если родитель находится в академическом отпуске (но не предоставляется аспирантам, докторантам).

Студенческой считается семья , где оба родителя (одинокий родитель) проходят очное обучение в профессиональном учебном заведении начального, среднего или высшего уровня. Возраст родителей при этом не имеет значения.

Каким законом устанавливается
  • ст. 7 , ст. 12 закона № 60 от 23.11.2005 г.;
  • п. 26 части III постановления № 37-ПП от 24.01.2006 г.
Размер
  • 1 875 руб. - студенческим семьям;
  • 675 руб. - остальным категориям семей
Необходимые документы
Срок обращения До того, как ребенку исполнится 3 года. При обращении в течение 6 мес. со дня рождения малыша выплата будет назначена с месяца рождения

Ежемесячная компенсация на расходы, связанные с ростом стоимости жизни

Наименее социально защищенным категориям семей положена ежемесячная компенсационная выплата. Ее задача - уменьшить влияние инфляции на уровень жизни семьи. Оформить можно вне зависимости от родительских доходов. Компенсация выплачивается на каждого из детей в возрасте до 16 лет (до 18 лет, если учатся в школе):

  • которые воспитываются матерью-одиночкой;
  • отец которых служит в армии либо скрывается от уплаты алиментов, или не может их платить из-за обстоятельств (например, пребывания в местах лишения свободы);
  • из многодетной семьи (до 18 лет независимо от обучения);
  • на детей до 1.5 лет, если оба родителя являются инвалидами либо пенсионерами;
  • перечисленные категории семей подразумевают в том числе замещающие.
Каким законом устанавливается
  • ст. 7 , ст. 10 , ст. 11 закона № 60 от 23.11.2005 г.;
  • пп. 27-29 части III постановления № 37-ПП от 24.01.2006 г.
Размер
  • 750 руб. - одиноким матерям;
  • 600 руб. - на ребенка военнослужащего-срочника или отца-неплательщика алиментов;
  • 600 руб. - на ребенка до 1.5 лет, если его родители - инвалиды или пенсионеры;
  • 1 200 руб. - на каждого ребенка из многодетной семьи с 3-4 детьми;
  • 1 500 руб. - многодетным семьям с 5 и более детьми
Необходимые документы
Срок обращения До 16-летия (18-летия) ребенка. Если родитель успеет обратиться до истечения 6 мес. со дня рождения (усыновления), компенсацию назначат с месяца рождения

Ежемесячная выплата на содержание детей в замещающих семьях

Замещающим родителям (опекунам, попечителям, приемным) полагается выплата на содержание детей, принятых в семью. Под «детьми» понимается каждый ребенок до 18 лет , имеющий статус сироты или лишенного родительской опеки .

  • Предназначение денежного содержания - покупка продуктов, одежды и обуви, мягкого инвентаря (постельных принадлежностей), оборудования, предметов обихода, гигиенических средств, игрушек, лекарств, книг и других вещей.
  • При оформлении этих выплат недоступно ежемесячное пособие на ребенка малоимущим, и наоборот.

Другие виды помощи замещающим семьям:

  • Ежемесячная выплата на оплату жилищно-коммунальных услуг 928 руб. (одна на семью).
  • Внеочередное устройство приемных (опекаемых) детей в детсады и бесплатное посещение.
  • Бесплатное питание в школе.
  • Бесплатный проезд в городском транспорте для опекуна, приемного родителя, патронатного воспитателя ребенка до 18 лет.
  • Другие льготы и виды помощи, перечисленные в статьях закона № 61 от 30.11.2005 г.

Различные компенсационные выплаты и льготы многодетным

Многодетной в Москве считается семья , в которой воспитывается как минимум трое детей до 16 лет . Если ребенок после этого возраста продолжает школьное обучение, то до 18 лет. При этом учитываются родные, усыновленные дети, пасынки и падчерицы. Семьи с приемными детьми в количестве 3-х и более приравниваются к многодетным.

Различные льготы и виды соцпомощи многодетным (вне зависимости от доходов):

  • Ежемесячная компенсация на оплату коммунальных услуг (одна на семью):
    • 1 044 руб. для семей с 3-4 детьми. Предоставляется до момента, пока младшему ребенку исполнится 18 лет (ст. 17.1).
    • 2 088 руб. для семей с 5 детьми.
  • Компенсационная выплата 250 руб. за пользование городским телефоном. Перечисляется ежемесячно одна на семью до достижения 18 лет младшим ребенком.
  • Лекарства для детей до 6 лет бесплатно.
  • Бесплатное продукты питания на деток до 7 лет (нужно заключение врача).
  • Первоочередное предоставление мест в детсадах.
  • Двухразовое питание в школе ученикам бесплатно.
  • Бесплатный проезд на городском транспорте до 16 лет (18 лет, если учатся в школе).
  • Бесплатный ремонт и изготовление зубных протезов для матерей, родивших 5 и более детей (кроме протезов из драгметаллов, фарфора, металлокерамики).
  • Прочие виды помощи, предусмотренные ст. 29 закона № 60 от 23.11.2005 г.

Ежемесячная выплата на покупку детских товаров семьям с 5 детьми и более

Компенсационная выплата предназначена многодетным семьям с 5 и более детьми. Она выплачивается ежемесячно одна на семейство вне зависимости от его среднедушевого дохода. На выплату могут претендовать семьи:

  • с 5 и более детьми до 18 лет;
  • с 10 и более детьми, если хотя бы один из них младше 18 лет.

Ежемесячная компенсация семьям с 10 и более детьми

Один из родных или замещающих родителей в многодетной семье с 10 и более детьми может подать документы на компенсационную выплату. Она назначается на каждого ребенка до 18 лет (или до 23 лет, если он получает профессиональное образование по очной форме).

  • Ежегодные выплаты назначаются по одной на семью при условии, что заявление на них было написано до конца календарного года. Предоставляются, пока младшему из детей не исполнится 18 лет, по ст. 18 . Эти выплаты:
    • к международному Дню семьи (15 мая) в размере 20 000 руб.;
    • к 1 сентября (Дню знаний) - 30 000 руб.
  • Ежемесячные выплаты семьям, в которых родители или дети с инвалидностью

    Для оформления этих видов помощи, помимо основных документов, обязательно нужна справка об установлении инвалидности от МСЭ. На детей-инвалидов предполагается такая помощь в натуральном виде (ст. 30):

    • Предоставление социального жилья, находящегося в городской собственности.
    • Субсидии для строительства собственного жилья.
    • Бесплатное посещение детсадов для детей-инвалидов.
    • Бесплатный проезд для ребенка-инвалида и его родителей, а также лица до 23 лет из числа детей-инвалидов (если оно проходит обучение) и одного из родителей в городском транспорте.
    • Отпуск бесплатных продуктов питания (если есть заключение врача).
    • Обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения.
    • Бесплатный вход в музеи, на выставки, в зоопарк, городские парки.
    • Возможность бесплатно пользоваться услугами физкультурных учреждений.

    Ежемесячная выплата по уходу за ребенком-инвалидом

    На ежемесячную компенсационную выплату из столичного бюджета имеют право семьи, в которых один из родителей из полной семьи не может работать из-за ухода за ребенком-инвалидом до 18 лет . А также за лицом с инвалидностью с детства до 23 лет. Также компенсация предоставляется таким работающим гражданам :

    • одинокой маме (отцу);
    • вдове;
    • родителю, находящемуся в разводе со вторым родителем ребенка-инвалида;
    • одному из многодетных родителей;
    • родителю, в отношении которого официально установлено отцовство;
    • опекуну или приемному родителю ребенка-инвалида, над которым отсутствует родительская опека.
    Каким законом устанавливается
    • ст. 7 , ст. 9 закона № 60 от 23.11.2005 г.;
    • п. 39 части III постановления № 37-ПП от 24.01.2006 г.
    Размер 12 000 руб.
    Необходимые документы
    Срок обращения С месяца освидетельствования ребенка в учреждении МСЭ, в период действия справки об инвалидности (до 18-летия или 23-летия ребенка)
    Размер 12 000 руб.
    Необходимые документы
    Срок обращения С момента увольнения родителей или их освидетельствования МСЭ в качестве инвалидов

    При обращении за соцпомощью доход семьи не учитывается. Компенсация не назначается одновременно с ежемесячной региональной выплатой по уходу за ребенком-инвалидом.

    Ежемесячная социальная доплата к пенсии ребенку-инвалиду

    Этот вид помощи предоставляется в качестве доплаты к пенсии ребенка с инвалидностью до 18 лет , установленной на федеральном уровне. Для его оформления не учитывается уровень дохода семьи. Может назначаться в беззаявительном порядке, если ответственный орган (управление социальной защиты) имеет все нужные документы.

    Чтобы оформить доплату, нужно соблюдение условия проживания в г. Москва. Ребенок до 18 лет должен быть зарегистрирован в столице :

    • минимум 10 лет;
    • менее 10 лет, но с рождения;
    • если не соблюдается, 10-летнюю регистрацию должен иметь представитель ребенка или его умерший родитель-кормилец.
    Каким законом устанавливается
    • ст. 7 , ст. 16 закона № 60 от 23.11.2005 г.;
    • постановление № 1268-ПП от 17.11.2009 г. «О региональной социальной доплате к пенсии»
    Размер Определяется индивидуально в зависимости от срока проживания в Москве, вида регистрации (по месту жительства или пребывания) и суммы материального обеспечения. В общем случае размер - это разница между ПМ (или величиной городского соцстандарта) и фактическим материальным обеспечением. Подробнее см. .
    Необходимые документы
    Срок обращения В любой момент после оформления пенсии по инвалидности, на период действия этой пенсии

    Для справки. Размер городского социального стандарта в 2018 г. будет равен 17 500 руб. Прожиточный минимум на ребенка определяется ежеквартально. За 3-й квартал 2017 г. он составляет 13 938 руб.

    Ежемесячная выплата детям-инвалидам, потерявшим кормильца

    На эту компенсацию имеют право дети-инвалиды в возрасте до 18-лет и инвалиды с детства до 23-х лет. Выплачивается в том числе за прошедший период, если обращение произошло не сразу (но не более, чем за 3 предыдущих года).

    Ежегодная выплата на подготовку к школе

    На школьников из многодетных семей и учащихся, имеющих инвалидность, положена ежегодная выплата. Она призвана компенсировать затраты на приобретение школьной формы . Предоставляется на каждого из детей из многодетной семьи, посещающих школу, и на каждого из детей-инвалидов. До конца 2017 г. эта выплата распространялась только на многодетных.

    Льготы и виды помощи в натуральной форме

    Кроме денежной помощи, все семьи с детьми в Москве могут рассчитывать на следующее:

    • Бесплатный отпуск продуктов беременным женщинам и кормящим матерям (по врачебному заключению).
    • Комплекты белья новорожденным в роддомах бесплатно.
    • Бесплатное предоставление молочных продуктов по рецепту врача для деток первого, второго и третьего годов жизни. Дети с рядом хронических заболеваний могут получать такие продукты до 15-летнего возраста.
    • Проезд детям до 7 лет в городском транспорте бесплатно (кроме маршруток и такси).
    • Бесплатные завтраки в школе ученикам 1-4 классов. А школьникам любого возраста из социально незащищенных семей - двухразовое питание.
    • Бесплатный вход детям до 7 лет в музеи, на выставки, в парки (если они находятся в ведении Правительства Москвы).
    • Бесплатное посещение Московского зоопарка, льготные цены на билеты в музеи, на выставки и культурные мероприятия для детей до 18 лет.
    • Льготы по оплате садика на детей военнослужащих, студентов.

    Региональная доплата ребенку к пенсии по потере кормильца (ст. 7 , ст. 17 закона № 60 от 23.11.2005 г., постановление № 1268-ПП от 17.11.2009 г.).

    Общепризнано, что коррупция причиняет огромный вред человеческому сообществу. Она существует с незапамятных времен, что нашло отражение в русских пословицах и поговорках типа "не подмажешь, не поедешь", "сухая ложка рот дерет", "подьячий любит принос горячий", "ах судья, судья: четыре полы восемь карманов" и т.д. Много работ посвящено предупреждению, противодействию коррупции, нравственной, административной и уголовноправовой борьбе с ней. Приняты десятки законов, конвенций, рекомендаций, инструкций по ее предупреждению. И на порядок больше было подготовлено проектов нормативных актов, которые не нашли поддержки у властей.

    Рассказать историю борьбы с коррупцией в России, других странах и в мире в целом практически невозможно – огромную книгу надо писать, хотя результатов от этих неимоверных усилий мало. Тем не менее данный процесс набирает силу. Все многочисленные предложения по минимизации коррупции сводятся к четырем следующим направлениям:

    • 1. Социально-правовой контроль за чиновниками вообще и за склонными к продажности субъектами в особенности. При нарушении должностными лицами принятых правил они отстраняются от "хлебной" должности и привлекаются к административной либо уголовной ответственности. Это направление до сих пор считается основным, хотя фактическая реализация его всегда была неудовлетворительной, а следовательно, и эффективность – низкой.
    • 2. Совершенствование правовых условий деятельности чиновников в целях "перекрытия" коррупционных "дыр", чтобы коррупционные действия были затруднены, а то и невозможны или невыгодны (потери должны быть несравнимы). Реализация этой меры требует довольно трудоемкого, профессионального, системного мониторинга и экспертного анализа принимаемых нормативных актов.

    В рекомендациях ООН предлагались упреждающие нормы. Учитывая сложность экономических отношений, порой трудно судить о правомерности принятого чиновником решения с точки зрения пользы для государства. Она может быть и в коррупционной сделке. Поэтому необходимо четко и однозначно сформулировать обязанности чиновника при вынесении соответствующих решений, отступление от которых может считаться коррупционным, независимо от дальнейших действий субъекта. Если он строго соблюдает нормы, то объективно не в состоянии совершить коррупционное деяние, а если не соблюдает (что легко фиксируется), то нет необходимости доказывать его коррупционную заинтересованность. Так должен быть сформулирован закон. Хотя и при необходимости доказывания в этих условиях данный процесс упрощается. Однако эта идея в законодательстве России и других стран не была реализована, как в силу большой опасности для коррумпированной элиты, так и в силу некоторых правовых сомнений, которые может активно использовать "коррумпированная рать".

    Автор в свое время (1999 г.) предлагал комплекс различных правовых норм (законов), который должен решать профилактические задачи: организация предупреждения и контроля коррупции во всех праворегулируемых сферах; сужение объективных возможностей, способствующих коррупции; снижение выгод всех участников коррупции; увеличение вероятности выявления коррупционных действий и неизбежности уголовного наказания; предупредительное влияние на мотивацию коррупционного поведения "дающих" и "берущих"; формирование общественного мнения нетерпимости к коррупции во всех проявлениях . Аналогичные меры предлагались многими российскими криминологами, но реакции, конечно, не было.

    • 3. Криминологический анализ причинности коррупции в сфере материальной, жилищной и иной обеспеченности чиновников. У относительно обеспеченного чиновника будет меньше мыслей обогатиться за счет коррупционных сделок. И кроме того, он будет бояться потерять свою хорошо оплачиваемую должность, что тоже является сдерживающим фактором. однако эти меры не панацея. во-первых, человек жаден, и он, как правило, не имеет четкого предела желаемой обеспеченности. убедительным примером могут служить бизнесмены, которые всегда "заряжены" на все большую и большую прибыль, несмотря на различные риски, в том числе и уголовноправовые. в обществе, где царит социальное неравенство, чиновник сравнивает свое социальное положение с положением тех, кто имеет более высокий уровень обеспеченности, и это сравнение служит основой для мотивации коррупционного обогащения.
    • 4. Независимое и профессиональное правосудие. Этот тезис декларируется с давних времен, в том числе и в нашей стране. Мировая сатира беспощадна к продажным судьям. Но указанный тезис в полной мере до сих пор не реализуется. Его выполнение связано с проведением в жизнь всех предыдущих положений, которые порой с трудом согласуются с полной независимостью судей.

    Организационные аспекты борьбы с коррупцией имеют исключительное значение для практической реализации антикоррупционной деятельности. В России на данный момент пока нет надежной организации для борьбы с коррупцией, особенно в высших эшелонах власти, организации эффективной, реальной, независимой от исполнительной власти и подчиняющейся только закону. И это один из главных недостатков противодействия коррупции в целом, ибо коррупционеры – грамотные и информированные люди, которые совершают свои преступления не потому, что не знают законов, а потому что хорошо осознают коррупционные возможности и безнаказанность коррупции в стране. В связи с этим автор предлагал организовать антикоррупционную деятельность с учетом следующих условий :

    ■ разветвленный социально-правовой контроль деятельности государственных служащих;

    ■ подотчетность государственных служащих;

    ■ открытость (прозрачность) процесса принимаемых ими решений;

    ■ существенное сокращение числа чиновников;

    ■ значительное сужение дискреционных полномочий чиновников;

    ■ хорошо разработанное и реально действующее антикоррупционное законодательство;

    ■ независимые и дееспособные правоохранительные структуры;

    ■ независимые и ответственные суды;

    ■ другие организационные условия.

    Проблема эффективного противодействия коррупции – предмет беспокойства почти для каждой страны. Поэтому в 1999 г. Совет Европы разработал обстоятельную Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию и в этом же году немного позднее – Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. В 2003 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла фундаментальную Конвенцию ООН против коррупции. Эти конвенции Россия подписала, ратифицировала и частично реализовала лишь в декабре 2008 г. Однако в полном объеме они не были имплементированы в отечественное законодательство . Организация Объединенных Наций на своих конгрессах по предупреждению преступности и уголовному правосудию неоднократно обсуждала эти вопросы. Одиннадцатый Конгресс ООН в Бангкоке (2005 г.) вновь обратился к этой проблематике: один из пунктов повестки дня назывался "Коррупция: угрозы и тенденции в XXI веке" . Разрабатываются научно обоснованные предложения по совершенствованию противодействия коррупции и в России .

    Разговоров о борьбе с коррупцией было много, но реальных сдвигов не было. Однако в последние годы, именно при Д. А. Медведеве, наблюдается определенное движение в антикоррупционном направлении. Нужна была политическая воля, реализуемая через комплекс согласованных мер – криминологических, правовых, организационных и экономических. И эта воля появилась с избранием нового Президента РФ.

    В июле 2008 г. президентом был подписан и опубликован "Национальный план противодействия коррупции" и подготовлен пакет законов, внесенных в Государственную Думу, а 5 ноября 2008 г. он выступил с Посланием Федеральному Собранию РФ, в котором говорилось, что "для свободного, демократического и справедливого общества враг номер один – это коррупция" . Главная особенность Национального плана противодействия коррупции, Закона о противодействии коррупции и множественных изменений и дополнений других федеральных законов – комплексность, системность и адресная направленность. Первоочередной задачей президент считает устранение тех причин коррупции, которые порождены несовершенством государственного и хозяйственного механизмов. Крайне важно то, что антикоррупционная работа, по его мнению, должна строиться на использовании мер упреждения, на создании атмосферы "невыгодности" коррупционного поведения. Принятые документы имеют множество взаимосогласованных аспектов. Однако следует согласиться с А. Ципко: "Пока народ внизу и, главное, наверху не увидят, что заниматься мздоимством опасно, разговоры о борьбе с коррупцией бессмысленны" .

    Закон о противодействии коррупции определяет деятельность федеральных органов государственной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), а также по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

    В соответствии с указанным Законом основными принципами противодействия коррупции являются: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

    2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально- экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

    Большое внимание данный Закон уделяет международному сотрудничеству Российской Федерации в области противодействия коррупции, раскрывая все те направления, которые будут способствовать противодействию коррупции в отношении наших граждан, находящихся не только в России, но и за рубежом.

    Организационные основы противодействия коррупции определяются Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, федеральными органами власти, органами субъектов РФ и органами местного самоуправления, осуществляющими противодействие коррупции в пределах своих полномочий. Они могут в целях координации деятельности формировать определенные структуры, которые при получении данных о совершении коррупционных правонарушений передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке. Особая роль по координации деятельности органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенных органов и других правоохранительных органов возлагается на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров. Счетная палата РФ в пределах своих полномочий должна обеспечивать противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

    Профилактика коррупции включает:

    • 1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
    • 2) проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов;
    • 3) предъявление квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей, а также проверка в установленном порядке представляемых ими сведений;
    • 4) установление оснований для увольнения должностных лиц в связи непредставлением ими сведений либо представлением заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представлением заведомо ложных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
    • 5) учет безупречного и эффективного исполнения служащим своих должностных обязанностей при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
    • 6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции.

    В рассматриваемом Законе предусмотрены также основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции , среди них:

    • 1) проведение единой государственной политики в этой области;
    • 2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
    • 3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
    • 4) совершенствование системы и структуры государственных органов и механизмов общественного контроля за их деятельностью;
    • 5) введение антикоррупционных стандартов в плане установления для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции;
    • 6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности РФ;
    • 7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти всех уровней;
    • 8) обеспечение независимости средств массовой информации;
    • 9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
    • 10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
    • 11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
    • 12) обеспечение добросовестности, открытости, честной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
    • 13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
    • 14) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
    • 15) передача части функций государственных органов само- регулируемым, а также иным негосударственным организациям;
    • 16) сокращение численности государственных и муниципальных служащих и другие меры.

    Закон о противодействии коррупции обязывает государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений. Невыполнение последнего условия является правонарушением, влекущим увольнение служащего с государственной или муниципальной службы либо привлечение к иным видам ответственности согласно с законодательству РФ. Уведомители, соответственно, находятся под защитой государства.

    Особое внимание данный Закон уделяет конфликту интересов на государственной и муниципальной службе, при котором личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего, правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам указанных субъектов. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

    Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной такого конфликта, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Урегулирование указанного конфликта осуществляется путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ, а также путем передачи принадлежащих ему ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление.

    Важным обстоятельством противодействия коррупции являются ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора. Бывший служащий в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии. Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, этих требований влечет прекращение трудового договора, заключенного с гражданином. Определенные обязанности налагаются и на работодателя, а их неисполнение является правонарушением и влечет ответственность согласно законодательству РФ.

    Принятие Закона о противодействии коррупции обусловило многочисленные изменения и дополнения в действующих законодательных актах (конституционных и иных федеральных законах, указах и постановлениях) в целях наиболее полной реализации антикоррупционной политики. Был принят даже закон, внесший изменения в Конституцию РФ – от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации", которым ч. 1 ст. 103 Конституции РФ была дополнена п. "в" (заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой).

    В день принятия Закона о противодействии коррупции был подписан Федеральный закон № 280-ФЗ, который внес изменения и дополнения в законы о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, о службе в таможенных органах, о воинской обязанности и воинской службе, в Уголовно-процессуальный, Гражданский, Трудовой кодексы и другие законы.

    Затронут был и институт конфискации имущества по УК РФ при сохранении прежнего подхода. Основное внимание было сосредоточено на некоторых преступлениях против конституционных прав и свобод, преступлениях против общественной безопасности и здоровья населения, двух преступлениях против государственной власти (злоупотребление должностными полномочиями и получение взятки), четырех преступлениях против правосудия (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие, заведомо ложные показания, отказ свидетеля от дачи показаний, подкуп к даче показаний), двух преступлениях против мира и безопасности человечества (разработка оружия массового поражения, наемничество), учтены почти все деяния (8 из 11) против основ конституционного строя и безопасности государства.

    Однако конфискация имущества не распространяется ни на одно преступление против собственности и в сфере экономической деятельности (а таких статей около 50), где совершаются массовые крупномасштабные коррупционные деяния, на легализацию грязных денег, подделку денег и др. Таким образом, конфискация явно политизирована, прослеживается тенденция защиты основных грабителей: она на них не распространяется. Если до полного исключения конфискации имущества (ст. 52 УК РФ) в 2003 г. она применялась к лицам за тяжкие и особо тяжкие деяния, совершенные из корыстных побуждений, то через три года после ее вынужденного восстановления в связи с массовым недовольством населения и юридической общественности эта мера уже применяется выборочно, без учета корыстной мотивации, но с тенденцией к политизированным деяниям .

    Закон о противодействии коррупции несет в себе много криминологически важных идей, не реализованых в УК РФ. В Кодексе не предусмотрена ответственность за опасные коррупционные деяния. Не помогли даже ратифицированные международные конвенции о коррупции.

    Особенно остро стоит вопрос о коррупционерах прошлых лет, в отношении которых неоднократно возбуждались уголовные дела, но им не дали ходу, и они до сих пор пылятся на полках Генпрокуратуры. Некоторая активизация противодействия коррупции по свежим делам приведет к углублению социально-правовой несправедливости, что, несомненно, будет способствовать формированию негативного общественного мнения, а задача властей по "формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению" так и останется декларацией .

    В Генеральной прокуратуре РФ, МВД России и, наконец, в Государственной Думе РФ недавно подводились итоги противодействия коррупции. Результаты неутешительны, хотя некоторые подвижки имеются. В основном они сводятся к привлечению к уголовной ответственности коррупционеров муниципального и регионального уровня. Конечно, за год изменить коррупциогенную ситуацию в России, которая складывалась на протяжении веков, трудно, но уверенности в достижении поставленных целей то, как они реализовывались в последнее время, не прибавило

    Как констатировали СМИ: борьба с коррупцией по-прежнему ведется по низам.

    Тем не менее усилия по предупреждению коррупционных деяний предпринимаются. Готовится проект национальной стратегии противодействия коррупции, рассчитанный на длительную перспективу. Правительство утвердило правила антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и методику ее проведения, а в министерствах и ведомствах как под копирку создаются "ведомственные правила" и утверждаются приказы о порядке уведомления федеральными государственными служащими о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и организации проверки содержащихся в них сведений . Однако все эти меры могут оказаться малоэффективными, поскольку в нашей стране Павлик Морозов давно уже развенчан.

    На 31-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ 25 ноября 2008 г. был принят Модельный закон о противодействии коррупции , в котором можно отметить много положительного. Но в целом он близок к российскому Закону о противодействии коррупции. Согласно этому акту борьба с коррупцией осуществляется путем реализации следующих мер:

    ■ предъявление в установленном законом порядке специальных требований к лицам, претендующим на занятие должностей публичных (государственных, муниципальных) и иных служб, установление законодательных запретов для лиц занимать должности публичных (государственных, муниципальных) и иных служб, прямо или косвенно вмешиваться в деятельность иных коммерческих и некоммерческих организаций либо участвовать в их управлении, включая и запрет на определенный период на занятие должностей в коммерческих и некоммерческих организациях, чья деятельность прямо или косвенно ранее была связана с исполнением ими своих полномочий;

    ■ формирование законодательной процедуры независимой оценки и расследования фактов и материалов о коррупционных правонарушениях в случае конфликта интересов между компетентными органами, ранее проводившими по ним проверку или расследование;

    ■ разработка и пропаганда в рамках институциональных и правовых систем антикоррупционных кодексов или стандартов поведения для правильного, добросовестного и надлежащего выполнения публичных функций;

    ■ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов;

    ■ содействие гласности и открытости решений, принимаемых государственными органами и органами местного самоуправления, их руководителями, если иное прямо не предусмотрено законодательством;

    ■ внедрение антикоррупционного образования и воспитания;

    ■ оказание государственной и муниципальной поддержки формированию и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции;

    ■ поощрение безупречной службы в государственных органах и органах местного самоуправления;

    ■ обязательная периодическая ротация (замена) кадров в государственных органах и органах местного самоуправления;

    ■ установление экстерриториального принципа комплектования кадров органов государственной власти и местного самоуправления;

    ■ формирование нормативных перечней должностей в органах государственной и судебной власти и/или местного самоуправления, замещение которых запрещено или ограничено для лиц, имеющих судимость за коррупционные преступления, подвергавшихся административным либо дисциплинарным взысканиям за коррупционные правонарушения, до истечения сроков действия соответствующих взысканий;

    ■ ведение обособленных регистров лиц, в том числе юридических, которые в соответствии с судебными решениями подвергнуты мерам юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

    ■ предостережение о недопустимости нарушения антикоррупционного законодательства;

    ■ представление органа дознания (дознавателя), следователя, прокурора и частное определение (постановление) суда о необходимости устранения причин и условий, способствовавших совершению коррупционных правонарушений;

    ■ декларирование доходов, расходов и имущества лиц, которые в соответствии с законом могут быть отнесены к субъектам коррупционных правонарушений, а также их близких родственников;

    ■ предоставление лицами, занимающими должности государственной, судебной, публичной и муниципальной службы, сведений о происхождении средств, на которые приобреталось имущество, находящееся в собственности у них, членов их семей и близких родственников.

    Самый сложный вопрос – это, несомненно, практическая реализация предложенных мер. Если наш прямой и обязательный закон пока плохо выполняется, то, по всей видимости, не следует ожидать серьезных результатов от закона рекомендательного характера. Он может служить ориентиром для стран СНГ, но будет ли он воспринят государствами и послужит ли основой для принятия национальных законов и их предметного исполнения?

    Даже при критическом рассмотрении мер, принимаемых в России для противодействия коррупции, бесспорным является то, что власти проявили политическую волю и сделали первые шаги в направлении реальной борьбы с коррупцией. Сейчас трудно будет остановиться, поскольку народ этого не поймет. Следует также признать, что в принятом антикоррупционном законодательстве и организационной работе во многом учтены меры по противодействию коррупции, изложенные в международных конвенциях и других документах, а также положительный опыт других стран, например Гонконга (ныне Сянганский особый административный район КНР), Китайской Народной Республики в целом, многих европейских стран . Однако главное – это реализация выстраданных всем миром предложений по предупреждению и минимизации коррупции.

    • Пословицы русского народа: сб. В. Даля. М., 1957.169–175.
    • Лунеев В. В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы: сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. В. В. Лунеева (Москва, 1999 г.). М., 2001. С. 35.
    • Лунеев В. В. Коррупция в России // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2007 г.). М., 2007. С. 64. Материалы этой конференции, включают 77 докладов и выступлений, которые опубликованы в книге объемом 800 страниц. Содержательные положения колеблются в диапазоне от пассивного "можно ли победить коррупцию?" (Ю. В. Голик) до чрезмерно оптимистического "ликвидация коррупции" (Е. Л. Кондратьев). В этой книге важные суждения "о точечных ударах" и "системном воздействии" при предупреждении коррупции были высказаны С. В. Максимовым. Ссылаясь на свой доклад, автор осознает, что антикоррупционные меры разрабатывались не только им. В этом процессе участвовали сотни исследователей, имена которых уже были озвучены. Авторский взгляд на проблему носит интеграционный характер, но при этом отражает и собственный подход.
    • См.: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона “О противодействии коррупции""".
    • Среди международных документов и материалов других стран можно назвать: Закон о коррупционной деятельности за рубежом США 1976 г. (Бакатин Д. В., Ковалева Т. К. Закон США о коррупционной деятельности за рубежом. М., 2001); Конвенцию по борьбе с подкупом иностранных публичных должностных лиц в международных коммерческих отношениях (1997), подготовленную Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР); Межамериканскую конвенцию против коррупции; Конвенцию по защите своих финансовых интересов, принятую ЕС в 1995 г.; Международный кодекс поведения публичных должностных лиц, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1996 г. (предупреждение коррупции в системе уголовной юстиции). М., 2003. Ценные практические материалы излагались в ряде сборников: Основы противодействия коррупции / под ред. С. В. Максимова. М., 2000; Материалы конференции "Россия и мировой опыт противодействия коррупции" (Москва, 23–24.06.1999) М., 2000; Системы общегосударственной этики поведения / под ред. Дж. Поупа. М., 1999; Выработка стратегического курса антикоррупционной деятельности российского общества и государства / под ред. Дж. Поупа. М., 2000 и др.
    • См. одну из последних работ: Астанин В. В. Антикоррупционная политика России: криминологические аспекты: дисс.... д-ра юрид. наук. М., 2009.
    • Ципко А. Диагноз – коррупция // Российская газета. 2008. 8 мая.
    • См.: Лунеев В. В. Коррупция без конфискации // Литературная газета. 2005. 25–31 мая; Его же. Эпопея с конфискацией // Финансы, экономика, безопасность. 2006. № 2. С. 37–39; № 3 С. 31–33; Его же. Конфискация имущества из УК РФ незаконно исключена: что дальше? // Государство и право. 2006. № 4. С. 5–10. Другие авторы были не менее активны, но власти не обращали на это внимания. За время отсутствия конфискации были осуждены многие крупные мошенники, расхитители, но их имущества конфискация не коснулась. Создается впечатление, что исключение конфискации преследовало именно эти цели и ее восстановление не касается мошенников, похитителей людей, организаторов рабского труда и т.д. Однако за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, воспрепятствование проведению собраний и митингов, "экстремистские" деяния и т.п. конфискация применяется. Очередной российский законодательный абсурд...
    • В криминологической и уголовно-правовой литературе можно обнаружить множество критических высказываний по поводу антикоррупционного законодательства, которое по устоявшемуся в России обычаю готовилось неведомо кем, без глубокого исследования коррупционных реалий, необходимого обсуждения и уголовно-правовой экспертизы (см., например, заключение на проект федерального закона о противодействии коррупции, подготовленное Н. А. Лопашенко (sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=Law_ex/plopashenko.htm)).
    • См.: Правительственный час. О мерах, принимаемых Правительством РФ и органами прокуратуры РФ по реализации Национального плана противодействия коррупции // duma.gov.ru/mdex.jsp?t=news/index.jsp&file=7226.html;
    • См.: Российская газета. 2010.2,3, 5 мар.
    • См.: справки Института Дальнего Востока, подготовленные проф. Л. М. Гудошниковым и канд. ист. наук Г. А. Степановой от 21 декабря 1998 г. и 2 февраля 1999 г. и присланные в Институт государства и права РАН директором Института Дальнего Востока чл.-корр. РАН М. Л. Титаренко.

    В 2003 году Президентом Российской Федерации В. Путиным был создан Совет по борьбе с коррупцией, который проводит анализ и проверку деклараций госслужащих, исследует причины возникновения конфликтов интересов в сфере госслужбы. Деятельность Совета выявила необходимость принятия специализированного закона в сфере противодействия коррупции, так как возможностей отдельных статей Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающих ответственность за дачу и получение взятки, явно не хватало для полноценной борьбы с коррупцией.

    Базовый Федеральный закон «О противодействии коррупции» был принят в 2008 году. На основании этого закона Президентом России утверждаются Национальные планы по противодействию коррупции на определенный период.

    Спустя десять лет после начала полноценной кампании по борьбе с коррупцией можно уверенно говорить об определенных успехах в этой области.

    Так, государственные служащие и лица, занимающие государственные должности, обязаны отчитываться об имеющемся у них и членов их семей имуществе, а также о заключенных ими крупных сделках. Следует отметить, что срок представления указанной категорией лиц деклараций о доходах, расходах и имуществе за 2017 год истекает 1 апреля 2018 года. Комиссии по предотвращению конфликта интересов осуществляют деятельность по обеспечению соблюдения государственными служащими и лицами, занимающими государственные должности, ограничений и запретов, установленных антикоррупционным законодательством Российской Федерации.

    Одной из важнейших мер противодействия коррупции на федеральном уровне является антикоррупционная экспертиза законов и подзаконных актов. Это позволяет снижать коррупционные риски, своевременно исключать противоправные, двусмысленные нормы, открывающие пути для злоупотреблений. Во всех сферах оказания государственных услуг внедряются соответствующие административные регламенты. Ограничиваются возможности для всякого рода проверок и другого необоснованного вмешательства в деятельность коммерческих организаций.

    В Послании Федеральному Собранию, оглашенному 1 марта 2018 года, Президент Российской Федерации В. Путин указал на необходимость перехода на цифровую форму предоставления государственных услуг, с применением дистанционных сервисов, отметив, что «цифровизация всей системы государственного управления, повышение ее прозрачности – это мощный фактор противодействия коррупции».

    Президент Российской Федерации В. Путин также неоднократно отмечал, что неотъемлемой составной частью механизма противодействия коррупции является регулирование сферы государственных и муниципальных закупок. Можно констатировать, что эта область законодательства является одной из самых динамично развивающихся.

    Коррупция является опасным явлением, представляющим угрозу как внутреннему развитию государства так и международной безопасности. В марте текущего года делегация Совета Федерации приняла участие в XIV Международном совещании по уголовным наукам – 2018, проведенном в Гаване (Республика Куба), одной из тем обсуждения на котором была роль законодательной власти в сфере противодействия коррупции. В рамках обсуждения данного вопроса российской делегацией было отмечена необходимость дальнейшей унификации антикоррупционных ограничений для лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, а также должности государственной и муниципальной службы. Кроме того, была обозначена проблема, связанная с отсутствием инициативного информирования прокуроров со стороны подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственных и муниципальных органов, наличие которой не позволяет максимально полно использовать механизм контроля над расходами.

    Общие масштабы противодействия коррупции можно оценить, анализируя ежегодные доклады Генерального прокурора о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению. В качестве примера можно привести цифры, представленные органами прокуратуры по результатам проведенных мероприятий в сфере противодействия коррупции за 2016 год: прокурорами выявлено 325 647 нарушений законов (в 2015 году – 386 073). Наибольшее количество нарушений (80 515) связано с несоблюдением запретов и ограничений, неисполнением обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, основная масса которых (74 351) заключалась в представлении государственными и муниципальными служащими, иными лицами неполных либо недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

    Среди выявленных нарушений 2 388 касались неурегулирования конфликта интересов, а 985 – незаконного участия в предпринимательской деятельности и управлении хозяйствующими субъектами.

    Как следует из докладов, органами прокуратуры ведется планомерная и эффективная работа по борьбе с коррупцией в силовых и властных структурах, причем эта работа уже дает свои позитивные результаты.

    Важно обратить внимание на практическое применение антикоррупционного законодательства, когда правоохранительные органы расследуют преступления коррупционной направленности, совершенные должностными лицами вплоть до самых высоких чинов. В качестве примера такой серьезной и основательной работы можно привести недавние аресты высокопоставленных чиновников в Республике Дагестан.