Какое неофициальное название носит hs 129. Основной штурмовик Люфтваффе

В мае 1942 г. на сборочной линии завода в Шёнефельде самоле­ты модификации «В-1» сменили Hs-129В-2. С декабря 1941 г. помай 1942 г. завод построил 50 Hs-129B-1 (W.Nr. 0151-0200). Переход на новую модель не вызвал серьезной пере­стройки производства, так как само­леты варианта «В-2» отличались от предшественников только топливной системой: в топливопроводе между фильтром и топливным насосом был установлен регулятор давления, а в крыльевых топливных баках появи­лись дренажные отверстия для пре­дотвращения разрыва полностью заправленных баков от расширения горючего в условиях жары. Топлив­ная система подвергалась доработ­кам и в ходе серийного выпуска Hs-129В-2.

Внешне самолеты Hs-129B-2 первых выпусков ничем не отлича­лись от Hs-129B-l. По ходу серийно­го производства в конструкцию Hs-129В-2 вносились изменения, учиты­вавшие пожелания летчиков-фронто­виков. Начиная с самолета W.Nr. 0301 изменилась форма носовой час­ти фюзеляжа. Самолет W.Nr. 0331 и машины более позднего выпуска обо­рудовались бензиновыми обогрева­телями кабины летчика, обогрева­тель располагался в носовой части фюзеляжа. Бросающимся в глаза вне­шним отличием самолетов, оборудо­ванных печками, стала большая дыра воздухозаборника в носовой части фюзеляжа. Из-за установки обогре­вателя в сторону правого борта был смещен фотокинопулемет Rb-24.

Начиная с самолета W.Nr. 0351 некоторые Хеншели Hs-129 ста­ли оснащаться оборудованием для буксировки десантных планеров DFS-230. Оборудование монтирова­лось в хвостовой части фюзеляжа.


Хеншель Hs-129 В-2 заложил крутой вираж на малой высоте над аэродромом базирования, Восточный фронт. На самолетах модели «В-2» стали устанавливать короткие выхлопные патрубки, снижавшие вероятность перегрева двигателей. На этом самолете – крыло с прямыми передней и задней кромками, которые ввели в целях снижения трудоемкости производства.



Летчик проверяет работу двигателей своего Hs-129B-2 перед очередным боевым вылетом, Восточный фронт. Нос фюзеляжа штурмовика окрашен желтой краской (RLM27, FS33637), перед козырьком фонаря кабины нанесена черная антибликовая полоса. Обратите внимание на рамочную антенну радиокомпаса, установленную на фюзеляже за кабиной летчика.



Собственные имя давались штурмовикам Hs-129 крайне редко. На снимке – самолет с таким именем: «Mulle». Название машины написано белой краской на фоне желтого носа фюзеляжа. Обратите внимание на смонтированный перед козырьком кабины пилота прицел Реви С/С 12, в тесной кабине место для установки прицела не осталось. На некоторых штурмовиках (в том числе и на этом) на козырьке кабины монтировали зеркало заднего обзора.


Не удалось установить, начи­ная с какого самолета вместо длин­ных выхлопных патрубков двигате­лей стали монтироваться короткие. В ходе серийного производства изме­нилось крепление к фюзеляжу натяж­ной проволочной радиоантенны -вместо мачты, конец антенны стал крепится к небольшому изолятору, смонтированному в верхней части фюзеляжа. Часть машин была уком­плектована радиополукомпасами, имевшими характерные круглые ра­мочные антенны. Зеркало заднего обзора на переплете фонаря кабины первоначально устанавливалось только на машинах, оснащенных буксировочным оборудованием, однако позже его стали монтировать почти на всех штурмовиках, в том числе си­лами техников и на машинах ранних выпусков. Посадочная фара под левой плоскостью крыла имелась только на самолетах ранних выпусков.

Первоначально воздухоза­борник карбюратора, расположен­ный под двигателем был круглой формы, в ходе серийного производ­ства его заменили воздухозаборни­ком коробчатой формы с встроенным фильтром механических частиц.

Начиная с середины 1943 г. в люфтваффе ввели новую шестизнач­ную систему заводской нумерации самолетов. За фирмой Хеншель были закреплены Werke Nummern серий 140000, 141000 и 162000, последняя серия - за Hs-129B-3.

К варианту Hs-129B-2 подхо­дили все варианты вооружений «по­левой модернизации», разработан­ные для Hs-129B-1, однако самолеты чаще всего применялся в качестве истребителя танков, поэтому в наи­большей мере были востребованы подвесные 30-мм пушки. В обозначе­ниях самолетов, оснащенных комп­лектами Rustsatz, наблюдается изве­стная путаница, тем не менее ниже приведены наиболее распространен­ные примеры:



В носовой части фюзеляжа штурмовика Hs-129 размещалась бронекапсула, защищавшая летчика от обстрела. Толщина бронекорпуса варьировалась от 6 до 12 мм. Круглые отверстия в лобовой стенке бронекапсулы предназначены для подсоединения воздуховодов системы обогрева кабины. На снимке – бронекапсула штурмовики Hs-129B-2 W.Nr. 0385, захваченного американцами в Северной Африке в 1943 г. Самолет был испытан в США, после чего утилизирован. Бронекапсула каким-то образом уцелела и, в конечном итоге, попала к австралийскому частному коллекционеру Мартину Меднису.


Изображения почетного знака вермахта «За штыковую атаку» пользовалось большой популярностью у летчиков Hs-129, на этом Hs-129 изображение знака нарисовано белой краской на фюзеляже перед стеклом фонаря кабины. Небольшое отверстие в передней части фюзеляжа сделано для объектива фотокинопулемета, большой – воздухозаборник системы отопления кабины. Обе «дыры» введены в конструкцию штурмовика начиная с самолета W.Nr.0331.


Hs-129B-2/R1 - оснащен бом­бодержателями под фюзеляжем и под обеими плоскостями крыла, макси­мальные вариант бомбовой нагруз­ки: четыре контейнера АВ-24 под фю­зеляжем и по одному контейнеру АВ-24 под каждой плоскостью крыла.

Hs-129B-2/R2 - вариант с подфюзеляжной установкой 30-мм авто­матической пушки МК-101 (с лета 1943 г. МК-103) с боекомплектом в 100 снарядов. Пушка МК-103 пред­ставляла собой дальнейшее развитие орудия МК-101, МК-103 имела более высокую начальную скорость снаря­да и более настильную траекторию.

HS-129B-2/R3 - вариант, воо­руженный пушкой ВК-3,7 с боеком­плектом из 12 снарядов. Пушка ВК-3,7 представляла собой модификацию зенитного орудия Flak-3,7 ка­либра 37 мм. При установки комп­лекта R3 снимались штатные фюзе­ляжные пулеметы штурмовика.



Hs 129B-1




Hs 129B-0


Ранний Hs 129B-1



Детали кабины



Hs 129В-3 с 75-мм пушкой ВК


B-2/R2 – 30mm kanon МК 103 30mm cannon



B-1/R4-4 х ETC 50


B-1 /R2 – 30mm kanon MK 101 30mm



Вариант мотогондолы с круглым воздухозаборником В-0 и ранних В-1



Hs 129B-2


Орудиями ВК-3,7 вооружа­лись немногие штурмовики, посколь­ку более легкие пушки МК-103 име­ли больший боекомплект и больше подходили для борьбы с танками. Кроме того, существовал определен­ный дефицит 37-мм пушек, которые в первую очередь шли на вооружение противотанковых Ju-87G, по две пушки на один самолет). О боевом применении Hs-129B-2/R3 сведений не имеется.

Штурмовики, вооруженные пушками ВК-7,5 калибра 75 мм по­лучили обозначение Hs-129B-3, одна­ко встречалось и обозначение Hs-129B-2/R4.



Кабина штурмовика Hs-129 была чрезвычайно тесной, при закрытом фонаре голова летчика с трудом помещалась внутри. Близкое к треугольному сечение фюзеляжа было выбрано для упрощения технологии производства, снижению трудоемкости технологических процессов в военное время придавалось огромное значение. Две автоматические пушки MG-151/ 20 калибра 20 мм установлены в верхней части фюзеляжа, два 7,92-мм пулемета MG-17 монтировались под пушками.



Летчик Хеншеля Hs-129B-1 закрыл фонарь кабины, через мгновенье самолет пойдет на взлет. Форма фонаря кабины оставалась неизменной на всех модификациях Hs-129. Обратите внимание на нанесенные на боковое остекление фонаря линии, которые облегчали летчику выдерживание угла пикирования. Линии нанесены под углами 10, 20 и 30 градусов к горизонту.



Лейтенант Леонид Сотропа Королевских ВВС Румынии пристегивает привязные ремни. Летчик готовится к вылету на боевое задание. Обратите внимание на металлический щиток с уголками, установленный перед козырьком фонаря кабины рядом с прицелом Реви, которые помогали летчику удерживать самолет на пикировании в горизонте.


Наиболее интересным проти­вотанковым оружием, из числа ис­пользовавшихся на Hs-129B были безоткатные «специальные устрой­ства» - Sondergerat SG-113A «Forstersonde». Три таких самолета поступили в испытательный центр Тарновитц. Устройство SG-113A представляло собой шесть стволов калибра 77 мм. обращенных дулами вниз под углом 15 град, к вертикали. Каждый ствол снаряжался сдвоен­ным зарядом, один из которых ком­пенсировал отдачу при выстреле. Снаряд калибра 77 мм из мягкой ста­ли имел сердечник из твердого спла­ва диаметром 45 мм. Оружие в тео­рии приводилось в действие автома­тически по сигналу Т-образного магнитомера, смонтированного на штанге в передней части фюзеляжа самолета. Предполагалось, что в по­лете на высоте 5-15 м над землей магнитомер будет способен обнаружи­вать крупные металлические объек­ты - танки. Никаких сведений об ис­пользовании вооруженных подоб­ным образом самолетов на фронтах не сохранилось.

Начиная с осени 1942 г. посто­янно росло не только количество рус­ских танков, но улучшалось и их ка­чество. Новые варианты KB и Т-34 превосходили по своим характерис­тикам немецкие PzKpfw.III и PzKpfw.IV.

Новые модели русских танков создали проблемы для летчиков под­разделений Panzerjager: снаряды пу­шек МК-101 не пробивали ни 75-мм лобовую броню KB, ни лобовую бро­ню толщиной 45 м танка Т-34. В штаб люфтваффе поступил рапорт следу­ющего содержания: - во многих случаях пушка МК-101 оказывается не эффектив­ным оружием. Часто танки против­ника продолжают движение даже после нескольких прямых попаданий 30-мм снарядами. Необходимо воо­ружить самолеты Hs-129 более мощ­ным оружием, способным поражать вражеские танки с одного-двух выс­трелов.


Летчик штурмовика Hs-129 В-2 подает сигнал наземному персоналу о своей готовности к взлету. Передняя часть бокового остекления фонаря кабины Hs- 129 выполнялась сдвижной по направлению полета. Обратите внимание на зеркало заднего вида, закрепленное на козырьке фонаря кабины.



Кабины штурмовиков Hs-129B-2 поздних выпусков и Hs-129B-3 практически не отличались друг от друга. На приборной доске расположены основные пилотажно-навигационные приборы и индикаторы состояния оружия, приборы контроля двигателей смонтированы на внутренних сторонах мотогондол. Ручка управления (на снимке) несколько отклонена к левому борту. Интерьер кабины окрашен в черно-серый цвет (RLM66, FS36081).


Попытки бомбардировки бо­евых порядков танковых подразделе­ний бомбами крупного калибра ус­пеха не имели из-за недостаточной точности бомбометания.

Для отработки тактики и тех­ники борьбы с танками было сфор­мировано экспериментальное под­разделение «Versuchskommando fur Panzerbekampfung», на вооружение которого поступили оснащенные двумя пушками ВК-3,7 самолеты Ju-87G; Ju-88P, оснащенный противо­танковым орудиям Рак-40 в подфюзеляжной гондоле; Мессершмитт Bf.HO с одной 37-мм пушкой под фюзеляжем и несколько Hs-129B. В апреле 1943 г. Versuchskommando направили на Восточный фронт. Из четырех типов противотанковых са­молетов лучше всего проявили себя Ju-87G и Hs-129B, в то время как Ju-88Р и мессершмитт на роль истреби­телей танков явно не годились. В ходе боев на Кубани самолеты Versuchskommando fur Panzerbekampfung уничтожили в ус­тье Дона более 1000 единиц плавс­редств.

Изначально тактику исполь­зования истребителей танков ограни­чивал приказ верховного командова­ния люфтваффе атаковать бронетех­нику противника только на марше к линии фронта. Силами личного со­става Versuchskommando fur Panzerbekampfung были отработаны приемы тесного взаимодействия пи­кирующих бомбардировщиков и ис­требителей танков, позволявшие на­носить удары по танкам непосред­ственно на поле боя. Versuchskommando fur Panzer­bekampfung было расформировано 17 июня 1943 г.



В кабине штурмовика сидит один из лучших пилотов Hs-129 гауптман Рудольф Руффер. Обратите внимание на установленный на спинке кресла бронезаголовник толщиной 6 мм. Кожаная обшивка вдоль рамы козырька кабины предохраняла голову летчика от ударов при резком маневрировании или грубых посадках.


Конструкция кресла пилота



Оружейники заправляют 100-снарядную ленту к 30-мм пушке МК-103, подвешенной под фюзеляжем штурмовика Hs-129. Прямоугольный дульный тормоз уменьшал силу отдачи пушки при стрельбе. Снаряды пушки МК-103 пробивали броню толщиной до 75 мм с дистанции 300 м.


В составе 4-го воздушного флота в Хортице в феврале 1943 г. была сформирована «Jagdkommando Weiss», в состав которого вошли под­разделения, вооруженные самолета­ми Hs-129B. Командиром Jagdkommando Weiss был назначен кавалер Рыцарского креста с дубовы­ми листьями подполковник Отто Вейсс. Через короткое время из Jagdkommando Weiss выделилось «Fuhrer fur Panzerjagdstaffeln» (FuPz), в этом соединение были сконцентри­рованы все отдельные стаффели, во­оруженные штурмовиками Hs-129B. Идея заключалась в массированном использовании противотанковых са­молетов на узком участке фронта. В период битвы на Курской дуге под началом командира FuPz гауптмана Бруно Мейера имелось четыре стаффеля Hs-129B, большинство истреби­телей танков были вооружены новы­ми пушками МК-103.

Операция «Цитадель» нача­лась 5 июня 1943 г. в 3 ч 00 мин утра. Самолеты Hs-129B действовали на южном фасе Курского выступа с аэродрома Микояновка, располо­женного примерно в 20 км северо-за­паднее Харькова.

Через три дня после начала операции немецкие войска продвину­лись в глубь советской обороны на 40 км и вышли на южном фасе дуги на подступы к Белгороду. На рассве­те 8 июля группа Hs-129B во главе с самим Мейером обнаружила боль­шое количество советских танков, внезапно атаковавших незащищен­ный восточный фланг II танкового корпуса СС генерала Хауссера. Мейер вызвал из Микояновки подкреп­ление, а сам немедленно возглавил атаку на вражескую бронетехнику. Через 15 минут к месту боя подошли 16 истребителей танков гауптмана Матушека из 4./Sch.G-2, за ними -самолеты из 8./Sch.G-2 обер-лейтенанта Освальда, 4./Sch.G-l обер-лейтенанта Дорнемана и 8./Sch.G-l лейте­нанта Орта. Хеншели висели над по­лем боя непрерывно: один стаффель атаковал, второй возвращался в Микояновку, третий - пополнял запасы топлива и боекомплекта, четвертый в это время находился на маршруте к точке выхода в атаку. Удары Hs-129В по танкам сопровождались на­летами Фокке-Вульфов Fw-190, воо­руженных осколочными бомбами SD-2, очень эффективным противо­пехотным оружием. Хеншели стара­лись атаковать танки со стороны кор­мы или бортов, где броня имела мень­шую, чем в лобовой части толщину. Менее чем за час большая часть тан­ков была приведена в небоеспособ­ное состояние. Советская контрата­ка во фланг танкового корпуса СС захлебнулась. Без единой потери люди Мейера вывели из строя более 80 русских танков и других единиц боевой техники. Впервые воздушные истребители танков люфтваффе суме­ли без помощи подразделений вер­махта стабилизировать ситуацию на земле. Командование II танкового корпуса СС выразило благодарность летчикам:


Оберфельдфебель люфтваффе фиксирует ствол 30-мм пушки МК-103. Данная процедура уменьшает вибрацию длинного ствола в полете. Обратите внимание на черное пятно от пороховых газов на нижней поверхности фюзеляжа. Пушки МК-103 чаще всего монтировались на штурмовики непосредственно на заводе фирмы Хеншель при изготовлении самолетов, а не в полевых условиях.



Механик люфтваффе позирует на фоне вооруженного мощной 37-мм пушкой ВК-3,7 (Bordkanone). Ствол пушки снабжен пламегасителем, чтобы яркие вспышки выстрелов не слепили пилота. На оснащенных 37-мм пушками самолетах фюзеляжные пулеметы калибра 7,92 мм демонтировались.


Впервые в военной истории вражеская танковая бригада была уничтожена авиацией без какой бы то ни было помощи наземных войск.

В ходе операции «Цитадель» самолеты люфтваффе совершили 37 421 боевой вылет, сбили 1735 само­летов противника, в то время как соб­ственные потери составили 64 маши­ны. На войска Красной Армии было сброшено 20 000 т бомб, уничтожено 1100 танков и 1300 других единиц советской боевой техники.

Согласно приказу от 18 октяб­ря 1943 г. изменялась организация и система обозначений подразделений штурмовиков и пикирующих бом­бардировщиков люфтваффе. Stukageschwadern переименовыва­лись в Schlachtgeschwadern, старые Sch.G-1 и Sch.G-2 были расформиро­ваны и послужили базой для созда­ния новые частей истребителей танков. Приказом от того же 18 октября 1943 г. создавалась новое соединение - IV. (Panzer)/Schlachtgeschwader-9 и изменя­лись обозначения подразделений: FuPz на Stab IV. (Pz)/SG-9 4.(Pz)/Sch.G-l на 10.(Pz)/SG-9 8.(Pz)/Sch.G-l на ll.(Pz)/SG-9 4.(Pz)/Sch.G-2 на 12.(Pz)/SG-9 8.(Pz)/Sch.G-2 на 13.(Pz)/SG-9 Panzerjagerstaffell/JG-51 на 14.(Pz)/SG-9 Под командованием Бруно Мейера IV.(Panzer)/Schlacht-geschwader-9 стала «пожарной ко­мандой», которую перебрасывали с одного угрожаемого участка Восточ­ного фронта на другой.



Рабочие завода фирмы Хеншель монтируют под фюзеляжем Hs-129 В гондолу для 37-мм пушки Рейнметалл Flak-18. Ствол орудия пока не установлен. Зенитная пушка Рейнметалл Flak-18 после летных испытаний на самолете Hs-129B получила обозначение ВК-3,7.



Гондола и ствол 37-мм пушки ВК-3,7 могли демонтироваться для облегчения технического обслуживания орудия. Боекомплект к пушке состоял из 12 бронебойных снарядов. Пушками ВК-3,7 вооружались также пикирующие бомбардировщики Ju-87G.



На самолетах модификации Hs-129B- 1 использовались те же самые двигатели Гном-Рон 14М, что и на более поздних вариантах Hs-129B-2 и Hs- 129В-3, однако воздухозаборники системы охлаждения моторов различались. На Hs-129B-1 стояли круглые вохдухозаборники с встроенными фильтрами механических частиц. Фильтры оказались неэффективными и на машинах более поздних модификациях их конструкцию изменили. На левой плоскости крыла установлен двигатель 14М-04, воздушный винт которого вращался против часовой стрелки, на правой – стандартный 14М-05, винт которого вращался по часовой стрелке. Под фюзеляжем подвешена гондола с 30-мм автоматической пушкой МК-101.



Ha Hs-129B-2 была изменена конструкция воздухозаборников системы охлаждения двигателей и смонтированных в них фильтров механических частиц. Двигатели самолетов модификации В-2 также получили новые, более короткие, выхлопные патрубки, снижавшие вероятность перегрева мотора. В нижней части мотогондолы была установлена броня толщиной 5 м. Все же эти усовершенствования не позволили решить проблему низкой надежности двигателей Гном-Рон 14М, эти моторы оставались «узким местом» самолета на протяжении всей его карьеры.


Hs 129В-0/В-1/В-2


Hs 129В-2(поздние)/В-3


Помимо люфтваффе, Хеншели-129 состояли на вооружении Fortele Aeriane Regale ale Romana (Королевские ВВС Румынии). В со­ставе 1-го воздушного корпуса (Corpul I Aerian) имелась 8-я ударная группа (Grupul 8 Asalt), включавшая 41-ю, 42-ю и 60-ю эскадрильи. Ко­мандование 1-го румынского воз­душного корпуса в оперативном от­ношении подчинялось штабу 4-го воздушного флота люфтваффе, хотя румыны действовали как в секторе, отведенным 4-му воздушному флоту, так и в зоне ответственности 6-го воз­душного флота..

Зимой 1943-44 г.г. числен­ность авиационного парка IV. (Pz)/ SG-9 составляло примерно 70% от штатной, как правило боеспособны­ми считалось порядка 50-60 штурмо­виков. Серьезные проблемы возник­ли с пушками МК-103, это оружие не испытывалось на надежность работы в условиях низких температур. Зима показала, что на морозе пушки не работают.

В первой половине 1944 г. лет­чики IV.(Pz)/SG-9 добились экстра­ординарных успехов, а индивидуаль­ные счета отдельных пилотов превы­сили 50 уничтоженных танков про­тивника. Командир 10.(Pz)/SG-9 гауптман Руффер дважды был отмечен в приказа высшего командования су­хопутных войск.:

13 марта в районе восточнее Тернополя... действия Schlachtflieger-staffel гауптмана Руффера заслужива­ют самой высокой оценки.

От 13 апреля 1944 г.: над Се­верным Крымом и в районе северо-восточнее Феодосии летчики Schlachtfliegerstaffeln за два дня унич­тожили 82 танка противника, особен­но отличилось подразделение гаупт­мана Руффера.

1 мая 1944 г. состоялся «юби­лейный» 10 000-й боевой вылет штур­мовиков IV. (Pz)/SG-9 Бруно Мейера.

27 декабря 1943 г. ll.(Pz)/SG-9 была отведена с фронта на отдых в тыл, на аэродром Удетфильд, а 20 января 1944 г. ее преобразовали в Erprobungskommando-26 - эскпериментально-испытательное подразде­ление, предназначенное для отработ­ки различных вариантов вооружения самолетов Hs-129.

Для Hs-129 были разработаны различные системы противотанково­го вооружения, в том числе неуправ­ляемые ракеты Werfer Granate моде­лей W.Gr.21 (калибра 210 мм) и W.Gr.28 (калибра 280 мм); специали­зированные противотанковые неуп­равляемые ракеты «Panzerblitz-1» калибра 70 мм и «Panzerblitz-2» калиб­ра 55 мм; подвесной огнемет Gero. Часть из этих систем проходила лет­ные испытания, часть - не пошла дальше чертежей.

В 1942 г. на бомбардировщик Ju-88 установили сухопутную проти­вотанковую пушку PaK-40L калибра 75 мм. Ее авиационный вариант от­личался наличием электропневмати­ческого заряжения из рассчитанного на 12 снарядов магазина револьвер­ного типа и установкой на срезе ство­ла большого дульного тормоза. Мо­дифицированный вариант получил обозначение ВК-7,5.

В начале 1944 г. было приня­то решение о вооружении пушкой ВК-7,5 самолета Hs-129. В мае на стандартном Hs-129B-2 (W.Nr. 141258) был установлен деревянный макет гондолы с орудием. Самолет направили в испытательный центр Травемюнде. Крупногабаритный на­плыв в нижней части фюзеляжа само­лета существенно менял его аэроди­намику. Для исследования поведения воздушного потока заднюю часть Hs-129В-2 W.Nr.141258 окрасили в чер­ный цвет и обклеили узкими ленточ­ками для визуализации потока. Ис­следования поведения самолета «ухуд­шенной» аэродинамики проводились на различных режимах полета, по их результатам было решено готовить се­рийное производство Hs-129B, воору­женных пушками ВК-7,5.

В разных источниках приво­дятся различные обозначения Хеншелей 129 с 75-мм пушками: Hs-129B-3/ Wa (Wa, Waffentrager - носитель во­оружения), Hs-129B-2/R4.



Хеншель Hs-129B-2 (красная «D», W.Nr. 141859) готов к очередному боевому вылету на охоту за русскими танками. Под фюзеляжем подвешена 30-мм автоматическая пушка МК-101. На фюзеляже видна рамочная антенна радиокомпаса, обратите внимание на проволочную натяжную антенну приемо-передающей радиостанции.



Оружейник люфтваффе заправляет в магазин 125-снарядную ленту к 20-мм бортовой пушке MG-151/20 штурмовика Hs-129B-2 из 10.(Pz)SG-9. Створка отсека вооружения откинута вверх. За цвет своей формы механики люфтваффе получили прозвище «негры». На голове «негра» одет меховой шлем – не последняя по важности вещь в условиях крутой русской зимы.



Техническое обслуживание штурмовика Hs-129B-2 белая «К», Восточный фронт, Украина, начало 1944 г. Один техник заливает горючее в крыльевой топливный бак правой плоскости, оружейники заняты боекомплектом к 20- мм пушке MG-151/20. Самолет принадлежал 10.(Pz)SG-9.


В июле 1944 г. «живые» пуш­ки установили на три эксперимен­тальных самолета Hs-129B-3 (W.Nr. 162033, 162034 и 127035), которые в августе поступили в Тарневитц, в Erprobungskommando-26, для обстре­ла на полигоне трофейный русских танков. Испытания завершились в сентябре с положительными резуль­татами, после чего самолеты напра­вили на Восточный фронт.

Крупноразмерный магазин пушки ВК-7,5 занимал всю централь­ную часть фюзеляжа Хеншеля, не со­ставляя места казенным частям пу­шек MG-151, которые пришлось демонтировать. В ряде источников го­ворится о том, что Hs-129B-3 не име­ли и пулеметного вооружения, одна­ко, скорее всего, пулеметы все же ос­тавили, так как они не мешали раз­мещению боекомплекта к 75-мм ору­дию. Согласно техническому описа­нию, составленному штабом люфтваф­фе, вооружение состояло из одной пуш­ки ВК-7,5 калибра 75 мм и двух пуле­метов MG-17 калибра 7,92 мм.

На первых трех Hs-129B-3 сто­яли прежние прицелы Реви, на маши­нах более позднего выпуска стали монтировать более совершенные те­лескопические прицелы ZFR-3. По завершению летных испытаний трех прототипов начался выпуск самоле­тов Hs-129B-3 на заводе в Берлин-Йоханнестали. Из-за тесноты производ­ственных помещений, отстрел пушек на готовых самолетах производился через открытые окна заводского цеха по установленным на летном поле аэродрома мишеням. Отстрел ору­жия в воздухе производился на поли­гоне Дипензее, после чего самолеты направляли на Восточный фронт в стаффели 10.(Pz..)/SG-9 и 14.(Pz..)/ SG-9. На фронте вооруженные 75-мм пушками Хеншели добились впечат­ляющих результатов, имея возмож­ность поражать даже тяжелые танки ИС. Летчики прозвали Hs-129B-3 «Buchsenoffner» - консервный нож. Конструкцией Hs-129B-3 был предус­мотрен аварийный сброс гондолы 75-мм пушкой.



Механик работает с бортовой радиостанцией FuG-16Z самолета Hs-129B-2, Восточный фронт, начало 1944 г. Радиостанция устанавливалась в центральной части фюзеляжа, непосредственно за пушкой MG-151/20. Летчик штурмовик должен был постоянно иметь надежную связь с землей, чтобы вовремя получать команды наведения.



Один самолет Hs-129C-l/V-l (W.Nr.220001) был вооружен установленной под фюзеляжем 75-мм пушкой ВК-7,5. Обратите внимание на дырчатый дульный тормоз, установленный на ствол орудия. Для сохранения массы самолета в разумных пределах с этой машины были сняты обе фюзеляжные пушки и оба пулемета.



Этот Хеншель (Hs-I29B-3, W.Nr. 162053) брошен на аэродроме в последние месяцы войны то ли из-за технических неисправностей, то ли по банальной причине нехватки топлива. Самолет был захвачен в качестве трофея советскими войсками зимой 1944-45 г.г. Это единственная известная фронтовая фотография Hs-129, вооруженного 75-мм пушкой ВК-7,5.



Подфюзеляжная гондола с 75-мм пушкой ВК-7,5 со снятым обтекателем (самолет Hs-129B-3 W.Nr. 162053). Пушка представляет собой доработанное противотанковое орудие вермахта PaK-40L. Авиационный вариант противотанковой пушки был оснащен электропневматическим механизмом перезаряжения, который обеспечивал скорострельность 40 выстрелов в минуту. Боекомплект размещался в установленном в фюзеляже магазине револьверного типа, рассчитанном на 16 снарядов. Всего 75- мм пушками было вооружено 23 штурмовика, самолет Hs-129 В-3 W.Nr. 162053 был захвачен советскими войсками в начале 1945 г.




Прицел ZFR ЗВ




Хеншель Hs-129B-2 W.Nr. 0224 «DE+ZR» был оснащен прицелом Реви 5 заднего обзора, снимок сделан в Рехлине в 1943 г. Данный прицел предлагался для установки на самолеты модификации «С», которые планировалось вооружить двумя стреляющими в заднюю полусферу 7,92-мм пулеметами MG-17. На данном Хеншеле устанавливались двигатели Изотта-Фраскини «Дельта» RC-15/ 48, проблемы с силовой установкой привели к прекращению летных испытаний самолета летом 1944 г.



Союзные войска обнаружили этот Hs-129 В-2 весной 1945 г.на аэродроме Авиационного исследовательского института в Фолькенроде, земля Бранденбург. Экспериментальный образец вооружен установленными вертикально в фюзеляже противотанковыми мортирами SG-113A «Forstersonde». Детальной информации по данной машине обнаружить не удалось. Обратите внимание на открытый люк доступа к радиостанции и обмотанное парашютом вертикальное оперение. Сдвижной сегмент фонаря кабины удален.


Длина пушки ВК-7,5 - 6,165 м, масса всей установки - 450 кг, масса снаряда 6,8 кг, скорострельность 30 выстрелов в минуту. Как правило, за один заход летчик успевал выпустить не более четырех снарядов, но чтобы вывести танк из строя порой хвата­ло и одного выстрела из 75-мм пуш­ки Hs-1298-З. Характеристики ору­дия позволяли поражать танки с ди­станции порядка 500 м. На дистанции 1000 м бронебойной снаряд пробивал установленную под углом 90 град к траектории полета бронеплиту тол­щиной до 130 мм.

До прекращения выпуска Hs-129В в сентябре 1944 г. было изготов­лено примерно 25 машин с 75-мм ору­диями, известно так же, что в вари­ант «В-3» переоборудовали несколь­ко Hs-1298-2.

Самолеты Hs-129 В воевали на Восточном фронте вплоть до завер­шения войны, но в последние воен­ные месяцы их количество резко уменьшилось, в январе 1945 г. неко­торые подразделения SG-9 были пе­ревооружены Фокке-Вульфами 190, оснащенными противотанковыми ракетами Panzerblitz.

Последним аэродромом, на ко­торый базировались Хеншели-129 стал Зельвег, расположенный в окрестнос­тях австрийского города Клагенфурт. Из-за нехватки горючего самолеты не сделали из Зельвега ни одного боево­го вылета. Немцы успели до капитуля­ции уничтожить все штурмовики, что­бы они не достались в руки союзников. Часть личного состава ушла на терри­торию Чехословакии, где попала в плен к Красной Армии.

В течение непродолжительного промежутка времени Hs-129 воевали на Западном фронте. На отражение высадки союзников в Нормандии в июне 1944 г. немцы бросили все спо­собные подниматься в воздух самоле­ты, в том числе и из учебно-трениро­вочных подразделений. Среди после­дних был и один стаффель, укомплек­тованный штурмовиками Hs-129-SG-101. Стаффель. SG-101 был единствен­ным подразделением люфтваффе, го­товившем летчиков Hs-129. Подразде­ление базировалось в парижском аэро­порту Орли, на вооружении имелись машины моделей «А» и «В».

В ходе боев в Нормандии стаффель действовал по британским силам вторжения, базируясь на аэродроме Кан-Карпикю. После взятия аэродрома, американцы захватили на летном поле один исправный Hs-129, судьба этого самолета не известна.

Союзники уже имели возмож­ность близко познакомиться с творе­нием Николауса: в Северной Афри­ке британцы захватили два штурмо­вика из 4./Sch.G-2. Один самолет по­лучил легкие повреждения при вы­нужденной посадке. Он был отправ­лен в Великобританию, 27 июля 1943 г. трофей доставили в Коллиуистон, где самолет передали звену No. 1426, за которым числились многие тро­фейные самолеты.



Союзные войска обнаружили этот Hs-129B-2 весной 1945 г.на аэродроме Авиационного исследовательского института в Фолькенроде, земля Бранденбург. Экспериментальный образец вооружен установленными вертикально в фюзеляже противотанковыми мортирами SG-113A «Forstersonde». Детальной информации по данной машине обнаружить не удалось. Обратите внимание на открытый люк доступа к радиостанции и обмотанное парашютом вертикальное оперение. Сдвижной сегмент фонаря кабины удален.



Штурмовик Hs-129B-2 желтая «G» принадлежал II./Sch.G.l, снимок сделан летом 1942 г. Штурмовик вооружен подфюзеляжной 30-мм автоматической пушкой МК-101, которые появились на вооружении Хеншелей в июне 1942 г. Под правой плоскостью крыла подвешена 50-кг бомба SC-50. Для борьбы с советскими танками летчики Hs-129B предпочитали использовать 30- мм пушки, а не бомбы.



Механик помогает летчику занять место в кабине штурмовика Hs-129B- 2 перед боевым вылетом, аэродром в русской степи, лето 1942 г. Двое механиков пытаются запустить левый двигатель ручным инерционным стартером. Второй мотор также предстоит запускать ручным стартером.



Знаменитой истребительной эскадре люфтваффе JG-51«.Мёльдерс» был придан противотанковый стаффель (13.(Pz.)/JG- 51), вооруженный штурмовиками Hs-129B. Самолеты стаффеля имели цветные бортовые номера, в данном случае цифра «4» скорее всего написана красной краской. Обычно в штурмовых стаффелях самолеты различались по индивидуальным буквам- литерам. Штурмовик окрашен во временный зимний камуфляж белого цвета, Россия, конец 1942 г. Обратите внимание на чехлы, которыми укрыты не только двигатели, но передняя часть фюзеляжа самолета.



Снимок самолета Hs- 129В-2 из 4./Sch.G.2 сделан на передовом аэродроме в Северной Африке в конце 1942 г. Самолет несет отличительные признаки авиации держав Оси, действовавшей на Средиземноморском театре военных действий – белый нос фюзеляжа, белые законцовки на нижних поверхностях плоскостей крыла и белое кольцо-полосу вокруг хвостовой части фюзеляжа. 3/4 поверхности (сектор) коков воздушных винтов окрашено в черный цвет, 1/4 – в белый.



Пара штурмовиков Hs-129B-2 выруливает на взлет, Ливия. Обратите внимание на очень широкую белую полосу на фюзеляже левого самолета, в то же время нос этой машины в белый цвет не окрашен. Оба самолета окрашены по пустынной камуфляжной схеме люфтваффе (светло-голубой низ RLM78, верхние и боковые поверхности окрашены в желто-песочный цвет RLM65, по которому разбросаны пятна оливково-зеленого цвета RLM80); расположение пятен камуфляжа на самолетах не идентично.



Штурмовик Hs-129B-2 (красная «S» W.Nr. 140508) из 8.(Pz.)/Sch.G-l готов к взлету, Крым, середина 1943 г. Летчики закрывали фонари кабин в теплое время года только при начале движения самолета. На руле направления видны две отметки об уничтоженных танках. Самолет Hs-129B-2 красная «S» W.Nr. 140508 был сбит советской зенитной артиллерией 16 июля 1943 г.


Оберлейтенант Рудольф-Гейнц Руффер довольно взирает на богато украшенный отметками об уничтоженных танках руль направления своего Ks-129B-2 красная «G». Механик только что изобразил на руле еще один «танчик». Все поверхности управления штурмовика Hs-129 (руль направления, рули высоты, элероны) имели металлический каркас с матерчатой обшивкой. Руффер не вернулся из боевого вылета 16 июля 1944 г., тогда он имел звание гауптмана, а на его счету числилось более 80 уничтоженных советских танков.


«Североафриканский» Hs-129 в Королевских ВВС получил регист­рационный бортовой код NF756, машину перекрасили по камуфляж­ной схеме RAF и нанесли британские опознавательные знаки. Первые по­леты на отремонтированном Хеншеле выполнил флайт-лейтенант Форбис. Не смотря на хорошее техничес­кое состояние моторов, добиться их надежной работы британцам (так же как и немцам, кстати) никак не уда­валось. 8 ноября 1943 г. полеты по программе летных испытаний пре­кратили, а 1 ноября 19425 г. машину сдали на хранение в Силэнд.

Кроме самолета NF756 союз­ники захватили еще несколько штур­мовиков Hs-129. По крайней мере, одну машину доставили в США, где она вместе с другими трофеями про­ходила летные испытания на авиаба­зе Фримэн Филд. Этот самолет полу­чил регистрационный номер ВВС США FE-4600, машину утилизирова­ли в 1954 г. в аэропорту Чикаго-О"Хари. В настоящее время передняя часть фюзеляжа данного Хеншеля находится в Австралии в частной коллекции.

Несколько Hs-129 захватили войска Красной Армии, один из них демонстрировался в 1943 г. на выс­тавке трофеев в Парке культуры и отдыха имени Горького в Москве.

Николаус предпринимал по­пытки заменить ненадежные моторы Гном Рон, как вариант рассматрива­лась возможность установки на Hs-129В итальянских двигателей Изотта-Фраскини «Дельта» RC-16/48. Двигатель воздушного охлаждения «Дельта» RC-16/48 на высоте 5300 м развивал мощность 840 л.с.

Проект самолета с итальянс­кими моторами получил шифр Hs-129С, вооружение варианта Hs-129C-1 должно было состоять из двух 30-мм пушек МК-103, установленных в дистанционно управляемых турелях под фюзеляжем. Макет Hs-129C про­шел серию продувок в аэродинами­ческих трубах, однако крест на про­екте поставили сложности с отработ­кой двигателей «Дельта» RC-16/48. До стадии изготовления прототипа работы над Hs-129C так и не дошли.

Один Hs-129 использовался как платформа для испытания катапульти­руемых кресел, кроме того, существо­вало несколько проектов переноса бронекабины штурмовика Николауса на самолеты Ju-188 и Гота-229.

О том насколько летчикам «нравился» Hs-129 дает представле­ние небольшая цитата из воспомина­ний пилота люфтваффе: - Летные характеристики са­молета были настолько плохими, что я обеспечил себя ночными кошмара­ми на долгие годы! Управление ру­лями требовало очень больших фи­зических усилий, из-за этого немно­го скорректировать прицел в ходе выполнения атаки удавалось далеко не всегда. Короткая ручка управле­ния совершенно не учитывала анато­мическое строение человека, вывод машины даже из пологого пикирова­ния представлял собой мучительный процесс. Посадка также не была лег­ким делом. Помимо тяжелого управ­ления, самолет отличался неустойчи­востью относительно всех трех осей при полете в турбулентной атмосфе­ре. Фактически у этого самолета имелся только один плюс - высокая вероятность остаться в живых при посадке на брюхо - бронекапсула имела очень прочную конструкцию.

С другой стороны самолет отлично проявил себя в качестве ис­требителя танков. Вполне возможно, что львиную часть проблем Хеншеля-129 можно было решить заменив ненадежные и маломощные француз­ские двигатели.



Штурмовик Hs-129В (CI+TI) проходит на малой высоте над германским аэродромом. Над полем боя штурмовики обычно действовали на высотах 15-18 м. Иногда самолеты с целью достижения внезапности заходили в атаку ниже верхушек крон деревьев.



Гауптман Рудолъф-Гейнц Руффер позирует на фоне Hs-129B-2 (белая «J» IV. Nr. 141749) позднего выпуска, аэродром в Румынии. Поверх обычного летного комбинезона на Руффере одет спасательный жилет, так как полеты приходилось выполнять над акваторией Черного моря. На шее летчика виден Рыцарский крест, врученный ему в Бакау 9 июня 1944 г. Руффер был сбит над Польшей 16 июля 1944 г. Обратите внимание – нос самолета не окрашен в желтый цвет.



Штурмовик Hs-129B-2 W.Nr. 141279 был подбит огнем советской зенитной артиллерии и совершил вынужденную посадку на территории, контролируемой Красной Армией. Самолет принадлежал Королевским ВВС Румынии, хотя и несет маркировку люфтваффе – румынские опознавательные не успели нанести до последнего боевого вылета данной машины. Когда Хеншель подбили, в его кабине находился немецкий советник румынских ВВС лейтенант люфтваффе Эберхард Шмалль. Шмаллю крупно повезло – от плена его спас стафф сержант Константин Георгеску. Георгеску посадил свой Hs-129 рядом с разбитой машиной Шмалля, после чего последний сумел втиснуться в самолет румына. Штурмовик взлетел па глазах у русских.


| |

Перед войной в Люфтваффе не было ясной концепции ударного бронированного самолёта. Предполагалось, что перспективный “самолёт поля боя” должен совмещать функции разведчика и штурмовика. Поэтому основным конкурентом Hs.129 был Fw.189. Оба самолёта оснащались рядным двигателем Аргус мощностью 460 л.с.

В итоге в 1939 г Fw стал основным фронтовым разведчиком Люфтваффе. А Hs.129 получил трофейные французские двигатели воздушного охлаждения Гном-Рон, мощностью 700 л.с., и стал первым специализированным противотанковым самолётом. Острой надобности в такой машине Вермахт в начале войны не испытывал. Соединение Hs.129 было учебным, пилоты и техники осваивали новые машины. Тем временем, на Восточном фронте ситуация развивалась не так, как её планировали стратеги Третьего Рейха, и осенью 1941 г было принято решение о создании полноценного боевого соединения и переброске Хеншелей в Россию.

13 января 1942 г. сформированная Sch.G 1 начала пятимесячную подготовку. Наземный и летный состав изучали новое оружие. Летчики отрабатывали тактику полетов над полем боя. После первых полетов по программе подготовки пилоты Hs 129В были слегка удивлены, что штурмовик обладает отличными характеристиками управления; один из них вспоминал: “Это очень стабильная машина в воздухе, и у меня сложилось впечатление, что она может очень хорошо справляться со штурмовыми задачами”. Однако существовало и другое мнение.


С поступлением самолетов Hs -129 в люфтваффе, пилоты с неудовлетворением обнаружили, что новый самолет лишь на 30 км/ч быстрее, чем Ju.87D, уступая Штуке в маневренности. Это вряд ли способствовало популярности самолета в войсках. Тем не менее, он имел прочную конструкцию и обеспечивал хорошую защиту пилота. Кроме того, мог нести довольно много вариантов вооружения. Стандартное вооружение Нs.129B-2/Wа состояло из 7.92мм пулемётов и 20мм пушек, а в подфюзеляжной гондоле стояла пушка МК-103, имевшая большую начальную скорость и более настильную траекторию, чем у МК-101. Несколько самолетов получили 37 мм пушку ВК-3,7, что заставило снять два пулемета МG-17 для размещения на их месте магазинов для 37 мм снарядов. Оба орудия и МК-103 и ВК-3,7 были эффективными при стрельбе по бортам и корме советских танков.


В ходе переподготовки в Липпштадте произошло только три аварии.

В конце апреля эскадрильи Sch.G 1, одна за другой отправились на восточный фронт, в южный сектор, где они были включены в состав 4-го воздушного флота. Германия готовилась к летней компании 1942 г. Немецкий план состоял в прорыве русского фронта между Курском и Ростовом, с последующим выходом к Волге и захватом нефтеносных районов Северного Кавказа.

Поддержка Hs 129 оказывала большую помощь наземным войскам вермахта. Командиры немецких дивизий отмечали высокую активность своих штурмовиков. Генерал-фельдмаршал фон Бок, командующий группой армий «Юг», докладывал Гитлеру, что пехота получала большую моральную поддержку, когда в небе появлялись штурмовики.

Основным недостатком Hs .129 были французские двигатели воздушного охлаждения Гном. В лучшем случае - двигатели не развивали полную мощность, в худшем - неожиданно загорались. Постоянно ощущалась нехватка запасных частей к ним, к тому же двигатели оказались крайне чувствительны к засорению частицами пыли и песка, которых в южно-русских степях оказалось более чем достаточно.

В начале июня 1942 г. 4./Sch.G 1 получила комплекты R-2 с 30-мм пушками и была переброшена под Харьков, где пилотам Hs 129 предстояло остановить наступающие советские танки. В боях под Харьковом была разработана новая тактика борьбы с танками. Пилоты выпускали весь боекомплект 30-мм пушек по одной цели, в результате с большей долей вероятности танк выводился из строя. Недостаток такого метода был в том, что в одном вылете поражалась только одна цель.

19 марта 1943 г. одна из пехотных дивизий немцев, атаковавшая деревню Тамаровка, вызвала по радио штурмовики Hs 129, которые атаковали советские танки недалеко от деревни. После того, как Томаровка была взята, немцы насчитали 29 подбитых советских танков. В материалах докладов в главный штаб люфтваффе, датированных мартом 1943 г., упоминается большое количество донесений и телеграмм, полученных от наземных войск, в которых они выражают благодарность за поддержку с воздуха, оказанную противотанковыми эскадрильями.

Но такая поддержка в условиях огня ПВО нередко давалась ценой больших потерь. Во многих случаях пилоты Hs 129 оставались в живых лишь благодаря бронезащите кабины. 29 мая 1943 г противотанковая авиация Германии потеряла одного из своих лучших летчиков обер-лейтенанта Фридриха Зеукена из Pz.Ja.St./JG 51. Во время атаки танков Т-34 восточнее ст. Крымской его Hs 129B-2 был подбит из легкого зенитного пулемета. Самолет разбился, похоронив под своими обломками летчика.


Все пять эскадрилий Нs.129B были сведены в команду "охотников за танками". В начале июля 1943 г четыре эскадрильи участвовали в немецком наступлении под Курском. В ходе операции "Цитадель" Нs.129B действовали под командованием капитана Бруно Мейера. 8 июля 1943 г на третий день немецкого наступления было обнаружено выдвижение танковой бригады Красной Армии во фланг II танкового корпуса СС под Белгородом. Четыре эскадрильи Нs.129B с 16 самолетами каждая, атаковали по очереди. Пока одна вела штурмовку, вторая возвращалась на аэродром, третья заправлялась и довооружалась, а четвертая была на маршруте к цели. Танковая бригада фактически полностью потеряла боеспособность, большинство танков было подбито, а пехота была рассеяна осколочными бомбами с Fw.190.
(P-O) Надо отметить что в 1943г войсковая ПВО РККА не обладала мобильными зенитными установками и не была способна прикрывать подвижные соединения. Например, на 28 июня 1943 г. в 180-й ОТБр вообще не имелось зенитных средств, а 192-я ОТБр располагала 3 ДШК.


Следует отметить, что, несмотря на то, что боевые потери и износ техники сократили число Hs 129, соединение оставалось боеспособным, и если перед операцией «Цитадель» было 68 исправных машин, то к середине августа в строю осталось 27штурмовиков. Можно сказать, что в ходе Курского сражения “хеншели” в целом действовали удачно. Вероятно, именно с этого момента противотанковые эскадрильи Hs 129 стали своего рода “пожарной командой” вермахта на восточном фронте. Они перебрасывались с одной «горячей точки» в другую.

Удачи добились немецкие штурмовики 12 марта 1944 года, когда сильный передовой отряд советских танков довольно близко приблизился к аэродрому, с которого действовала одна из штурмовых эскадрилий. По своей собственной инициативе, волна за волной эскадрилья начала атаки против советских танков. Со своего аэродрома наземный персонал видел, как их “хеншели” заходят на цели для атаки, и между перезарядкой авиационного оружия и дозаправкой топливом своих самолетов они сами готовились к обороне аэродрома. К наступлению темноты эскадрилья записала на свой счет 19 подбитых и 5 поврежденных танков.

Доклад, подготовленный одним из техников фирмы “Хеншель”, утверждал, что, независимо от типа предпринятой боевой операции, все полеты Hs 129 проходят успешно, а летчики, выполняющие на них полеты, испытывают доверие к своим самолетам. Даже с пробитыми рулями, множественными повреждениями фюзеляжа и крыла летчик всегда мог положиться на свой самолет, который дотянет до базы или перевалит через линию фронта. Hs 129 можно было использовать не только против танков, но и против пехоты, а также для маловысотной разведки: хороший обзор из кабины позволял определять замаскированные и скрытые цели.

14 июля 1944 г. две советские армии ударили по немецкой I танковой армии с левого фланга восточнее Львова. В последующую неделю 13-я (Pz)-эскадрилья SG 9 совершала постоянные боевые вылеты. В течение этих двух недель немецкие летчики заявили о 38 подбитых ими танках противника. Сам командир заявил о 10 уничтоженных им танках в 13 вылетах. 24 июля 13-я (Pz)/SG 9 совершила свой 3000-й боевой вылет и отпраздновала 50-ю победу над танками за 10 дней.

Обеспечить сопротивление советскому наступлению с имеющимися у немцев ресурсами было невозможно. Немецкие войска могли лишь оттянуть полную катастрофу и отступали «сжигая за собой мосты». Количество Hs 129 было слишком малым для изменения всей фронтовой ситуации, их успехов хватало лишь для изменения хода боев местного значения, но штурмовики продолжали летать без передышки.

В июне 1944 г недостаток топлива резко ограничил боеспособность эскадрилий Нs.129 , в результате чего даже обнаруженные танковые соединения Красной Армии продвигались вперед, не подвергаясь ударам с воздуха. Зимой 1945 г боевые вылеты на ликвидацию советских танковых прорывов через оборону вермахта совершались всё реже и реже, это объяснялось недостатком топлива. К началу 1945 г противотанковая авиация имела в своем составе две эскадрильи (10-ю и 14-ю). Так как потери росли, а пополнения не было, Нs.129 скоро сошли со сцены боевых действий.

Оценки Hs.129 были весьма противоречивы. Тем не менее, самолёт обладал весьма впечатляющим потенциалом, но потенциал это не был реализован. Главным и основным недостатком штурмовика были маломощные и ненадёжные двигатели Рон. При массе 5250 кг, площадь крыла - 29 м.кв., а мощность равнялась 2х700 л.с., скорость составляла всего 405 км/ч. В случае установки на самолёт двигателей BMW 801, мощностью 1500 л.с., нагрузка на крыло была бы вполне сопоставима с нагрузкой FW.190 и заметно меньше чем у He. 219. Но конструкция крыла рассчитывалась на нагрузку с лёгкими двигателями Аргус, возможно, пришлось бы дорабатывать несущие плоскости. Скорость и подвижность должны были увеличиться до вполне приемлемых величин. Кроме того, Hs.129 отличался основательным бронированием в 12 мм и очень продуманным размещением вооружения, обеспечивающим эффективную стрельбу из 37мм пушки. Возможно, причина была в том, что руководство Люфтваффе возлагало основные свои надежды на проект многоцелевого Ме.210 - Ме.410, впоследствии совершенно не оправдавшего этих самых надежд.


Henschel

© Михаил Быков

Hs 129B-2, штабное звено 1-ой штурмовой эскадры Люфтваффе (Stab/SchG1) Сталинград зима 1942-43г..

Хеншель Hs-129 был единственным самолетом Второй мировой войны, созданным специально для борьбы с танками. Первые серийные машины Hs 129A-1 оснащались двигателями "Аргус" As-410A-1, развивающий при оборотах 3100об/мин мощность 465л.с.

Главный инженер Фр. Николаус понимал, что улучшить летные характеристики можно установкой более мощного двигателя.

Двигатель Гном-Рон 14М 04/ 05 на взлетном режиме развивал мощность в 700 л.с., на высоте 4000 м его мощность составляла 660 л.с. Одновременно с работами на Hs-129V-3, развернулось переоборудование под французские моторы 16 самолетов Hs-129A-l, которые теперь обозначались Hs-129B-0. Третий прототип разбили в ходе летных испытаний, после чего ему на смену пришел один из самолетов Hs-129B-0. Установка более тяжелых двигателей потребовала внесения изменений в конструкцию крыла с целью сохранения в допустимых пределах центровки самолета. Для этого пришлось отказаться от изломов передней и задней кромок крыла, перенести в заднюю часть фюзеляжа из носовой часть оборудования. Более мощные двигатели во многом оправдали возлагавшиеся на них обязательства, тем не менее, пилоты из Рехлина по-прежнему относились к самолету с предубеждением - пожелания относительно тесной кабины и плохого обзора из нее так и остались на бумаге.

Конструкция бронекапсулы отражает многолетний опыт фирмы Хеншель в производстве бронетехники для сухопутных войск, именно это производство руководство фирмы считало основным. Николаус и его команда хотели обеспечить летчику хороший обзор вниз-вперед за счет использования небольших смотровых приборов по типу танковых, при использовании таких приборов накладывалось жесткое требование - расстояние между глазами и остеклением не должно превышать 30 см. Требование близкого расположения головы пилота к лобовому остеклению фонаря повлекло за собой необходимость «протянуть» ноги летчика в носовую часть фюзеляжа, а желание максимально снизить массу бронекапсулы - низкое расположение кресла. Как уже отмечалось, ширина верхней части бронекапсулы определялась шириной плеч летчика - «абы пролез». На исключительно маленькой приборной доске не нашлось места для приборов контроля двигателей, которые пришлось разместить на внутренних сторонах мотогондол. Небольшие размеры сдвижного сегмента фонаря кабины сильно ограничивали обзор в стороны, из-за чего возникали проблемы на рулежке и в полетах строем. Об обзоре в заднюю полусферы речи вообще не шло. Боковое остекление фонаря на предсерийных самолетах сделали несколько большим, однако, по мнению летчиков, обзор в стороны по-прежнему остался неудовлетворительным. Новый козырек фонаря кабины вместе с более короткой носовой частью фюзеляжа положительно сказались на обзоре вниз-вперед. Плохой обзор с места летчика по сторонам так и остался платой за хорошую защищенность. Прозрачные части фонаря выполнялись из бронестекла толщиной 75 мм. Сзади пилота прикрывал бронеперегородка толщиной 6 мм. Низкое расположение кресла летчика стало причиной установки необычно короткой ручки управления, которая очень не понравилась летчикам-испытателям.

Несмотря на высокий приоритет программы ударного самолета поля боя, первый серийный Hs-129B-1 (W.Nr. 0151) покинул сборочную линию завода в Шёнефельде лишь в декабре 1941 г. На серийных машинах учли часть замечаний летчиков в отношении плохого обзора: увеличили площадь бокового остекления сдвижной части фонаря кабины, появилось остекление в верхней задней части фонаря. Остекление новой сдвижной части изготавливалось не из бронестекла, а из плексигласа. На самолетах Hs-129B-l позднего выпуска ввели сдвижные по полету форточки в боковом остеклении. Изменилась форма носовой части фюзеляжа, которую теперь образовывали поверхности двойной, а не одинарной как на Hs-129B, кривизны. Новый нос улучшил обзор вниз-вперед.

В мае 1942 г. на сборочной линии завода в Шёнефельде самолеты модификации «В-1» сменили Hs-129В-2. С декабря 1941 г. по май 1942 г. завод построил 50 Hs-129B-l (W.Nr. 0151-0200). Переход на новую модель не вызвал серьезной перестройки производства, так как самолеты варианта «В-2» отличались от предшественников только топливной системой: в топливопроводе между фильтром и топливным насосом был установлен регулятор давления, а в крыльевых топливных баках появились дренажные отверстия для предотвращения разрыва полностью заправленных баков от расширения горючего в условиях жары. Топливная система подвергалась доработкам и в ходе серийного выпуска Hs-129В-2. Внешне самолеты Hs-129B-2 первых выпусков ничем не отличались от Hs-129B-l. По ходу серийного производства в конструкцию Hs-129В-2 вносились изменения, учитывавшие пожелания летчиков-фронтовиков. Начиная с самолета W.Nr. 0301 изменилась форма носовой части фюзеляжа. Самолет W.Nr. 0331 и машины более позднего выпуска оборудовались бензиновыми обогревателями кабины летчика, обогреватель располагался в носовой части фюзеляжа. Бросающимся в глаза внешним отличием самолетов, оборудованных печками, стала большая дыра воздухозаборника в носовой части фюзеляжа. Из-за установки обогревателя в сторону правого борта был смещен фотокинопулемет Rb-24. Начиная с самолета W.Nr. 0351 некоторые Хеншели Hs-129 стали оснащаться оборудованием для буксировки десантных планеров DFS-230. Оборудование монтировалось в хвостовой части фюзеляжа.

Характеристики «Hs 129»
Hs 129B-0 Hs 129B-1 Hs 129B-2
Экипаж 1 1 1
Размеры
Длина, м 9.75 9.75 9.757
Высота, м 3.29 3.29 3.29
Размах крыла, м 14.20 14.20 14.20
Площадь крыла, м 2 29.00 29.00 29.00
Массы
Масса, кг Пустого 3675 3661 3810
Нормальная взлетная 3839 4057 41970
Максимальная взлетная 5000 5000 5250
Летные данные
Скороподъемнсть, м/с - - 8.25
Дальность полета, км 750 - 680
Доброго времени суток, уважаемые, каропчане! Xочу поздравить всех с Новым Годом и Рождеством и предоставить вашему вниманию модель немецкого штурмовика Hs-129b. Время зимнее, а по этому хотелось бы вынести на ваш суд что не будь в соответствующем исполнении. Модель была собрана и окрашена 3- 4 года назад, но выставляю впервые.
Из истории:
Хеншель Hs 129 (нем. Henschel Hs 129 ) - немецкий одноместный двухмоторный специализированный штурмовик времён Второй мировой войны . Главный конструктор самолета - Фридрих Николаус (нем. Fr. Nicolaus ). В люфтваффе штурмовик имел прозвище Консервный нож (нем. Büchsenöffner ). Использовался в основном на Восточном фронте с 1942 года по 1945 год . Всего было выпущено 865 самолётов. Стандартное вооружение штурмовика Hs 129 серий В-1 и В-2 состояло из двух 7,92-мм пулемётов Рейнметалл Борзиг MG 17 с боекомплектом 1000 патронов на ствол, двух 20-мм пушек Маузер MG 151/20 с ленточным питанием и боекомплектом 500 патронов на ствол , и подвесной 30-мм пушечной установки Rustsatz МК 103 с боекомплектом 80 снарядов. Управление стрельбой и перезарядкой пушек электрическое, управление стрельбой пулемётов электрическое, перезарядка электропневматическая. Управление стрельбой допускало ведение огня в различных комбинациях. Расход патронов контролировался пилотом с помощью четырёх счётчиков. На самолёте был установлен электрический бомбосбрасыватель и механический бомбовой прицел перед стеклом лётчика.
На фронтах советско-германской войны штурмовик Hs 129 впервые принял участие в боевых действиях 1942 года на полуострове Крым и в составе румынской армии, воюющей в СССР .
Ограниченно использовался в операциях в Северной Африке в 1943 году. Далее - в боевых действиях на Курской дуге .
В основном Hs129 использовались в отдельных эскадрильях истребителей танков и в 4-й группе 9-й штурмовой эскадры (IV.(Pz)/SG9).
К середине 1944 года , с усилением советской противовоздушной обороны и истребительной авиации, стало очевидным, что характеристики Hs 129 не отвечают сложившейся на фронтах войны тактической обстановке; потери лётного состава достигали 20 процентов .
По модели:
Фирма производитель Italeri, как и её модель в особой презентации не нуждаются. Модель была выпущена более 15 лет назад и появление от Italeri модели с внутренним «кроем»на тот момент было чем то невообразимым. Но на внутреннем расшиве все и закончилось, ляпов хватило и в расшиве, и в геометрии, и в декале. Но уж больно хотелось иметь этот аппарат на своей полке. а так как все остальные исходники были еще хуже, пришлось работать с набором от Italeri.
По сборке:
Сборка особых проблем не вызывала. Стыковка более – менее нормальная, шпаклевания и шкурения минимум.
Из дороботок:
Исправлена и нарезана заново расшивка и лючки на плоскостях, мотогандолах и капотах.
В необходимых местах на лючках сделаны петли.
Изменена фактура на всех рулевых поверхностях.
Добавлена мелочевка в кабину, включая привязные ремни.
Сделана прицельная марка на вынесенном прицеле.
Из отожженной медной трубки сделаны выхлопные патрубки.
Добавлены тормозные шланги из отожженной проволоки.
ПВД – мед. игла + проволока.
АНО – тянутый прозрачный литник.
Задние кромки рулевых плоскостей сточены, а соответственно триммеры, вместе с тягами сделаны заново.
Доработан дульный тормоз на МК-103.
Растяжка антенны – нить «HOBBY +».
Литера «К» была нанесена ч/з самодельный трафарет, т.к. то, что давали декалью не соответствовало действительности.
По окраске:
Модель окрашена красками и лаками Hobby Color и Tamiya, на конечном этапе художественные соусы, финишное покрытие матовый лак от Humbrol.
В результате сих трудов у нас получился Hs-129b2, самолёт принадлежал 10.(Pz)SG-9. Восточный фронт, Украина,Черновцы, март 1944г.

Механик помогает летчику занять место в кабине штурмовика Hs-129B- 2 перед боевым вылетом, аэродром в русской степи, лето 1942 г. Двое механиков пытаются запустить левый двигатель ручным инерционным стартером. Второй мотор также предстоит запускать ручным стартером.

Знаменитой истребительной эскадре люфтваффе JG-51«.Мёльдерс» был придан противотанковый стаффель (13.(Pz.)/JG- 51), вооруженный штурмовиками Hs-129B. Самолеты стаффеля имели цветные бортовые номера, в данном случае цифра «4» скорее всего написана красной краской. Обычно в штурмовых стаффелях самолеты различались по индивидуальным буквам- литерам. Штурмовик окрашен во временный зимний камуфляж белого цвета, Россия, конец 1942 г. Обратите внимание на чехлы, которыми укрыты не только двигатели, но передняя часть фюзеляжа самолета.

Снимок самолета Hs- 129В-2 из 4./Sch.G.2 сделан на передовом аэродроме в Северной Африке в конце 1942 г. Самолет несет отличительные признаки авиации держав Оси, действовавшей на Средиземноморском театре военных действий – белый нос фюзеляжа, белые законцовки на нижних поверхностях плоскостей крыла и белое кольцо-полосу вокруг хвостовой части фюзеляжа. 3/4 поверхности (сектор) коков воздушных винтов окрашено в черный цвет, 1/4 – в белый.

Пара штурмовиков Hs-129B-2 выруливает на взлет, Ливия. Обратите внимание на очень широкую белую полосу на фюзеляже левого самолета, в то же время нос этой машины в белый цвет не окрашен. Оба самолета окрашены по пустынной камуфляжной схеме люфтваффе (светло-голубой низ RLM78, верхние и боковые поверхности окрашены в желто-песочный цвет RLM65, по которому разбросаны пятна оливково-зеленого цвета RLM80); расположение пятен камуфляжа на самолетах не идентично.

Штурмовик Hs-129B-2 (красная «S» W.Nr. 140508) из 8.(Pz.)/Sch.G-l готов к взлету, Крым, середина 1943 г. Летчики закрывали фонари кабин в теплое время года только при начале движения самолета. На руле направления видны две отметки об уничтоженных танках. Самолет Hs-129B-2 красная «S» W.Nr. 140508 был сбит советской зенитной артиллерией 16 июля 1943 г.

Оберлейтенант Рудольф-Гейнц Руффер довольно взирает на богато украшенный отметками об уничтоженных танках руль направления своего Ks-129B-2 красная «G». Механик только что изобразил на руле еще один «танчик». Все поверхности управления штурмовика Hs-129 (руль направления, рули высоты, элероны) имели металлический каркас с матерчатой обшивкой. Руффер не вернулся из боевого вылета 16 июля 1944 г., тогда он имел звание гауптмана, а на его счету числилось более 80 уничтоженных советских танков.

«Североафриканский» Hs-129 в Королевских ВВС получил регист­рационный бортовой код NF756, машину перекрасили по камуфляж­ной схеме RAF и нанесли британские опознавательные знаки. Первые по­леты на отремонтированном Хеншеле выполнил флайт-лейтенант Форбис. Не смотря на хорошее техничес­кое состояние моторов, добиться их надежной работы британцам (так же как и немцам, кстати) никак не уда­валось. 8 ноября 1943 г. полеты по программе летных испытаний пре­кратили, а 1 ноября 19425 г. машину сдали на хранение в Силэнд.

Кроме самолета NF756 союз­ники захватили еще несколько штур­мовиков Hs-129. По крайней мере, одну машину доставили в США, где она вместе с другими трофеями про­ходила летные испытания на авиаба­зе Фримэн Филд. Этот самолет полу­чил регистрационный номер ВВС США FE-4600, машину утилизирова­ли в 1954 г. в аэропорту Чикаго-О"Хари. В настоящее время передняя часть фюзеляжа данного Хеншеля находится в Австралии в частной коллекции.

Несколько Hs-129 захватили войска Красной Армии, один из них демонстрировался в 1943 г. на выс­тавке трофеев в Парке культуры и отдыха имени Горького в Москве.

Николаус предпринимал по­пытки заменить ненадежные моторы Гном Рон, как вариант рассматрива­лась возможность установки на Hs-129В итальянских двигателей Изотта-Фраскини «Дельта» RC-16/48. Двигатель воздушного охлаждения «Дельта» RC-16/48 на высоте 5300 м развивал мощность 840 л.с.

Проект самолета с итальянс­кими моторами получил шифр Hs-129С, вооружение варианта Hs-129C-1 должно было состоять из двух 30-мм пушек МК-103, установленных в дистанционно управляемых турелях под фюзеляжем. Макет Hs-129C про­шел серию продувок в аэродинами­ческих трубах, однако крест на про­екте поставили сложности с отработ­кой двигателей «Дельта» RC-16/48. До стадии изготовления прототипа работы над Hs-129C так и не дошли.

Один Hs-129 использовался как платформа для испытания катапульти­руемых кресел, кроме того, существо­вало несколько проектов переноса бронекабины штурмовика Николауса на самолеты Ju-188 и Гота-229.

О том насколько летчикам «нравился» Hs-129 дает представле­ние небольшая цитата из воспомина­ний пилота люфтваффе: - Летные характеристики са­молета были настолько плохими, что я обеспечил себя ночными кошмара­ми на долгие годы! Управление ру­лями требовало очень больших фи­зических усилий, из-за этого немно­го скорректировать прицел в ходе выполнения атаки удавалось далеко не всегда. Короткая ручка управле­ния совершенно не учитывала анато­мическое строение человека, вывод машины даже из пологого пикирова­ния представлял собой мучительный процесс. Посадка также не была лег­ким делом. Помимо тяжелого управ­ления, самолет отличался неустойчи­востью относительно всех трех осей при полете в турбулентной атмосфе­ре. Фактически у этого самолета имелся только один плюс - высокая вероятность остаться в живых при посадке на брюхо - бронекапсула имела очень прочную конструкцию.

С другой стороны самолет отлично проявил себя в качестве ис­требителя танков. Вполне возможно, что львиную часть проблем Хеншеля-129 можно было решить заменив ненадежные и маломощные француз­ские двигатели.

Штурмовик Hs-129В (CI+TI) проходит на малой высоте над германским аэродромом. Над полем боя штурмовики обычно действовали на высотах 15-18 м. Иногда самолеты с целью достижения внезапности заходили в атаку ниже верхушек крон деревьев.

Гауптман Рудолъф-Гейнц Руффер позирует на фоне Hs-129B-2 (белая «J» IV. Nr. 141749) позднего выпуска, аэродром в Румынии. Поверх обычного летного комбинезона на Руффере одет спасательный жилет, так как полеты приходилось выполнять над акваторией Черного моря. На шее летчика виден Рыцарский крест, врученный ему в Бакау 9 июня 1944 г. Руффер был сбит над Польшей 16 июля 1944 г. Обратите внимание – нос самолета не окрашен в желтый цвет.

Штурмовик Hs-129B-2 W.Nr. 141279 был подбит огнем советской зенитной артиллерии и совершил вынужденную посадку на территории, контролируемой Красной Армией. Самолет принадлежал Королевским ВВС Румынии, хотя и несет маркировку люфтваффе – румынские опознавательные не успели нанести до последнего боевого вылета данной машины. Когда Хеншель подбили, в его кабине находился немецкий советник румынских ВВС лейтенант люфтваффе Эберхард Шмалль. Шмаллю крупно повезло – от плена его спас стафф сержант Константин Георгеску. Георгеску посадил свой Hs-129 рядом с разбитой машиной Шмалля, после чего последний сумел втиснуться в самолет румына. Штурмовик взлетел па глазах у русских.