У канал больше было танков в 1941. Нереализованное превосходство

Философия, как наука, большинству из нас кажется нереально сложным предметом и, по крайней мере, не заслуживающим того, чтобы тратить на него свое драгоценное время.

Ну кому нужны эти понятия, которые и выговорить-то сложно - экзистенциализм, иррационализм, диалектический материализм и т.п. Но ни одно учение, ни один урок (только если вы не прогуливали его) не могут пройти бесследно для любого человека, для его духовного и умственного развития, хотя бы потому, что "Не хлебом единым жив человек".

И если уж вышеперечисленные понятия для вас все равно "темный лес", то порассуждать на тему "Как философски смотреть на жизнь " в состоянии каждый. К чему собственно я вас и призываю.

Вернее призываю не я, а Михаил - автор блога "Путь длиною в жизнь", статья которого опубликована в рамках гостевого поста.

И вот, что пишет Михаил:

С младших классов школы, нам все твердили что философия - это царица всех наук. Только став старше, и поняв истину всего происходящего, я смог с опаской, но все же принять это мнение. Философски смотреть на жизнь , это всегда полезно. Полезность будет заключаться в том, что философия учит думать, как с пользой для себя, так с пользой для окружающих.

Возьмем для примера буддизм, вокруг которого все больше и больше набирается аудитория. Подумать только, что из истории буддизма ясно то, что бога нет. Данная религия просто не лезла во всякие рамки. Если смотреть на Индию, родину буддизма, то там до его зарождения, у всех были свои рамки. Вот человек родился бедным - он и должен быть беден всю свою жизнь; родился богатым - он и будет богатым всю свою жизнь. Буддизм же все религии разносит в пух и прах и говорит что загробного мира нет. То есть человек сам себе хозяин, а его успех зависит только от него самого.

Чтобы научится философски смотреть на жизнь , не нужно читать тонны книг и перелистывать все библиотеки мира. Достаточно лишь просто научится думать. Помнится как начинал автор популярной книги «Думай и богатей» - он создал свою «философию успеха», которой пользуются люди на протяжении более 70-и лет. А начиналось не с книг, а с того момента, когда человек задался целью и начал изучать людей.

Смотря на жизнь, у каждого человека вырабатывается своя философия. Общепринятые понятия только помогают людям отрекаться от своих мнений. Ведь если смотреть на то, что человек берет и слушает других людей, то в итоге он просто начинает принимать чужие мнения, которые в скором времени просто становятся «своими», от этого человек становится, не способным решится на поступки, которые могут привести его к успеху в жизни.

Если хотите стать более успешным человеком, перестаньте слушать общественные мнения. Вырабатывайте свои мнения, и решения. Вспомните великих людей - они все имели свое мнение, которое и сделало их великими. Если смотреть на успешных людей, то они просто верили в свои мечты и никакого мнения не принимали, кроме тех, которые вырабатывали для себя и с пользой для своих определенных целей.

Если вы хотите укрепить отношения с девушкой или помирится с ней , то философски поразмыслить приходится на высшем уровне. Ведь просто подумать и решить для себя - это тоже относится к философскому образу мыслей. Есть множество способов, которые приводят людей именно к философскому мышлению. Например, для плотников или электриков есть шуточный метод, который позволяет подумать «без пол литра не разобраться ». Именно эти пол литра дают возможность пофилософствовать над проблемой какого-либо трансформатора.

Если вы хотите укрепить и сохранить отношения с парнем, то попробуйте просто подумать о том, как это можно сделать? Только не гуляйте по страницам в интернете, многого вам они не дадут, напрягайте только свои мозги, которые находятся у вас между ушами.

Именно способность думать и придумывать отличает людей с философским мышлением от простых людей. Когда у вас проблемы, не ругайтесь и не психуйте. Просто начните думать о решении проблемы и старайтесь придумывать ходы, которые выведут вас от этой проблемы.

Способность думать о чем-то одном, с разных сторон, есть у каждого человека, просто нужно развивать эту способность. Как правило, все это блокируется еще с раннего детства. Те дети, которые изначально смогли справляться с чужими мнениями и стоять на своем, многим отличаются от других людей. Обычно умные люди как раз и показывают такую способность, которая может позволить смотреть на 2 стороны медали. Обычные люди всегда смотрят только на одну.

Вспомните судьбу гениального философа Сократа , который чтобы донести свою философскую мысль, выпил чашу яда. Он смотрел в глаза смерти, но не отступился от своего мнения. Порой именно так и достигают успеха. Есть большое количество людей, которые имеют свою философию, но мало кто из них доносят до общества то, что могло бы помочь обществу. Порой эти люди просто боятся критики и осуждения своего мнения. Будьте такими, как Сократ и даже перед страхом смерти стойте на своем мнении, так как оно может быть единственно верным. Сократ был настолько позитивным мыслящим человеком, что даже в изменах своей гулящей жены, видел какую-то пользу. С виду это глупость, но ведь у каждого человека имеется своя философия.

P.S. Спасибо Кристине за то, что разрешила опубликовать статью на ее хорошем, полезном и просто замечательном сайте.

На этом пока все.!

Занятие 9. Философия обновления отношения к жизни

1. Высшие моральные и нравственные ценности в биоэтике

2. Становление биоэтической парадигмы выживания

3. Техногенная культура и проблема защиты жизни достоинства человека

4. Роль личности в ситуации нравственного выбора

Основные понятия темы: патернализм, антипатернализм, либерализм, врачебная ошибка, корпоративная этика, моральная ответственность

Темы рефератов:

1. Философия обновления отношения к жизни

2. Техногенная культура и проблема защиты жизни и достоинства человека

3. Моральные и правовые проблемы сбережения здоровья людей

4. Биоэтика – учение о сохранении жизни и обеспечении гарантий сбережения здоровья людей

Литература:

Основная:

Дополнительная:

Занятие 10. Моральные и правовые проблемы сбережения здоровья людей

1. Морально-правовые факторы при лечении инфекционных болезней

2. СПИД как глобальная проблема современности

3. Феномен спидофобии

4. Этические проблемы ВИЧ-инфицированных

Основные понятия темы: спидофобия, социальный остракизм, эпидемиологическая информация и дезинформация

Темы рефератов:

1. Социокультурный контекст истории иммунопрофилактики

2. Эпидемиология и права человека

3. Социальная защита ВИЧ-инфицированных

4. Инфекционные болезни как источник социальной опасности

Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.

Раздел 4. «Нравственные проблемы» в биоэтике

Биотические проблемы применения инновационных методов, используемых в медицине при диагностике, лечении и коррекции генетических нарушений. Осознание возможного риска для испытуемых при проведении научного эксперимента и клинического исследования. Моральные права испытуемых и нравственная ответственность медиков, учёных-специалистов, проводящих эксперименты. характеристика основных этических и правовых документов, регламентирующих медико-биологические эксперименты. Злоупотребления в медицине нацистской Германии. Суд над нацистскими медиками. Антигуманное использование медицины в XX веке в других странах. Нюрнбергский кодекс и "Хельсинская декларация" Всемирной медицинской ассоциации как основополагающие источники современных моральных норм проведения экспериментов и клинических испытаний на человеке. Этические комитеты: история создания и основные направления деятельности.

Специфика морально-нравственных проблем в медицинской генетике, нацеленной на позитивное обновление человеческого организма, избавления его от врождённых пороков. Моральные проблемы реализации международного проекта "Геном человека". Проблема конфиденциальности и добровольного информированного согласия пациентов в современной медицинской генетике. Проблема клонирования человека.

Медицинские вмешательства в репродукцию человека: исторический, социальный, моральный, правовой и религиозный контекст. Моральный статус пре-эмбрионов, эмбрионов и плодов. Движение за запрет абортов. Автономия беременной женщины и право плода на жизнь. Аборт и религиозная мораль. Либеральный, консервативный и умеренный подходы к проблеме аборта.

Морально-этические проблемы контрацепции и стерилизации.

Смерть и умирание. Эвтаназия: активная и пассивная, прямая и непрямая (косвенная), добровольная и недобровольная, принудительная. История, философия и организационные принципы хосписа. Роль волонтеров.

Основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов и тканей от живых доноров и от трупа. Моральные проблемы ксенотрансплантологии. Проблемы разработки искусственных органов.

Занятие 11. Биоэтические проблемы в научных исследованиях

1. Биоэтические проблемы применения инновационных методов исследований

2. Основные принципы научных экспериментов и клинических исследований

3. Моральные права испытуемых и нравственная ответственность ученых-медиков

4. Характеристика основных этических и правовых документов, регламентирующих медико-биологические эксперименты

Основные понятия темы: инновация, методы исследования, научный эксперимент, права испытуемых, нравственная ответственность, клиническое исследование

Темы рефератов:

1. Моральные аспекты медицинского эксперимента

2. Антигуманное использование медицины в XX веке в других странах

3. Нюрнбергский кодекс и "Хельсинская декларация" Всемирной медицинской ассоциации как основополагающие источники современных моральных норм проведения экспериментов и клинических испытаний на человеке

4. Этические комитеты: история создания и основные направления деятельности

Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.

Занятие 12. Медицинская этика, генетика и репродукция человека

1. Специфика моральных проблем в генетике

2. Евгеника. Проблемы генной терапии и клонирования

3. Исторический, социальный, моральный, правовой и религиозный аспект репродукции человека

4. Моральный статус пре-эмбрионов

Основные понятия темы: гомункул, генная инженерия, генетическая информация, евгеника, идея «непорочного зачатия», гомологическая и гетерологическая инсеминации, экстракорпоральное оплодотворение, активный донор

Темы рефератов:

1. История генетических методов и технологий

2. Основные (либеральные и консервативные) подходы к генетике

3. Международный проект «Геном человека»

4. Генетическая информация как собственность

Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.

Занятие 13. Смерть и умирание

1. Проблема смерти: история вопроса

2. Определение смерти и понятие личности

3. Эвтаназия: от древности до наших дней

4. История, философия и организационные принципы хосписа

Основные понятия темы: «физика» смерти, «метафизика» смерти, «управление» умиранием, клиническая смерть, биологическая смерть, право на смерть, эвтаназия.

Темы рефератов:

1. Успехи анестезиологии, реаниматологии и проблема смерти

2. Этические проблемы паллиативной медицины

3. Качество жизни умирающего

4. Моральный смысл различных форм эвтаназии

Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.

Занятие 14. Этические проблемы трансплантологии

1. История научной трансплантологии

2. Моральные проблемы получения органов от живого донора и от трупа

3. Моральные проблемы ксенотрансплантологии

4. Проблемы разработки искусственных органов

Основные понятия темы: презумпция согласия, презумпция несогласия, правило пропорциональности в трансплантологии

Темы рефератов:

1. Типы забора органов для трансплантации

2. Патолого-анатомическое вскрытие и религия

3. Моральные ограничения на торговлю органами

4. Проблема справедливости в трансплантологии

Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.

Занятие 15. Этика в психиатрии, сексологии и онкологии

1. История психиатрии и мораль

2. Этическое и правовое регулирование в сфере психиатрии

3. Этика в сексологии и сексопатологии

4. Этика в онкологии

Основные понятия темы: патернализм, антипатернализм, психическая норма, психическая патология, компетентность больного, сексология, сексопатология, сексуальные девиации, гомосексуализм, транссексуализм, фармакологическое средство, канцерофобия

Темы рефератов:

1. Права и интересы душевнобольного

2. Стигматизирующий характер диагноза в психиатрии

3. Специфика врачебной тайны в психиатрии

4. Сексуальные девиации как медицинская и социальная проблемы

5. Врачебная тайна в онкологии

Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.

Раздел 5. Биоэтика – курс на здоровый образ жизни

Философия здорового образа жизни – диететика (Кант). Правильный образ жизни - фактор сбережения и жизни, и здоровья людей. Государственная Программа «Здоровая Россия» - базовая программа изменения жизненных установок россиян. Здоровый образ жизни – жизнь без вредных привычек и факторов, влияющих на смертность, инвалидность и заболеваемость людей. Центры здоровья в России. Идея укрепления общественного здоровья и индивидуального здорового образа жизни. Идеи, принципы и правила биоэтики о морально-правовой ответственности людей за сбережение своего личного здоровья.

Занятие 16. Философия здорового образа жизни

1. Философия здорового образа жизни – диететика (И. Кант)

2. Государственная программа «Здоровая Россия» - базовая программа изменения жизненных установок россиян

3. Центры здоровья в России

4. Идеи, принципы и правила биоэтики о морально-правовой ответственности людей за сбережение своего здоровья

Основные понятия темы: здоровый образ жизни (ЗОЖ), государственная программа «Здоровая Россия», центры здоровья, медицинская реабилитация, морально-правовая ответственность человека за свое здоровье

Темы рефератов:

1. Правильный образ жизни - фактор сбережения и жизни, и здоровья людей

2. Здоровый образ жизни – жизнь без вредных привычек и факторов, влияющих на смертность, инвалидность и заболеваемость людей

3. Идея укрепления общественного здоровья и индивидуального здорового образа жизни

4. Реализация программы «Здоровая Россия» на Северном Кавказе

Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.

Раздел 6. Нравственная суть межличностного общения в медицине

Принципы и правила морального регулирования общественного поведения людей. Моральные конфликты в современном здравоохранении. Особенности этического поведения в деятельности организаторов здравоохранения, врачей, провизоров и вспомогательного медицинского персонала. Этика, этикет, право, обычаи и мораль в медицине. Профессиональная солидарность и наставничество в медицине. Моральные проблемы медицинского обучения у постели больного. Медико-этические особенности общения врачей с пациентами на различных этапах оказания им медицинской помощи: обследования, назначения лечения, осуществления медицинского вмешательства, контроля эффективности лечения, реабилитационных и профилактических назначений.

Межличностные, внутригрупповые и межгрупповые моральные конфликты. Пути их разрешения и формы предупреждения.

Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов.

Особенности этических проблем в педиатрии, основные модели взаимоотношений врач – ребенок - его законные представители. Ребенок и болезнь.

Занятие 17. Межличностное общение в медицине

1. Принципы и правила морального регулирования общественного поведения людей

2. Моральные конфликты в современном здравоохранении

3. Этика, этикет, право, обычаи и мораль в медицине

4. Профессиональная солидарность и наставничество в медицине

Основные понятия темы: этический кодекс, моральный конфликт, этикет, наставничество в медицине

Темы рефератов:

1. Принципы взаимоотношения между врачами в античной медицине

2. Корпаративная этика в медицине

3. Моральные проблемы медицинского обучения у постели больного

4. Традиционная и нетрадиционная медицина: этический аспект

Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.

Занятие 18. Медико-этические особенности общения врачей с пациентами

1. Медико-этические особенности общения врачей с пациентами на различных этапах оказания им медицинской помощи

2. Межличностные, внутригрупповые и межгрупповые моральные конфликты

3. Основные модели взаимоотношений врачей и пациентов

4. Особенности этических проблем в различных сферах медицинской деятельности

Основные понятия темы: права врача, права пациента, социальная защита, этический комитет

Темы рефератов:

1. История возникновения «этических кодексов» врачебной деятельности

2. Права и достоинство пациента за рубежом и в России

3. Основные международные биоэтические документы о защите прав и достоинства человека

4. Достоинство человека в связи с использованием достижений биологии и медицины

Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.

Варианты тестовых заданий к курсу «Основы биомедицинской этики»

Вариант 1

001. Медицина относится к одному из следующих типов знания:

1) естественнонаучному

2) гуманитарному

3) междисциплинарному

005. Медицину и этику объединяет:

1) человек как предмет изучения

2) методы исследования

3) овладение приемами преодоления конфликтов в человеческих взаимоотношениях

4) стремление к знанию механизмов человеческого поведения и к управлению им

5) ориентация на достижение финансового благосостояния человека

009. Нравственность – это понятие, определяющее:

1) совокупность субъективных реакций и форм поведения человека

2) склонность к добру и способность стойко переносить тяготы и лишения повседневной жизни

3) часть философии

4) отклассифицированные культурой нравы

5) культурно-исторический феномен, заключающийся в способности человека оказывать помощь другому человеку

013. Моральное регулирование медицинской деятельности от правового отличает:

1) свобода выбора действия

2) произвольность мотива деятельности

3) уголовная безнаказанность

4) социальное одобрение

5) наличие денежной заинтересованности

019. Понятие “достоинство” человека включает в себя все перечисленные смыслы, кроме:

а) чистота помыслов и намерений, мотивов поступка;б) образ и подобие Божие; в) здоровье; г) физиологические характеристики человеческого организма; д) свобода; е) экономический и финансовый успех; ж) общественное признание, популярность; з) критическая самооценка, вера в себя; и) наличие способностей и талантов человека; к) осознание особого предназначения человека в жизни.

1) б, д, ж, и

2) в, г, е

3) б, е, и,

4) а, б

023. Соотношение добра и зла заключается в том, что:

1) добро самодостаточно и самозначимо

2) добро существует независимо и отдельно от зла

3) зло самодостаточно

4) зло есть отсутствие добра

5) добро и зло одно и то же

6) добро и зло имеют взаимную обусловленность

027. Свобода является:

1) способностью человека делать всё, что хочешь

2) возможностью творчества

3) законом природы

4) законом общественной жизни

5) осознанной возможностью и способностью к нравственному совершенствованию

6) свойством человеческой природы

7) полным раскрепощением низменных инстинктов человека

8) отрицанием всех морально-этических ограничений

9) основанием прав человека

031. Нравственный идеал – это:

1) образ высшего совершенства и высшего блага

3) образец профессионального мастерства

4) мудрый человек

5) герой, пожертвовавший собой ради спасения жизни другого человека

6) президент великой страны

7) лидер думской фракции

Педиатрического факультета ...

Глава 1. Философское отношение к стрессовым ситуациям

Проблема восприятия происходящего

Философское отношение к стрессовым ситуациям – это перестройка мышления, переосмысление тех сложностей жизни, которые мы воспринимаем как стресс. Это способность увидеть в любой неприятности ее другую, подчас скрытую сторону. Это принцип орла и решки: там, где есть минусы, есть и плюсы. Просто надо научиться их различать.

Мудрые мысли

Искусство жить – это искусство отпускать на волю все ненужное.

Коко Шанель

И когда у кого-то возникает опасение, что человек якобы станет сухим, бесчувственным, не способным на глубокое сопереживание, то хочется задать вопрос: «А зачем ему такие глубокие, но негативные переживания там, где их просто и не должно быть?». Философское отношение к стрессовым ситуациям – это психотерапия, избавляющая людей от всего мелочного и наносного ради освобождения его энергии для больших и благородных дел.

Философское отношение к стрессовым ситуациям – это искусство благородства и сдержанности в любых травмирующих человека обстоятельствах. Мудрость нельзя скопировать, ее можно только приобрести. Мудрый не отрицает реалий жизни, не пренебрегает человеческими ценностями, а, наоборот, философски ставит под сомнение значимость мелких неприятностей и невзгод. Такое отношение к жизненным неприятностям воспитывает приверженность к самым важным святым заповедям и человеческим ценностям. Это отрицание всего мрачного и вредного в нашей жизни, которое разрушает нас, не дает использовать свой потенциал, и растрачивает саму жизнь на пустые стрессы и неприятности.

Мудрые мысли

Есть только один путь к счастью – перестать переживать о том, что нам неподвластно.

Из книги Как помочь мужу преуспеть в деле автора Карнеги Дороти

Глава 11 Будьте готовы к экстренным ситуациям Некоторые семьи, сталкиваясь с проблемой потери мужем работы, совершенно теряются, не зная, что предпринять. Часто это происходит потому, что в подобной экстренной ситуации жена не хочет помочь мужу и взять на себя часть

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том II. Российский трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

56. Философское осмысление трансперсонального проекта Г.М. Нажмудинова Нажмудинов Гаджи Магомедович (р.10.02.1936) – специалист в области социальной философии, культурологии, философской антропологии, истории зарубежной философии; доктор философских наук, профессор. Окончил

Из книги Не молчи, или Книга для тех, кто хочет получать ответы автора Максимов Андрей Маркович

ГЛАВА ВОСЬМАЯ, в которой автор наконец-то объясняет, почему интервью – понятие философское, и советует, как вести беседу, чтобы открыть для себя другого человека Философия, если совсем попросту, – это «разговор за жизнь». Про жизнь, значит, и поговорим.Вот человек живет

Из книги Основы Науки думать. Кн.1. Рассуждение автора Шевцов Александр Александрович

Из книги Самоактуализированные люди - исследование психологического здоровья автора Маслоу Абрахам Харольд

Из книги Сумерки богов автора Фрейд Зигмунд

ФИЛОСОФСКОЕ ЧУВСТВО ЮМОРА Своеобpазное чувство юмоpа - одна из пеpвых хаpактеpистик самоактуализиpованных людей, котоpую мне удалось обнаpужить, оно было пpисуще абсолютно всем моим испытуемым. Вам не удастся заставить этих людей улыбнуться в ответ на плоскую шутку, на то,

Из книги Священная коммерция. Бизнес как путь пробуждения автора

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Глава 17 Отношение к неприятностям У нас есть свой взгляд на проблемные ситуации, который помогает людям в их разрешении. Многие из нас ходят вокруг да около, избегая огорчений, пытаясь уклониться от гнева, конфронтации, разочарования и беспокойства. А мы говорим, что,

Из книги Я ничего не боюсь! [Как избавиться от страхов и начать жить свободно] автора Пахомова Анжелика

Из книги Как поднять самооценку и стать уверенным в себе. Тесты и правила автора Тарасов Евгений Александрович

Ключи к ситуациям 1А – проанализируйте установки, данные вашими близкими и замените их на противоположные. Запишите на листке и перечитывайте каждый день утром и вечером. Например: установка «Ты не умеешь одеваться!», замена – «Ты одеваешься со вкусом».1В – работайте над

Из книги 10 шагов на пути к управлению своей эмоциональной жизнью. Преодоление тревоги, страха и депрессии благодаря исцелению личности человека автора Вуд Ева А.

Глава 2 Отношение к людям Адекватность отношения человека к окружающим его людям во многом определяет его возможности в достижении поставленных перед собой жизненно важных целей. Американский юморист Роберт Бенчли лет 80 тому назад написал: «Все люди делятся на два

Из книги Самосаботаж. Преодолеть себя автора Берг Карен

Страдаете ли вы посттравматическим стрессовым расстройством? Ежегодно 5,2 миллиона американцев обращаются за помощью к специалистам из-за так называемых посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР); в странах, где основам безопасности жизнедеятельности на

Из книги Психологический стресс: развитие и преодоление автора Бодров Вячеслав Алексеевич

Из книги Оптимистическая трагедия одиночества автора Порошенко Ольга Юрьевна

9.1.2. Стратегии приспособления к трудным ситуациям «Активно преобразуя трудные жизненные условия, личность значительно изменяется, но изменения эти не преднамеренны и, как правило, неосознаваемы. Жизнь, однако, ставит личность в такие ситуации, когда только намеренное

Он многократно улучшался и модифицировался, благодаря чему весьма эффективно противостоял другим средним танкам на протяжении всей войны.

История создания

Решение разрабатывать Pz.Kpfw.IV было принято в 1934 году. Машину в первуою очередь делали для поддержки пехоты и подавления огневых точек противника. За основу при конструировании взяли Pz.Kpfw.III, разработанный недавно средний танк. Когда разработка началась, Германия все еще не афишировала работу над запрещенными видами вооружения, так что проект нового танка назвали Mittleren Tractor, а позже уже менее конспиративно, Вataillonfuhrerswagen (BW), то есть «машина командира батальона». Из всех проектов был выбран проект VK 2001(K), представленный AG Krupp.

Проект приняли не сразу – сначала военных не устроила рессорная подвеска, но разработка новой, торсионной, могла сильно затянуться, а Германия остро нуждалась в новом танке, так что было решено просто доработать существующий проект.

В 1934 году на свет появился первый макет, все еще называвшийся Вataillonfuhrerswagen. Однако когда немцы ввели унифицированную систему обозначения танков, он получил свое последнее имя — танк PzKpfw IV, что полностью звучит как Panzerkampfwagen IV.

Первый макет изготовили из фанеры, а вскоре появился и прототип из мягкой сварочной стали. Его сразу отправили на испытания в Куммерсдорф, которые танк успешно прошел. В 1936 году началось серийное производство машины.


Pz.Kpfw.IV Ausf.А

ТТХ

Общая информация

  • Классификация – средний танк;
  • Боевая масса – 25 тонн;
  • Компоновочная схема – классическая, трансмиссия спереди;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Годы производства – с 1936 по 1945;
  • Годы эксплуатации – с 1939 по 1970;
  • Всего выпущено – 8686 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 5890 мм;
  • Ширина корпуса – 2880 мм;
  • Высота – 2680 мм.

Бронирование

  • Тип брони – кованая стальная, катаная с поверхностной закалкой;
  • Лоб – 80 мм/градус;
  • Борт – 30 мм/градус;
  • Корма корпуса – 20 м/градус;
  • Лоб башни – 50 мм/градус;
  • Борт башни – 30 мм/градус;
  • Корма рубки – 30 мм/градус;
  • Крыша башни – 18 мм/градус.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 75-мм KwK 37, KwK 40 L/43, KwK 40 L/48, в зависимости от модификации;
  • Длина ствола – 24, 43 или 48 калибров;
  • Боекомплект – 87;
  • Пулеметы — 2 × 7,92-мм MG-34.

Подвижность

  • Мощность двигателя – 300 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе – 40 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 300 км;
  • Удельная мощность – 13 л.с. на тонну;
  • Преодолеваемый подъем – 30 градусов;
  • Преодолеваемый ров – 2,2 метра

Модификации

  • Panzerkampfwagen IV Ausf. A. – с противопульным бронированием и слабой защитой приборов наблюдения. По сути это предсерийная модификация – их выпустили всего 10 штук, и сразу поступил заказ на улучшенную модель;
  • PzKpfw IV Ausf. В – корпус другой формы, отсутствие курсового пулемета и улучшенные смотровые приборы. Усилено лобное бронирование, поставлен мощный двигатель, новая коробка передач. Разумеется, масса танка увеличилась, но и скорость возросла до 40 км/ч. Было выпущено 42 штуки;
  • PzKpfw IV Ausf. С – по-настоящему массовая модификация. Похожа на вариант В, но с новым двигателем и некоторыми изменениями. С 1938 года изготовлено 140 штук;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf. D – модель в внешней маской башни, более толстой бортовой броней и некоторыми усовершенствованиями. Последняя мирная модель, было выпущено 45 штук;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf. Е – модель, которая учитывала опыт первых военных лет. Получила новую командирскую башню и усиленную броню. Улучшилась ходовая, конструкция смотровых приборов и люков, в итоге вес машины возрос до 21 тонны;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf.F2 – с 75-миллиметровой пушкой. Все еще имел недостаточную защиту по сравнению с советскими танками;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf.G – более защищенный танк, на некоторый поставили 75-мм пушку длиной 48 калибров;
  • Ausf.H – машина 1943 года, самая массовая. Похожа на модель G, но с утолщенной крышей башни и новой трансмиссией;
  • Ausf.J – попытка упростить и удешевить производство танка в 1944 году. Отсутствовал электропривод поворота башни, вскоре после выпуска убрали пистолетные порты и упростили конструкцию люков. Танки этой модификации производили до конца войны.

Pz.Kpfw IV Ausf.H

Машины на базе Pz. IV

На базе Panzerkampfwagen IV также было построено несколько специальных машин:

  • StuG IV – средняя САУ класса штурмовых орудий;
  • Nashorn (Hornisse) – средняя противотанковая САУ;
  • Möbelwagen 3,7 cm FlaK auf Fgst Pz.Kpfw. IV (sf); Flakpanzer IV «Möbelwagen» — зенитная САУ;
  • Jagdpanzer IV — средняя САУ, истребитель танков;
  • Munitionsschlepper – транспортер боеприпасов;
  • Sturmpanzer IV (Brummbär) — средняя сау класса самоходная гаубица/штурмовое орудие;
  • Hummel – самоходная гаубица;
  • Flakpanzer IV (3.7cm FlaK) Ostwind и Flakpanzer IV (2cm Vierling) Wirbelwind — зенитные самоходные установки.

Также была разработана машина PzKpfw IV Hydrostatic с гидростатическим приводом, но она так и осталась опытной, и в серию не вышла.


Применение в бою

Вермахт получил первые три танка Pz. IV в январе 1938 года. Всего в 1938 было выпущено 113 машин. Первые операции этих танков – аншлюс Австрии и захват Судейской области Чехословакии в 1938 году. А в 1939 они проехали по пражским улицам.

Перед вторжением в Польшу у вермахта было 211 Pz. IV А, В и С. Все они превосходили польские машины, но вот противотанковые пушки были для них опасны, так что много танков было потеряно.

К 10 мая 1940 у панцерваффе было 290 танков Pz.Kpfw.IV. Они успешно сражались с французскими танками, побеждая с меньшими потерями. Однако пока в войсках все же было больше легких Pz.l и Pz.ll, чем Pz. IV. В дальнейших операциях они практически не несли потерь.

После 1940 года

К началу операции «Барбаросса» у немцев было 439 Pz.lV. Есть данные, что тогда немцы относили их к тяжелым танкам, но советским тяжелым КВ они существенно уступали по боевым качествам. Впрочем, Pz.lV уступал даже нашему Т-34. Из-за этого в боях в 1941 году было потеряно около 348 единиц Pz.Kpfw.IV. Похожая ситуация произошла и в Северной Африке.

Даже сами немцы отзывались о Pz.Kpfw.IV не очень хорошо, что и послужило причиной столь многочисленных модификаций. В Африке машины явно терпели поражение, и несколько удачных операций с участием Pz.lV Ausf.G и Тигров в итоге ничему не помогли – в Северной Африке немцам пришлось капитулировать.

На Восточном фронте в наступлении на Северный Кавказ и Сталинград участвовали Ausf.F2. Когда в 1943 Pz.lll перестали производить, именно четверка стала главным немецким танком. И хотя после начала выпуска «Пантеры» четверки хотели перестать выпускать, от этого решения отказались, и не зря. В итоге в 1943-му Pz.IV составляли 60% от всех немецких танков – больше всего было модификаций G и H. Часто их путали с Тиграми из-за броневых экранов.

В операции «Цитадель» именно Pz.lV участвовали активно – их было гораздо больше «тигров» и «пантер». При этом похоже, что советские войска как раз приняли многие Pz. IV за тигров, так как по отчетам они подбили «Тигров» намного больше, чем их присутствовало со стороны немцев.

Во всех этих сражения было потеряно очень много четверок – в 1943 году это число дошло до 2402, причем отремонтировать удалось только 161 штуку.


Подбитый Pz. IV

Конец войны

Летом 1944 года немецкие войска постоянно проигрывали и на Востоке, и на Западе, и танки Pz.lV не выдерживали натиска врагов. Было уничтожено 1139 машин, но в войсках их все еще было достаточно.

Последние крупные операции, в которых Pz.lV участвовали на стороне Германии – это контрнаступление в Арденнах и контрудар на озере Балатон. Они закончились неудачей, многие танки были подбиты. В целом четверки участвовали в боевых действиях до самого конца войны – их можно было встретить и на уличных боях в Берлине, и на территории Чехословакии.

Разумеется, захваченные Pz. IV активно использовались Красной Армией и союзниками в различных сражениях.

После Второй мировой

После капитуляции Германии достаточно крупную партию четверок передали в Чехословакию. Они были отремонтированы и находились на вооружении до 50-х годов. Также Pz.lV активно эксплуатировали в Сирии, Болгарии, Финляндии, Франции, Турции и Испании.

На Ближнем востоке Pz.Kpfw.IV сражались в 1964 году, в «водную войну» из-за реки Иордан. Тогда Pz.lV Ausf.H обстреляли израильские войска, но вскоре были уничтожены в больших количествах. А в 1967, в «шестидневную» войну израильтяне захватили оставшиеся машины.


Pz. IV в Сирии

Танк в культуре

Танк Pz. IV был одним из самых популярных немецких танков, так что он широко представлен в современной культуре.

В стендовом моделизме пластиковые сборные модели в масштабе 1:35 выпускаются в Китае, Японии, России и Южной Корее. На территории РФ наиболее распространены модели фирмы «Звезда» — поздний экранированный танк и ранний короткоствольный, с пушкой 75-мм.


Pz.Kpfw.IV Ausf.А, модель

Очень часто танк встречается в играх. Pz. IV А, D и H можно найти в игре Word of Tanks, в Battlefield 1942 это основной немецкий танк. Также его можно увидеть в обеих частях Company of Heroes, в Advanced Military Commander, в играх “В тылу врага», Red Orchestra 2 и др. Модификации Ausf. C, Ausf. E, Ausf. F1, Ausf. F2, Ausf. G, Ausf. H, Ausf. J представлены . На мобильных платформах Pz.IV Ausf. F2 можно увидеть в игре «Armored Aces».

Память о танке

PzKpfw IV выпускался очень массово, так что многие его модификации, особенно поздние, представлены в разных музеях мира:

  • Бельгия, Брюссель – Музей королевской армии и военной истории, PzKpfw IV Ausf J;
  • Болгария, София — Музей военной истории, PzKpfw IV Ausf J;
  • Великобритания – Военный музей в Даксфорде и Танковый музей в Бовингтоне, Ausf. D;
  • Германия – Музей техники в Зинсхайме и Танковый музей в Мунстере, Ausf G;
  • Израиль – Музей Армии обороны Израиля в Тель-Авиве, Ausf. J, и музей Израильских танковых войск в Латруне, Ausf. G;
  • Испания, Эль Голосо – Музей бронетехники, Ausf H;
  • Россия, Кубинка – Бронетанковый музей, Ausf G;
  • Румыния, Бухарест – Национальный военный музей, Ausf J;
  • Сербия, Белград – Военный музей, Ausf H;
  • Словакия – Музей Словацкого восстания в Банска-Бистрице и музей Карпатско-Дукельской операции в Свиднике, Ausf J;
  • США – Музей Military Vehicle Technology Foundation в Портола-Вэлли, Ausf. H, Музей вооружений армии США в Форте Ли: Ausf. D, Ausf. G, Ausf. H;
  • Финляндия, Парола – Танковый музей, Ausf J;
  • Франция, Сомюр – Танковый музей, Ausf J;
  • Швейцария, Туна – Танковый музей, Ausf H.

Pz.Kpfw.IV В Кубинке

Фото и видео


Flakpanzer IV «Möbelwagen»


Панцерваффе (Panzerwaffe) – это танковые войска Вермахта, появившиеся под данным названием в 1936 году и закончившие существовать в 1945. Танки стали одной из главных сил немецкой армии и основой тактики блицкрига, им уделялось внимание со стороны самого Адольфа Гитлера.

В 1931 году Освальд Луц, служащий инспектором автомобильных войск под начальством Гейнца Гудериана, предложил использовать крупные танковые соединения. Согласно Версальскому договору, Германия имела право создавать бронированные машины массой до 5 тонн, что значительно осложняло производство танков, а на учениях немецкие солдаты были вынуждены использовать деревянные макеты танков.

Тем не менее, Германия совместно с СССР создала танковую школу в Казанской области, где было подготовлено 30 офицеров. Параллельно под видом тракторов для гражданского применения шёл выпуск лёгких танков.

В 1933 году появился Panzer I, ставший первым немецким танком Вермахта. Он создавался для обучения будущих танкистов, но стал основой немецкого танкового парка.

В 1935 году Эрих фон Манштейн предложил создать штурмовую артиллерию, способную поддерживать огнём атакующую пехоту. Идея легла в основу САУ StuG III, выпущенной в количестве более 8600 единиц.

Немецкие танки вермахта Второй мировой войны

Легкие: Pz.Kpfw I, Pz.Kpfw II, Pz.Kpfw II "Luchs".

Средние: Pz.Kpfw III, Pz.Kpfw IV, "Panther".

Тяжёлые: Pz.Kpfw. VI "Tiger I", Pz.Kpfw. VI Ausf. B "Tiger II", Pz.Kpfw. VIII "Maus".

Трофейные

Помимо машин своего производства, Германия использовала захваченные, нанося на них свой камуфляж и модернизируя согласно требованиям немецкой армии.

Французские танки в вермахте – самые популярные иностранные машины, если закрыть глаза на чехословацкие. Они отличались не самой современной конструкцией и слабой огневой мощью, зато имели достаточное бронирование и хорошую надёжность. Из-за слабого вооружения их использовали преимущественно в тылу для охраны, обучения и так далее.

Также французскую технику переделывали в САУ, устанавливая на шасси рубки и немецкие пушки.

Трофейные советские танки вермахта, к удивлению многих неискушённых читателей, не пользовались большой популярностью. В период лета-осени 1941 года по немецким данным было захвачено и подбито 14079 танков СССР. Из них 1300 – 1700 БТ, КВ, Т-26, Т-28 и Т-34 находились на парковом хранении и были в отличном состоянии.

К октябрю того же года в строй ввели около 40 единиц бронетехники, совершенно смешную цифру. На бумаге отечественные танки в 1941 году превосходили все немецкие, за исключением Pz.Kpfw IV, по вооружению, на практике советские 45 мм пушки не соответствовали табличным данным и не представляли опасности для танков Панцерваффе на дистанциях от 400 метров.

Немцы пренебрежительно относились к Т-26 и БТ, поскольку внутри было тесно и неудобно, а брони не хватало для вменяемой защиты экипажа.

Не пошли немцы и по пути создания САУ на базе советских танков. Двигатели Т-26, БТ и Т-28 требовали дефицитный качественный бензин. При этом немецкие двигатели спокойно работали на синтетическом.

Т-34 и КВ, оборудованные дизельными двигателями, также не подходили немцам, пытавшимся заменить дизельное топливо смесью сырой нефти с керосином и маслом.

В итоге за годы Великой Отечественной войны вермахт использовал менее 300 советских танков и переоборудовал 10 Т-26 в САУ.

Окраска

Начиная с 1939 года немецкие танки были окрашены в тёмный сине-серый, так называемый шаровый, цвет. Им полностью покрывались все наружные части и внутренние стороны люков, открывающихся наружу. Изнутри использовалась светло-кремовая краска.

Пренебрежительное отношение к маскировке объясняется доминированием немецких войск в то время и их применении при тактике блицкрига, подразумевавшей стремительные атаки.

Камуфляж

Нажмите на изображение для просмотра в большом разрешении

Напав на СССР, немецкие войска уже во время первой зимы поняли, что отсутствие камуфляжей фатально. В ход пошли растворы извести и мела в качестве импровизированного камуфляжа.

18 февраля 1943 года на заводах Германии появился новый стандарт окраски бронетехники. Она окрашивалась в тёмно-жёлтый цвет, после чего комплектовалась двумя комплектами красок, поставлявшейся в банках. Это были оливково-зелёный и красно-коричневый цвета, которые наносились на танк силами экипажа в зависимости от места применения.

Позже появились точные схемы нанесения краски, включающие в себя маскирующий мелкопятнистый и деформирующий крупнопятнистый камуфляжи. Первый наносился на лёгкую и среднюю бронетехнику, второй – на тяжёлые танки Тигр и Пантера .

В 1944 году появился трёхцветный деформирующий засадный камуфляж, сочетающий в себе достоинства двух предыдущих окрасок.

В конце 1944 года начался дефицит краски, который привёл к неправильному нанесению камуфляжей в целях экономии. Вскоре поставки краски окончательно прекратились во все части за исключением элитных СС.

Стоит упомянуть циммерит, которым покрывалась немецкая бронетехника, начиная с 1943 года. Этот светло-серый материал защищал от магнитных мин и скрывался под краской, делая её чуть темнее.

На восточном фронте

В момент нападения на Советский Союз на восточном фронте было сосредоточено 4711 танков и штурмовых орудий, для сравнения у СССР было 15857 единиц.

В период с 1943 по 1944 год вермахт наращивал количество танков, дойдя до 9149 машин в начале 1944 года. Тем не менее, впечатляющие потери и постоянный недостаток топлива, снижал качество панцерваффе.

Потери

В период с 1941 по 1942 год Германия потеряла до 80% бронетехники. Согласно советским данным, к концу войны Германия потеряла более 32000 единиц бронетехники. Значительная часть была уничтожена огнём артиллерии и танками, лишь небольшая авиацией.