Допризывная подготовка. Допризывная подготовка юношей (из опыта работы) Учащиеся должны уметь

строевой подготовке

Допризывная подготовка организуется и проводится с юношами на основании Закона Республики Беларусь “О воинской обязанности и воинской службе” в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

Цели допризывной подготовки:

формирование у юношей морально-психологической готовности к военной службе;

привитие знаний, умений и основ культуры воинской службы, необходимых для освоения обязанностей защитника Отечества.

Задачи допризывной подготовки :

расширение и углубление знаний о героизме и мужестве наших предков в деле защиты Отечества;

воспитание гражданственности и патриотизма, чувства личной ответственности за выполнение конституционного долга по защите Республики Беларусь;

обучение стрельбе из пневматической и малокалиберной винтовок; метанию ручных гранат; действиям в экстремальных условиях и на учебном поле боя; строевым приемам и движениям без оружия; выполнению нормативов и упражнений по основам военного дела, общефизической и военно-прикладной физической подготовке.


ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:

назначение и порядок выполнения основных строевых приемов без оружия;

требования безопасности при выполнении строевых приемов.

Учащиеся должны уметь:

приводить в порядок форму одежды и внешний вид;

выполнять строевые приемы на месте и в движении.

быстро и четко выполнять приемы и ориентироваться в обстановке при построении и перестроении.


МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

Строевая подготовка является одной из важных дисциплин допризывной подготовки. Она вырабатывает у юношей строевую выправку, опрятный внешний вид, умение быстро и четко выполнять приемы и ориентироваться в обстановке.

Строевое обучение способствует общей тактической выучке допризывника, организованности, сплочению коллектива, соблюдению порядка и укреплению дисциплины.

В целях обеспечения организованного проведения занятий по строевой подготовке и привития учащимся практических навыков в выполнении строевых приемов классы именуются взводами, каждый класс делится на два – три отделения.

Из числа юношей (далее – обучаемые), обладающих высокими морально-психологическими и лидерскими качествами, приказом руководителя общеобразовательного учреждения назначаются командиры взводов и отделений (далее – командиры).

Каждое занятие по строевой подготовке начинается с построения личного состава взвода, проверки наличия учащихся и доклада командира взвода руководителю о готовности к занятию.

На занятии должны соблюдаться требования строевого устава при действиях, ответах, а также при обращении учащихся к руководителю занятия (по воинскому званию), прививаться дисциплинированность и подтянутость, воспитываться воинская вежливость и строевая выправка.

При проведении занятий по строевой подготовке руководитель должен находиться там, откуда удобнее учить обучаемых, следить за их действиями и своевременно реагировать на их ошибки. Наиболее целесообразным удалением от строя обучаемых надо считать: для командиров отделений 3-4 шага, командира взвода


5-6 шагов. При таком удалении руководитель имеет возможность наблюдать за действиями всех обучаемых. Обучаемые, находясь под контролем руководителя, внимательнее относятся к объяснениям и показу приемов, меньше отвлекаются и всегда готовы к выполнению команд.

Решающее значение в строевой подготовке имеет умение командира громко и четко подавать команды. Неправильно или несвоевременно поданная команда приводит военнослужащих в замешательство и ведет к невыполнению приема, необходимости начинать его выполнение сначала и потере учебного времени. При подаче команд командир должен принимать положение


«СМИРНО». Это воспитывает у подчиненных дисциплинированность и уважение к строю. Также значительную роль в качестве обучения, старательности обучаемых играет рациональная организация занятий и строгое соблюдение регламента тренировок. Срывы занятий, переносы тренировок и сокращения перерывов ведут к появлению равнодушия у обучаемых и снижению общих результатов тренировок.

В обучении личного состава строевым приемам в основном применяются следующие методы:

ознакомление с приемом и образцовый показ его выполнения;

изучение приема и разучивание порядка его выполнения;

тренировка в выполнении приема.

При показе у обучаемого создается зрительное представление о строевом приеме, поэтому показ должен быть безупречен. Приемы и действия, показанные четко, правильно и красиво, всегда производят на обучаемых должное впечатление и вызывают желание выполнять их так, как было показано. Показ необходимо всегда сопровождать кратким объяснением. Для создания полного и правильного представления об изучаемом приеме или действии недостаточно иметь зрительное представление, необходимо осмыслить и повторить изучаемый прием.

Для улучшения результатов в своей практической деятельности по обучению военнослужащих строевой подготовке руководителю необходимо изучать психолого-педагогические особенности каждого обучаемого военнослужащего по анкетным данным и в повседневной деятельности. Выводы из такого изучения помогут руководителю установить хороший психологический климат в подразделении, настроить обучаемых на максимальную отдачу при освоении строевых приемов, правильно выбрать основные направления воспитательного воздействия на каждого обучаемого.
СТРОИ И ИХ ЭЛЕМЕНТЫ. МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ СТРОЕМ. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМАНДЫ. ОБЯЗАННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПЕРЕД ПОСТРОЕНИЕМ И В СТРОЮ.

Строи и их элементы.

Для успешного освоения основных положений Строевого устава и умелых действий в различных строях необходимо в первую очередь знать все элементы строя, порядок выполнения команд, обязанности солдат перед построением и в строю.

Строй был и остается основой подготовки личного состава к совместным действиям. Он, как никакой другой вид обучения, воспитывает быстрое, точное и единодушное исполнение воли командира. Действия в строю требуют глубокого понимания обучаемыми необходимости четких, быстрых и сноровистых движений при выполнении приемов в составе отделения и взвода.

Обучение строевой подготовке следует начинать с изучения обязанностей перед построением и в строю, которые необходимо всегда точно и четко выполнять.

Строй - установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и воинских частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах. Элементами строя являются шеренга, фланги, фронт и тыльная сторона.

Шеренга - строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии. Линия машин - строй, в котором машины размещены одна возле другой на одной линии.

Фланг - правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются. Фронт - сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины - лобовой частью). Тыльная сторона строя - сторона, противоположная фронту.

Для определения расстояния между военнослужащими (машинами) в строю назначается интервал и дистанция.

Интервал - расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.

Дистанция - расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.

Размеры строя определяются шириной и глубиной.

Ширина строя - расстояние между флангами.

Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах - расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).

Строи бывают одно- и двухшереножные.

Двухшереножный строй - строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются. Четыре человека и менее всегда строятся в одну шеренгу.

Неполный

Дистанция
Рис. 1 Двухшереножный строй и его элементы
Ряд - два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным; последний ряд всегда должен быть полным.

При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу.

Одношереножный и двухшереножный строи могут быть сомкнутыми или разомкнутыми.

В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.

В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.

Колонна - строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) - одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более.

Рис 2 Строй – колонна по два


Четыре человека и менее строятся в колонну по одному.

Колонны применяются для построения подразделений и воинских частей в походный или развернутый строй.

Развернутый строй - строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром.

Развернутый строй применяется для проведения поверок, расчетов, смотров, парадов, а также в других необходимых случаях.

Походный строй применяется для совместных действий на марше, при подготовке и после выполнения задач.

Походный строй - строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

Для обозначения направления, дистанции и скорости движения, подачи сигналов в строю назначается направляющий и замыкающий.

Направляющий - военнослужащий (подразделение, машина), который движется головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие (подразделения, машины).

Замыкающий - военнослужащий (подразделение, машина), который движется последним в колонне.

Развернутый строй отделения может быть одношереножный (шеренга) или двухшереножный.

Построение отделения в одношереножный (двухшереножный) строй производится по команде «Отделение, в одну шеренгу (в две шеренги) - СТАНОВИСЬ».

Подав команду, командир отделения становится в положение «смирно», лицом в сторону фронта построения; отделение выстраивается влево от командира, как показано на рис. 3 и 4, на установленных интервалах и дистанциях; при этом носки обуви у всех должны быть на одной прямой линии.

С началом построения командир отделения выходит из строя строевым шагом и следит за выстраиванием отделения.

Отделение (экипаж, расчет) численностью в четыре человека и менее всегда строится в одну шеренгу.

При необходимости выровнять отделение на месте подается команда «РАВНЯЙСЬ» или «Налево - РАВНЯЙСЬ».

По команде «Равняйсь» все, кроме правофлангового, поворачивают голову направо (правое ухо выше левого, подбородок приподнят), выравниваются так, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым. При выравнивании военнослужащие могут несколько передвигаться вперед, назад или в стороны.

По окончании выравнивания подается команда «СМИРНО», по которой все быстро ставят голову прямо. При выравнивании отделения после поворота его кругом в команде указывается сторона равнения. Например: «Направо (налево) - РАВНЯЙСЬ».

Рис. 3. Развернутый одношереножный строй отделения

Рис. 4. Развернутый двухшереножный строй отделения

Условные обозначения:

К – командир отделения

НО – наводчик-оператор

СС – старший стрелок

С – стрелок

П – пулеметчик

Г – гранатометчик

ПГ – помощник гранатометчика

МВ – механик-водитель

Походный строй отделения может быть в колонну по одному или в колонну по два. Построение отделения в колонну по одному (по два) на месте производится по команде «Отделение, в колонну по одному (по два) – СТАНОВИСЬ». Подав команду, командир отделения становится в положение «смирно», лицом в сторону движения, а отделение выстраивается, как показано на рис 5 и 6.

Рис. 5. Походный строй отделения - колонна по одному

Рис. 6. Походный строй отделения - колонна по два

Отделение (экипаж, расчет) численностью в четыре человека и менее всегда строится в колонну по одному.

Перестроение отделения из развернутого строя в колонну производится поворотом отделения направо по команде «Отделение, напра-ВО». При повороте двухшереножного строя командир отделения делает полшага вправо.

Перестроение отделения из колонны в развернутый строй производится поворотом отделения налево по команде «Отделение, нале-ВО». При повороте отделения из колонны по два командир отделения делает полшага вперед.

Перестроение отделения из колонны по одному в колонну по два производится по команде «Отделение, в колонну по два, шагом - МАРШ» (на ходу - «МАРШ»).

По исполнительной команде командир отделения (направляющий) идет вполшага, вторые номера, выходя вправо, в такт шага занимают свои места в колонне, как показано на рис. 24; отделение двигается вполшага до команды «ПРЯМО» или «Отделение - СТОЙ».

Перестроение отделения из колонны по два в колонну по одному производится по команде «Отделение, в колонну по одному, шагом - МАРШ» (на ходу - «МАРШ»).

По исполнительной команде командир отделения (направляющий) идет полным шагом, а остальные - вполшага; по мере освобождения места вторые номера в такт шага заходят в затылок первым и продолжают движение полным шагом (рис. 23).

Для перемены направления движения колонны подаются команды:

«Отделение, правое (левое) плечо вперед - МАРШ»; направляющий заходит налево (направо) до команды «ПРЯМО», остальные следуют за ним;

«Отделение, за мной - МАРШ (бегом - МАРШ)»; отделение следует за командиром;

«Отделение, кругом - МАРШ».
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЮ СТРОЕМ

Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом и сигналами, а также передаются с помощью технических и подвижных средств. Команды и приказания могут передаваться по колонне через командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей.

В строю старший командир находится там, откуда ему удобнее командовать. Остальные командиры подают команды, оставаясь на местах, установленных старшим командиром.

Построение, движение, изменение направления движения и другие действия подразделений в пешем строю производятся по командам, приказам и приказаниям. Поэтому изучение строевой подготовки руководитель должен начинать с разъяснения обучаемым сущности и порядка управления строями с помощью команд.

Предварительные и исполнительные команды.

Команда разделяется на предварительную и исполнительную; команды могут быть и только исполнительные.

Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.

По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю и вне строя на месте, принимают положение «смирно», а в движении ногу ставят тверже.

Исполнительная команда подается после паузы громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.

С целью привлечь внимание подразделения или отдельного военнослужащего в предварительной команде при необходимости называется наименование подразделения или звание и фамилия военнослужащего. Например, «Взвод (3-й взвод), СТОЙ»; «Рядовой Иванов, кру-ГОМ».

Команды (сигналы), относящиеся ко всем подразделениям, принимаются и немедленно исполняются всеми командирами подразделений.

При передаче команды сигналом предварительно подается сигнал «ВНИМАНИЕ», а если команда относится только к одному из подразделений, то подается сигнал, указывающий номер этого подразделения. Сигналы для обозначения номеров подразделений устанавливаются командиром воинской части (подразделения).

Готовность к принятию команды сигналом обозначается также сигналом «ВНИМАНИЕ».

Получение сигнала подтверждается его повторением или подачей соответствующего сигнала своему подразделению.

Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда «ОТСТАВИТЬ». По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.

Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.

Военнослужащий обязан:

проверить исправность своего оружия, закрепленной за ним боевой и другой техники, боеприпасов, индивидуальных средств защиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения;

иметь аккуратную прическу и опрятный внешний вид;

заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные недостатки;

знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его; в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию; не выходить из строя (машины) без разрешения;

в строю без разрешения не разговаривать, быть внимательным к приказам (приказаниям) и командам (сигналам) своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим;

передавать приказы, команды (сигналы) без искажений, громко и четко.

ОБУЧЕНИЕ СТРОЕВОЙ СТОЙКЕ. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЮ КОМАНД «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ».

Для обучения строевой стойке командир отделения строит отделение в одну шеренгу и, выйдя перед серединой строя, показывает, как нужно принимать строевую стойку (рис. 7).



Рис. 7. Строевая стойка

Начиная занятие, командир знакомит подчиненных с элементами строевой стойки путем образцового ее показа. При этом подчиненные должны видеть командира при показе спереди и сбоку.

Строевая стойка принимается по команде «СТАНОВИСЬ».

По этой команде быстро стать в строй и стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, а носки развернуть по линии фронта на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.

Закончив показ, командир размыкает шеренгу и дает возможность подчиненным принять положение строевой стойки, а сам проверяет каждого обучаемого, добиваясь устранения допущенных им ошибок. Затем командир приступает к разучиванию строевой стойки по элементам (Рис. 8). Если большинство подчиненных шеренги допускают ошибки, командир приступает к практическому изучению приема с помощью подготовительных упражнений.

Для этого обучаемые отделения в разомкнутом одношереножном строю становятся на линию строевой площадки. Командир отделения показывает первое подготовительное упражнение – «Развертывание носков по линии фронта на ширину ступни». Дает обучаемым возможность выполнить в течение двух минут это подготовительное упражнение, а сам следит за положением носков. После этого командир приступает к тренировке.

Выполнение этого подготовительного упражнения осуществляется по команде «Носки свести, делай РАЗ, носки развести, делай ДВА». Подавая команды, командир отделения следит за шириной разведения носков и указывает на допускаемые обучаемыми ошибки. Сначала упражнение несколько раз выполняется под общую команду, затем командир отделения проверяет выполнение упражнения каждым обучаемым. После этого он командует приступить к самостоятельной тренировке. Выполнять упражнение следует несколько раз и только после этого проверить, не отклонились ли носки от линии.

Рис. 8. Изучение строевой стойки во элементам:

а - проверка правильности положении корпуса; б - положение корпуса при строевой стойке; в - отличие строевой стойка от положения «вольно».
После одиночной тренировки можно перейти к попарной тренировке.

Затем командир отделения показывает второе подготовительное упражнение – приподнимание груди с подачей корпуса несколько вперед, подбиранием живота, развертыванием плеч и опусканием рук посредине бедер. Это упражнение отрабатывается в такой же последовательности, как и предыдущее. Командир разъясняет солдатам, что, начиная это упражнение, необходимо сделать глубокий вдох и в таком положении задержать грудную клетку, сделать выдох и продолжить дыхание с при поднятой грудью. Приподняв грудь, корпус тела следует немного подать вперед и подобрать живот, а плечи развернуть. Руки при этом опускаются так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедер. Чтобы проверить правильность подачи корпуса несколько вперед, необходимо приподняться на носки, а, затем, не изменяя наклона корпуса, опуститься на всю ступню.

Разучивание этого подготовительного упражнения осуществляется по команде «Грудь приподнять, живот подобрать, плечи развернуть, корпус тела подать вперед, делай РАЗ, принять начальное положение, делай ДВА». Упражнение делается до тех пор, пока каждый обучаемый в отделении не почувствует отличия положения корпуса при правильной строевой стойке от положения в свободном состоянии.

При отработке второго подготовительного упражнения командир отделения показывает, как обучаемые, должны держать голову при строевой стойке. Чтобы проверить правильность положения головы, необходимо принять строевую стойку и, не опуская головы, посмотреть вниз перед собой. При правильном положении головы обучаемый должен видеть на площадке самую близкую точку в двух-трех шагах от себя, любое другое положение головы обучаемого будет неправильным.

Научив принимать строевую стойку по разделениям, командир тренирует подчиненных в выполнении приема в целом, для чего подает команды, например: «Отделение, в одну шеренгу–СТАНОВИСЬ» или «Отделение–СМИРНО». Обучаемые выполняют команды, принимают строевую стойку, а командир следит за их действиями и добивается устранения допущенных ошибок.

Чтобы проверить, правильно ли обучаемые принимают строевую стойку, необходимо подать команду «СМИРНО», а после этого команду «Поднять носки ног». Если у кого-либо строевая стойка была принята неправильно, корпус тела не был подан несколько вперед, то они это действие выполнят легко. Те, кто строевую стойку принял правильно, носки ног поднять не смогут. С этой же целью можно приказать обучаемым приподняться на носках. Если они легко, без наклона вперед, выполнят команду, значит, строевая стойка выполнена правильно.

комплекс мероприятий, проводимых в рамках реализации гражданами РФ конституционного долга и обязанности по защите Отечества. Д. п. проводится в форме обязательной и добровольной подготовки гражданина к военной службе. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание; подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; медицинское освидетельствование. Добровольная подготовка включает: занятие военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах ВС РФ, др. войск, воинских формирований и органов; обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Математическая морфология.

Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 8. -

Вып. 3. - 2009. - URL:

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-23-html/TITL-23.htm

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-23-html/cont.htm

УДК 355.211.5

Значение допризывной подготовки в современных условиях и требования к ее содержанию

Ó 2009 г. Филипченков Р. Н.

(filipchenkov. doc )

Рассмотрена необходимость увеличения масштабов допризывной подготовки граждан к военной службе, а также вопрос планирования начальной военной подготовке (НВП) молодежи в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и профессионально-технических училищах на занятия по НВП.

Ключевые слова : начальная военная подготовка.

На фоне сокращения сроков срочной службы годных к ней молодых людей становится не больше, а меньше. За последние 20 лет их число сократилось практически на треть. Причем более чем у 40 процентов допризывников здоровье и уровень физического развития вообще не соответствуют требованиям армейской службы.

В советское время массовые, военно-прикладные и технические виды спорта, а также комплекс ГТО были неотъемлемой частью жизни большинства наших граждан. В спортивных общественных организациях, крупнейшей из которых являлся ДОСААФ, занимались люди от 14 до 60 лет, и как результат – призывной контингент в то время в целом отвечал требованиям военной службы. Сейчас же большая часть общественных спортивных организаций не решает данной задачи, поскольку в своей работе делают основную ставку на коммерческие виды спорта или спорт высоких достижений. За последние 10 лет число молодых людей, которые занимаются спортом в РОСТО, как правопреемнице ДОСААФ, сократилось почти в 25 раз. Это не смотря на то, что подготовка к армии должна начинаться задолго до попадания на призывной пункт и до поступления в училище.

В итоге за последние 10 лет были потеряны главные составляющие допризывной подготовки молодёжи: это массовость (охват большей части молодёжи с 14 лет до 27 лет) и системность (комплексное развитие всех элементов допризывной подготовки).

Ключевой элемент допризывной подготовки – обучение молодежи основам военной службы и военно-учетным специальностям. Тем более, что из-за сокращения сроков срочной службы не всегда хватает времени на подготовку специалистов непосредственно в армии. Базовым курсом школьной программы сегодня на это отводится лишь 70 часов. В последние годы все чаще говорят о необходимости введения службы в резерве по контракту, так как содержать мобилизационный резерв на контрактной основе в любом случае дешевле, чем кадровые воинские формирования. Если до недавнего времени для военных комиссариатов основной проблемой являлось выполнить план призыва и отправки призывников в войска, то в настоящее время, в связи с сокращением численности воинских частей и с сокращением срока службы по призыву до 1 года, для отправки в регулярные войска востребован лишь каждый четвертый военнообязанный гражданин РФ призывного возраста. Все это только повышает требования к допризывной подготовке, как одной из главных составляющих создания и накопления многомиллионного военно-обученного резерва.

В условиях финансового кризиса этими проблемами заниматься непросто, но деваться некуда. Необходимо разработать нормативы по материально-техническому оснащению образовательных учреждений, которые участвуют в допризывной подготовке молодежи, и включить их в федеральный образовательный стандарт общего образования, который существует в нашей стране.

Необходимо на качественно более высокий уровень поднимать начальную военную подготовку. До призыва на действительную военную службу с юношами допризывного и призывного возрастов повсеместно без отрыва от производства и учебы проводить начальную военную подготовку.

Начальной военной подготовке (НВП) молодежи в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и профессионально-технических училищах на занятия по НВП необходимо отводить не менее 140 часов учебного времени, в том числе: в школах в 9-х и 11-х классах по два часа в неделю; в средних специальных учебных заведениях на старших курсах по 1-3 часа в неделю; в профессионально-технических училищах по 2-4 часа в неделю. Целесообразно также планировать проведение 14-дневных учебно-полевых сборов общей продолжительностью 70 часов, а всего на НВП отвести, таким образом, не менее 210 часов. Начальную военную подготовку с учащимися учебных заведений проводить штатными военными руководителями. Их подбор осуществлять военными комиссариатами по согласованию с директорами учебных заведений. С вновь назначенными военруками проводить установочные сборы продолжительностью один месяц, а со всеми военными руководителями перед началом учебного года – пятидневные учебно-методические сборы и ежемесячные методические занятия. В должностные оклады военных руководителей включить оплату часов за педагогическую работу.

Для проведения начальной военной подготовки в каждом учебном заведении создать учебно-материальную базу, которая должна включать: военный кабинет; комнату для хранения учебного оружия; стрелковый тир; учебный городок для занятий по тактической подготовке и гражданской обороне; площадку для занятий по строевой подготовке; площадку для изучения приемов и правил стрельбы; место для практического изучения обязанностей дневального и часового; место для обучения чистке и смазке оружия; место для занятий по физической подготовке; музей, комнату (уголок) боевой и трудовой славы.

Сегодня главная задача допризывной подготовки – формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к военной службе, обеспечение учащихся знаниями и умениями, необходимыми настоящему защитнику Отечества.

Допризывная подготовка не ставит цели сделать из юноши готового солдата. Подготовить солдата по минимуму, снабдив его начальными знаниями и умениями в военном деле, можно и за несколько недель. Но ни за недели и даже месяцы не воспитать в нем чувства осознанной готовности к верному служению Родине.

Занятия по допризывной подготовке должны проводиться не эпизодически и не с группой молодежи, а на протяжении 2-3 лет еженедельно, планово, системно. Допризывная подготовка – это комплексный, планируемый, педагогически управляемый учебно-воспитательный процесс.

Примерный расчет часов по дисциплинам допризывной подготовки для учащихся средних учебных заведений представлен в таблице.

ПРИМЕРНЫЙРАСЧЕТ ЧАСОВ

ПО РАЗДЕЛАМ ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНОШЕЙ (ВАРИАНТ)

Наименование раздела

Общее количество учебных часов

Вводная тема.

Строевая подготовка

Огневая подготовка

Прикладная физическая подготовка.

Военно-медицинская подготовка

Инженерная подготовка

Мобилизационная подготовка

Противопожарная подготовка

Основы обеспечения безопасности военнослужащих при прохождении ими военной службы

Контрольные занятия

Полевой выход

Итого

*Проведение полевого выхода планируется за счет тем по предметам обучения, и время на его проведение в итоговую сумму часов не входит.

Примерные требования к содержанию начальной военной подготовки допризывника могут быть следующими:

1. Строевая подготовка.

Обязанности военнослужащего перед построением и в строю; строевые приемы и движения без оружия (с оружием); оценка одиночной строевой выучки военнослужащего.

2. Огневая подготовка.

Требования безопасности при обращении с оружием, ручными гранатами и боеприпасами; назначение, боевые свойства и устройство автомата, его неполная разборка и сборка; уход за автоматом, его хранение и сбережение; назначение и боевые свойства ручных наступательных, оборонительных и противотанковых гранат; подготовка ручных гранат к применению; основы и правила стрельбы; занятие огневой позиции, перемещение короткими перебежками и переползанием, прикрытие огнем друг друга; метание ручных учебно-имитационных наступательных и оборонительных гранат.

3. Прикладная физическая подготовка.

Приемы рукопашного боя; преодоление препятствий.

4. Военно-медицинская подготовка.

Табельные средства индивидуального медицинского оснащения личного
состава и правила пользования ими; оказание первой помощи при ранениях
и кровотечениях; меры личной профилактики заболеваний.

5. Мобилизационная подготовка.

Основы мобилизационной готовности; степени боевой готовности: их сущность, содержание и порядок ввода; способы оповещения о мобилизации;
содержание и порядок доукомплектования подразделений мобилизационными людскими ресурсами.

6. Противопожарная подготовка.

Инструкции по требованиям пожарной безопасности; обязанности военнослужащих по выполнению требований пожарной безопасности; действия личного состава по сигналу пожарной тревоги; общие понятия о первичных средствах пожаротушения.

7. Основы обеспечения безопасности военнослужащих при прохождении ими военной службы.

Безопасность военной службы и ее содержание; обязанности военнослужащего по соблюдению требований безопасности и мер предупреждения заболеваний, травм, отравлений и поражений; действия военнослужащих при несчастных случаях, порядок оказания первой помощи пострадавшим.

Отечественный и зарубежный опыт военного строительства убедительно доказывает, что проводимые в государстве военные реформы, в том числе связанные с сокращением численности Вооруженных Сил, требуют коренных изменений в подготовке и накоплении военных мобилизационных людских ресурсов. И если в силу объективных причин, и главным образом экономических, последнее невозможно реализовать на практике в ближайшие годы, то допризывная подготовка граждан к военной службе должна проводиться широкомасштабно.

IMPORTANCE DOPRIZYVNOY PREPARATION IN MODERN CONDITION AND REQUIREMENTS TO HER CONTENTS

Filipchenkov R.N.

Considered need of the increase scale doprizyvnoy of preparing the people to military service, as well as question of the planning to initial military preparation (NVP) youth in general school, average special educational institutions and professional-technical school on occupations on NVP.

Key words : initial military preparation.

Академия войсковой ПВО Вооруженных Сил РФ

Утверждено
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 11 февраля 2014 года N 87

ПОЛОЖЕНИЕ
о допризывной подготовке молодежи в образовательных организациях, реализующих программы среднего общего образования, профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования

1. Общие положения

1. Допризывная подготовка молодежи является составной частью системы подготовки граждан к военной службе, организуемой и проводимой в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах", другими нормативными правовыми актами, принятыми на основе данного Закона, и настоящим Положением.

2. Допризывная подготовка молодежи является обязательным предметом обучения (учебной дисциплиной) основам военного дела и обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и организуется независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности в образовательных организациях, реализующих программы среднего общего образования, профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования (далее - образовательные организации).

Допризывниками являются несовершеннолетние граждане мужского пола до принятия их на воинский учет.

Учащимися являются несовершеннолетние граждане женского и мужского пола, привлеченные к занятиям по допризывной подготовке молодежи.

3. Допризывная подготовка молодежи проводится в целях обучения учащихся необходимым знаниям и практическим навыкам в области военного дела, гражданской защиты и освоения основ безопасности жизнедеятельности человека в чрезвычайных ситуациях.

В процессе занятий по допризывной подготовке молодежи, учащиеся усваивают нормы действующего законодательства Кыргызской Республики о воинской обязанности, назначении военной службы, требованиях военной присяги и общевоинских уставов Вооруженных Сил Кыргызской Республики, назначении и структуре Вооруженных Сил и других воинских формирований Кыргызской Республики.

Допризывная подготовка молодежи проводится в 10-11 классах и на первых и вторых курсах обучения в образовательных организациях, в целях воспитания у молодежи чувства патриотизма, высоких морально-психологических качеств, любви к военной службе, личной ответственности за выполнение требований военной присяги и общевоинских уставов Вооруженных Сил Кыргызской Республики.

4. Контроль за проведением допризывной подготовки молодежи осуществляется государственным органом, ведающим вопросами образования, совместно с государственным органом, ведающим вопросами обороны, и другими заинтересованными государственными органами Кыргызской Республики.

2. Руководство допризывной подготовкой молодежи

5. Общее руководство допризывной подготовкой осуществляется Правительством Кыргызской Республики.

6. На государственный орган, ведающий вопросами обороны, возлагается:

По согласованию с государственным органом, ведающим вопросами образования, и другими государственными органами, в ведении которых имеются образовательные организации, разработка и реализация программ (планов) обучения, инструкций, положений, методических рекомендаций, наглядных пособий и указаний, а также участие в создании учебно-материальной базы по вопросам допризывной подготовки молодежи;

Совместно с государственным органом, ведающим вопросами образования, и государственным органом, ведающим вопросами физической культуры и спорта, организация и проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта;

Оказание содействия в проведении учебно-методических сборов и инструктивных занятий с руководителями (преподавателями) допризывной подготовки молодежи согласно программам (планам), утвержденным государственным органом, ведающим вопросами образования;

Оказание методической помощи руководителям образовательных организаций в организации и проведении допризывной подготовки молодежи согласно программам (планам), утвержденным государственным органом, ведающим вопросами образования;

Оказание практической помощи руководителям образовательных организаций при проведении занятий по огневой подготовке согласно программам;

Организация посещения допризывниками воинских частей и учреждений согласно программам (планам), утвержденным государственным органом, ведающим вопросами обороны;

Организация и проведение проверки допризывной подготовки и военно-патриотической работы в образовательных организациях;

Составление планов мероприятий по улучшению допризывной подготовки молодежи;

Совместно с государственным органом, ведающим вопросами образования, оценка состояния допризывной подготовки молодежи в образовательных организациях.

7. На государственный орган, ведающий вопросами образования, возлагается:

По согласованию с государственным органом, ведающим вопросами обороны, и другими государственными органами, в ведении которых имеются образовательные организации, разработка, утверждение учебных планов и программ, инструкций, приказов, положений, методических рекомендаций, учебно-наглядных пособий;

Участие в создании учебно-материальной базы по вопросам допризывной подготовки молодежи в образовательных организациях;

Организация и проведение военно-патриотических и оборонно-массовых мероприятий в образовательных организациях;

Совместно с государственным органом, ведающим вопросами обороны, подбор кандидатов для должности руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи в образовательных организациях из числа офицеров и военнообязанных запаса, имеющих военное или педагогическое образование, обладающих необходимыми военными знаниями, высокими моральными качествами и способных обучать и воспитывать учащихся;

Совместно с государственным органом, ведающим вопросами обороны, оценка состояния допризывной подготовки молодежи в образовательных организациях;

Составление планов мероприятий по улучшению допризывной подготовки молодежи.

8. На государственный орган, ведающий вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возлагается участие:

В создании учебно-материальной базы по вопросам допризывной подготовки молодежи в области гражданской защиты.

9. На государственный орган, ведающий вопросами здравоохранения, возлагается участие:

В разработке и реализации программ (планов) обучения, инструкций, положений, методических рекомендаций, наглядных пособий и указаний;

В создании учебно-материальной базы по вопросам допризывной подготовки молодежи в части основ медицинских знаний, а также привлечение специалистов для проведения занятий по основам медицинских знаний.

10. На государственный орган, ведающий вопросами физической культуры и спорта, возлагается:

Контроль за физической подготовкой юношей допризывного возраста;

Издание учебно-методических пособий по физической культуре для юношей допризывного возраста;

Участие при проведении военно-прикладных видов спорта среди учащихся образовательных организаций.

11. На государственные органы, в ведении которых имеются образовательные организации, возлагается оказание содействия в:

Разработке и реализации программ (планов) обучения, инструкций, положений, методических рекомендаций;

Создании учебно-материальной базы по вопросам допризывной подготовки молодежи;

Проведении военно-патриотических и оборонно-массовых мероприятий.

12. На органы местного самоуправления возлагается участие в:

Организации и проведении военно-патриотических и оборонно-массовых мероприятий местного значения;

Создании учебно-материальной базы по вопросам допризывной подготовки молодежи в образовательных организациях, находящихся на территории местного самоуправления.

3. Организация допризывной подготовки молодежи

13. На допризывную подготовку молодежи в образовательных организациях отводится не менее 68 часов в учебном году.

14. Занятия по допризывной подготовке молодежи включаются в общее расписание занятий и проводятся по классам и учебным группам.

Классы и учебные группы именуются группами и делятся на отделения. Из числа учащихся приказом руководителя образовательной организации назначаются командиры групп и отделений.

15. Допризывная подготовка молодежи включает следующие разделы обучения:

Основы военного дела;

Основы военной службы;

Огневая подготовка;

Общефизическая подготовка;

Основы безопасности жизнедеятельности;

Гражданская защита;

Основы медицинских знаний;

Комплексные занятия.

Занятия по основам военного дела, военной службы, безопасности жизнедеятельности, общефизической подготовке, гражданской защите, комплексные занятия проводятся руководителем (преподавателем) допризывной подготовки молодежи.

Занятия по общефизической подготовке могут быть проведены учителем (преподавателем) по физической культуре.

Занятия по основам медицинских знаний проводятся учителем (преподавателем) - специалистом в области медицины или руководителем (преподавателем) допризывной подготовки молодежи, если он имеет сертификат о прохождении медицинской подготовки.

16. Допризывники до первичной постановки на воинский учет не привлекаются на практические и полевые занятия по допризывной подготовке молодежи.

Лица, признанные негодными к военной службе при первичной постановке на воинский учет, не привлекаются на практические и полевые занятия по допризывной подготовке молодежи.

17. Лица, прошедшие срочную военную службу, а также лица, окончившие полный курс допризывной подготовки молодежи в образовательных организациях, при переходе (поступлении) в другую образовательную организацию, не привлекаются к занятиям по допризывной подготовке молодежи.

Указанные лица могут быть привлечены в качестве помощников руководителей (преподавателей) занятий при проведении занятий по допризывной подготовке молодежи.

18. На завершающем этапе обучения по допризывной подготовке молодежи, для закрепления полученных военных знаний и навыков, приобретенных в ходе теоретических занятий, с учащимися проводятся трехдневные учебно-полевые занятия (сборы) на базе близлежащих воинских частей (учреждений) или на базе образовательных организаций, где имеется учебно-материальная база для проведения учебно-полевых занятий (сборов), за счет времени, отведенного на допризывную подготовку молодежи.

19. Практические занятия по огневой подготовке (обучение стрельбе из стрелкового оружия) проводится только на стрельбищах (полигонах) и в тирах воинских частей, военно-учебных заведений и в оборонных спортивно-технических организациях в порядке, определенном для организации занятий по огневой подготовке.

Время, место и порядок проведения практических занятий по огневой подготовке с учащимися определяет районный (городской) военный комиссариат по согласованию с начальником гарнизона, командиром воинской части, начальником военно-учебного заведения и до начала учебного года доводит до сведения руководителей образовательных организаций.

20. Начальники гарнизонов совместно с военными комиссариатами закрепляют за воинскими частями, военно-учебными заведениями, военными кафедрами и военными учреждениями образовательные организации для оказания помощи в организации и проведении допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи.

21. Знания учащихся по допризывной подготовке молодежи оцениваются, как и по другим предметам, по пятибалльной системе.

Итоговая оценка на основании годовых оценок, полученных учащимися по допризывной подготовке молодежи (за исключением лиц, признанных негодными к военной службе при первичной постановке на воинский учет) выставляется в соответствующий документ об образовании (аттестат, диплом).

22. По окончании курса допризывной подготовки в образовательной организации организуются мероприятия по военно-прикладным видам спорта, которые включают соревнования по выполнению практических действий в объеме программы (плана) допризывной подготовки молодежи и объявляется приказ (решение) об окончании обучения.

23. Списки учащихся мужского пола, окончивших полный курс допризывной подготовки молодежи в образовательных организациях, с итоговыми оценками направляются руководителем образовательной организации в районный (городской) военный комиссариат по месту первичной постановки на воинский учет.

24. В образовательной организации используются различные методы обучения, проявляется постоянная забота о качестве и эффективности проводимых мероприятий. Постоянно поддерживается связь с воинскими частями, учреждениями и военно-учебными заведениями, активно ведется пропаганда военной профессии среди учащихся.

25. В образовательной организации оформляется наглядная агитация, которая должна отражать военно-патриотическую тематику, пропагандировать ветеранов Великой Отечественной войны, других вооруженных конфликтов и показывать жизнь образовательной организации.

4. Подбор, назначение и подготовка руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи образовательных организаций

26. Назначение на должности руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи и их увольнение осуществляются в соответствии с нормами трудового законодательства Кыргызской Республики.

При этом на должности руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи назначаются:

Выпускники образовательных организаций высшего профессионального образования по специальности "преподаватель допризывной подготовки молодежи и физического воспитания";

Офицеры запаса и в отставке, имеющие высшее или среднее военное образование, обладающие необходимыми военными знаниями, высокими моральными качествами и способные обучать и воспитывать учащихся, а также опытные сержанты и солдаты запаса, имеющие высшее педагогическое образование.

27. Подбор преподавателей для занятий по основам медицинских знаний осуществляется территориальными органами здравоохранения совместно с руководителями образовательных организаций из числа подготовленных медицинских работников.

5. Повышение квалификации (переподготовка) руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи

28. Повышение квалификации (переподготовка) руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи, преподавателей по основам медицинских знаний проводится в целях улучшения организации учебного процесса и качества проведения занятий по допризывной подготовке молодежи, повышения педагогических и военных знаний, совершенствования методического мастерства по обучению, воспитанию и подготовке юношей к военной службе и основам гражданской защиты.

29. Повышение квалификации руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи включает проведение установочных сборов (семинаров), продолжительностью до пяти дней, и ежегодных трехдневных учебно-методических сборов, ежемесячных однодневных методических занятий; обучение на курсах при институтах повышения квалификации, а также участие в работе предметных методических комиссий в образовательной организации и их самостоятельную работу.

30. Установочные сборы с вновь назначенными и проработавшими менее года и не проходившими эти сборы руководителями (преподавателями) допризывной подготовки молодежи проводятся ежегодно, в сентябре, по программе, утвержденной государственным органом, ведающим вопросами обороны, по согласованию с государственным органом, ведающим вопросами образования.

На установочных сборах руководители (преподаватели) допризывной подготовки молодежи изучают требования руководящих документов, программ основ педагогики и психологии, совершенствуют военные знания и методические навыки, знакомятся с методами организации и проведения военно-патриотической работы в образовательной организации.

Установочные сборы организуются и проводятся на базе районных (городских) военных комиссариатов под руководством районных (городских) военных комиссаров. Для организации и проведения сборов приказами районных (городских) военных комиссаров, по согласованию с командирами воинских частей, начальниками военно-учебных заведений, председателем оборонной спортивно-технической организации определяются места проведения сборов, назначаются должностные лица, ответственные за проведения сборов, выделяются опытные офицеры и преподаватели для проведения занятий, предоставляются необходимое оружие, боеприпасы, военная техника (стрельбища, тиры) и транспортные средства. Для проведения занятий на сборах привлекаются специалисты по педагогике, психологии, медицине и гражданской защите.

31. Трехдневные учебно-методические сборы проводятся со всеми руководителями (преподавателями) допризывной подготовки молодежи перед началом учебного года.

На сборах подводятся итоги допризывной подготовки молодежи, ставятся задачи на новый учебный год, изучаются организационно-методические документы, проводятся показательные, практические и другие занятия; участники сборов обмениваются опытом обучения и воспитания учащихся.

Учебно-методические сборы организуются и проводятся на базе образовательных организаций по программе, утвержденной государственным органом, ведающим вопросами образования, по согласованию с государственным органом, ведающим вопросами обороны.

32. Однодневные инструкторско-методические занятия с руководителями (преподавателями) допризывной подготовки молодежи проводятся ежеквартально по программе, утвержденной государственным органом, ведающим вопросами обороны, день проведения занятий в районах (городах) устанавливают военные комиссары совместно с территориальными отделами образования и руководителем образовательной организации, на базе которой проводятся занятия. В этот день с руководителями (преподавателями) допризывной подготовки молодежи проводятся практические и показательные занятия, семинары, лекции и открытые уроки.

Для проведения однодневных занятий могут привлекаться офицеры воинских частей, военно-учебных заведений, военных кафедр вузов, наиболее подготовленные руководители (преподаватели) допризывной подготовки молодежи, специалисты отделов образования, а также офицеры и генералы запаса и в отставке.

В районных (городских) военных комиссариатах ведется журнал учета методической подготовки руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи и преподавателей по основам медицинских знаний.

33. Руководители (преподаватели) допризывной подготовки молодежи принимают участие в работе методической комиссии по вопросам допризывной подготовки молодежи, физической культуре, основам медицинских знаний в образовательной организации.

Задачами комиссии является систематическое повышение профессиональных знаний руководителя (преподавателя) допризывной подготовки молодежи, учителя физической культуры, преподавателя по основам медицинских знаний, совершенствование их методического мастерства, изучение и пропаганда передового педагогического опыта, учебной и воспитательной работы с учащимися.

34. Руководителям (преподавателям) допризывной подготовки молодежи предоставляется один день в неделю для методической подготовки (обобщение передового опыта, разработка отдельных вопросов по допризывной подготовке молодежи, подготовка к проведению занятий, составление методических разработок и совершенствование учебно-материальной базы).

35. Курсы повышения квалификации руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи организуется государственным органом, ведающим вопросами образования, при институтах (центрах) усовершенствования учителей по утвержденной программе.

Руководители (преподаватели) допризывной подготовки молодежи на курсы повышения квалификации привлекаются один раз в 5 лет на общих основаниях с другими учителями (преподавателями).

Занятия на курсах проводятся штатными работниками института усовершенствования учителей, инструкторами, методистами и опытными руководителями (преподавателями) допризывной подготовки молодежи. Для проведения отдельных занятий могут быть привлечены офицеры воинских частей, военных кафедр вузов, а также работники территориальных отделов гражданской защиты.

36. С преподавателями по основам медицинских знаний проводятся однодневные методические занятия перед началом учебного года.

Занятия проводятся районными (городскими) отделами образования, органами здравоохранения и военными комиссариатами.

6. Обязанности должностных лиц учебных заведений (образовательных организаций)

37. Руководитель образовательной организации несет ответственность за организацию и состояние допризывной подготовки молодежи, за сохранность учебно-материальной базы, в том числе учебного оружия и боеприпасов.

38. Руководитель образовательной организации обязан:

Обеспечивать своевременное планирование, организацию и проведение учебного процесса, полное и качественное выполнение Программы допризывной подготовки молодежи;

Выделять помещения, площадки и места для отработки практических занятий допризывной подготовки молодежи, принимать меры к постоянному совершенствованию учебно-материальной базы совместно с органами местного самоуправления в соответствии с требованиями настоящего Положения и Программы допризывной подготовки молодежи;

Принимать меры к повышению личной ответственности молодежи (учащихся) за успеваемость, привлекать учащихся к созданию и совершенствованию учебно-материальной базы;

Организовывать учет и хранение учебного оружия и боеприпасов к ним в соответствии с установленными требованиями, определяемыми Правительством Кыргызской Республики;

Оказывать руководителю (преподавателю) допризывной подготовки молодежи учебно-методическую помощь, обеспечивать связь допризывной подготовки молодежи с другими учебными предметами, организацию и проведение кружковой работы (факультатива);

Контролировать проведение руководителем (преподавателем) допризывной подготовки молодежи занятий, качество усвоения учащихся пройденного материала, обсуждать состояние допризывной подготовки молодежи, военно-патриотической работы и оборонно-массовой работы с учащимися на педагогических советах (совещаниях), не реже одного раза в течение года;

Организовывать и проводить мероприятия по военно-прикладным видам спорта, посвященные окончанию курса допризывной подготовки молодежи;

Издавать приказы о начале и окончании обучения по допризывной подготовке молодежи, о назначении командиров групп и отделений, проведении практических занятий по огневой подготовке;

Представлять отчеты о состоянии допризывной подготовки и военно-патриотической работы с учащимися в районные (городские) военные комиссариаты и по подчиненности.

39. Руководитель (преподаватель) допризывной подготовки молодежи подчиняется руководителю образовательной организации и непосредственно отвечает за допризывную подготовку учащихся, учет, хранение и выдачу учебного оружия и боеприпасов к ним, в соответствии с требованиями, определяемыми Правительством Кыргызской Республики.

Руководитель (преподаватель) допризывной подготовки молодежи обязан:

Соблюдать установленные правила и меры безопасности при проведении занятий с использованием военной техники и практических занятий по огневой подготовке, в соответствии с установленными требованиями, определяемыми Правительством Кыргызской Республики;

Организовывать, планировать и проводить на высоком научно-теоретическом и методическом уровне учебные, факультативные и внеклассные занятия по допризывной подготовке молодежи;

Осуществлять руководство работой преподавателей по основам медицинских знаний;

Вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательной работы, внедрению наиболее эффективных форм, методов и средств обучения и воспитания;

Вести учет успеваемости и посещаемости занятий;

Изучать личные качества и индивидуальные особенности допризывников, готовить их к военной службе, вести учет допризывников образовательной организации; руководить кружком по изучению основ военного дела, организовывать проведение военно-спортивных игр;

Участвовать в планировании мероприятий по военно-патриотической и оборонно-массовой работе;

Организовывать работу по взаимодействию с военными комиссариатами, воинскими частями и военно-учебными заведениями, максимально использовать их помощь в совершенствовании обучения и военно-патриотического воспитания учащихся;

Обеспечивать создание и совершенствование учебно-материальной базы по допризывной подготовке молодежи;

Вести учет, организовывать хранение и ремонт учебного оружия и другого военного имущества в соответствии с установленными требованиями, определяемыми Правительством Кыргызской Республики;

Проверять, не реже одного раза в месяц, наличие и техническое состояние учебно-материальной базы, своевременно организовывать их ремонт в установленном порядке;

Участвовать в организации и проведении районных (городских) соревнований по военно-прикладным видам спорта и гражданской защите;

Обеспечивать соблюдение мер безопасности при проведении практических занятий;

Составлять отчеты по установленной форме;

Систематически повышать свои военные и педагогические знания, совершенствовать методические навыки.

Руководитель (преподаватель) допризывной подготовки молодежи образовательной организации работает совместно с заместителем руководителя образовательной организации по учебно-воспитательной работе, с учителем физической культуры (руководителем физического воспитания) и классными руководителями (мастерами производственного обучения), с педагогическим коллективом учебного заведения.

Работа руководителя (преподавателя) допризывной подготовки молодежи регламентируется расписанием занятий, планом мероприятий, проводимых во внеурочное время, и его личным планом, утвержденным руководителем образовательной организации.

Работа руководителя (преподавателя) допризывной подготовки молодежи, не предусмотренная функциональными обязанностями и утвержденным планом, выполняется в каждом отдельном случае по согласованию с руководителем образовательной организации. Руководитель (преподаватель) допризывной подготовки молодежи не привлекается к дежурству по образовательной организации.

На руководителя (преподавателя) допризывной подготовки молодежи не предусматривается возложение обязанностей классного руководителя.

7. Материально-техническое обеспечение занятий по допризывной подготовке молодежи

40. Для проведения занятий по допризывной подготовке молодежи государственный орган, ведающий вопросами обороны, обеспечивает образовательные организации учебным оружием, малокалиберными винтовками и патронами к ним, средствами индивидуальной защиты.

41. Истребование учебного оружия военными комиссариатами производится в соответствии с количеством и сроками, указанными в табеле, по годовым отчетам-заявкам, отдельно по каждому виду учебного оружия, представляемым в государственный орган, ведающий вопросами обороны, ежегодно к 1 октября.

42. Передача учебного оружия военным комиссариатам со складов воинских частей, ремонтных мастерских и учреждений производится по нарядам (накладным) государственного органа, ведающего вопросами обороны.

Учебное оружие передается укомплектованным технической документацией (описаниями, схемами, инструкциями и др.).

43. Получение учебного оружия осуществляется представителями военных комиссариатов по предъявлению ими доверенности и документов, удостоверяющих личность (паспорт, удостоверение личности).

44. Доставка учебного оружия для образовательных организаций осуществляется силами и средствами отделов образования совместно с военными комиссариатами, в соответствии с требованиями, определяемыми Правительством Кыргызской Республики.

45. Государственный орган, ведающий вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивает образовательные организации имуществом гражданской защиты за счет средств организаций, в ведении которых находятся образовательные организации, по заявкам отделов образования.

46. Государственный орган, ведающий вопросами здравоохранения, через подчиненные органы привлекает специалистов для проведения занятий по основам медицинских знаний, обеспечивает образовательные организации медицинским имуществом по основам медицинских знаний, за счет организаций, в ведении которых находятся образовательные организации, по заявкам отделов образования.

47. Ремонт учебного оружия, находящегося в образовательных организациях, производится через военные комиссариаты в ремонтных мастерских государственного органа, ведающего вопросами обороны, по нарядам военных комиссариатов.

48. В образовательных организациях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями Программы допризывной подготовки молодежи. Программа включает наличие следующего: кабинет допризывной подготовки молодежи; комната, специально оборудованная для хранения учебного оружия и малокалиберных винтовок; стрелковый тир; места для практического изучения обязанностей дневального и строевых приемов; спортивный городок (места) для проведения занятий по общефизической подготовке; единая полоса препятствий; комплект съемно-переносного учебного оборудования для проведения занятий по основам военного дела; учебно-наглядные пособия и технические средства обучения.

49. Должностные оклады, социальное страхование, регулирование труда руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи образовательных организаций определяются в порядке, предусмотренном условиями оплаты труда работников системы образования и действующим законодательством.

В педагогический стаж руководителей (преподавателей) допризывной подготовки образовательных организаций засчитывается срок действительной военной службы в Вооруженных Силах и других воинских формированиях.

50. Материально-техническое обеспечение занятий, создание учебно-материальной базы по допризывной подготовке молодежи может быть осуществлено за счет средств местного бюджета, а также средств, не запрещенных действующим законодательством Кыргызской Республики.

8. Контроль за допризывной подготовкой молодежи в образовательных организациях

51. Контроль за допризывной подготовкой молодежи осуществляется путем:

Всесторонней проверки по совместным планам государственного органа, ведающего вопросами образования, государственного органа, ведающего вопросами обороны, и организаций, в ведении которых находятся образовательные организации;

Проверки по отдельным вопросам государственного органа, ведающего вопросами обороны, по согласованию или с привлечением государственного органа, ведающего вопросами образования, и другими заинтересованными государственными органами Кыргызской Республики;

Проверки по отдельным вопросам государственного органа, организаций, в ведении которых находятся образовательные организации.

52. Допризывная подготовка молодежи в образовательных организациях подлежит всесторонней проверке по совместным планам государственных органов, ведающих вопросами образования и обороны, не реже одного раза в три года.

Образовательные организации, получившие неудовлетворительные оценки, перепроверяются через год. В случае повторного получения неудовлетворительной оценки рассматривается вопрос о соответствии занимаемой должности руководителя (преподавателя) допризывной подготовки молодежи.

На проверку образовательной организации отводится не менее одного дня. При этом проверяется организация учебного процесса и выполнение программ, посещаемость, качество усвоения учащимися программы, методическая подготовка руководителя (преподавателя) допризывной подготовки молодежи и качество проведения им занятий, состояние учебно-материальной базы, военно-патриотической и оборонно-массовой работы, качество руководства допризывной подготовкой молодежи.

53. Общая оценка состояния допризывной подготовки молодежи в образовательной организации складывается из оценок качества усвоения учащимися программ и состояния учебно-материальной базы.

При этом учитывается выполнение программ, методическая подготовка руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи и состояние руководства допризывной подготовкой молодежи руководителем образовательной организации.

54. Для оценки качества усвоения программ (пройденного материала) в образовательных организациях проверяются не менее двух групп, составляющих не менее 10 человек каждая, с выставлением индивидуальных оценок:

Путем тестирования;

Практических действий учащихся.

На основании индивидуальных оценок, полученных учащимися, выводится оценка образовательной организации за качество усвоения программы:

- "отлично", если не менее 90% проверенных обучаемых получили положительные оценки, при этом не менее 50% - "отлично";

- "хорошо", если не менее 80% проверенных обучаемых получили положительные оценки, при этом не менее 50% - "отлично", "хорошо";

- "удовлетворительно", если не менее 70% проверенных обучаемых получили положительные оценки;

- "неудовлетворительно", если более 30% проверенных обучаемых получили неудовлетворительные оценки.

55. Состояние учебно-материальной базы образовательной организации оценивается:

- "отлично", если имеются оборудованный кабинет допризывной подготовки молодежи, комната для хранения учебного оружия, стрелковый тир, учебное оружие и имущество, а их учет и хранение организованы в строгом соответствии с требованиями инструкции, места для практического изучения обязанностей дневального и строевых приемов, спортивный городок (место) для проведения занятий по общефизической подготовке, единая полоса препятствий, учебно-наглядные пособия и технические средства обучения;

- "хорошо", если имеется все перечисленное для оценки "отлично", но не полностью оборудовано место для практического изучения обязанностей дневального или единая полоса препятствий;

- "удовлетворительно", если имеются кабинет допризывной подготовки молодежи, комната для хранения учебного оружия, стрелковый тир, спортивный городок для проведения занятий по общефизической подготовке, учебное оружие и имущество, а их хранение и учет организованы в соответствии с установленными требованиями;

- "неудовлетворительно", если отсутствует один из элементов учебно-материальной базы, перечисленных для оценки "удовлетворительно", или условия хранения учебного оружия и имущества не соответствуют установленным требованиям.

56. Общее состояние допризывной подготовки молодежи образовательной организации оценивается:

- "отлично", если оценено: качество усвоения обучаемыми программы - на "отлично", состояние учебно-материальной базы - не ниже оценки "хорошо";

- "хорошо", если оценено: качество усвоения обучаемыми программы - не ниже "хорошо", а состояние учебно-материальной базы - не ниже "удовлетворительно";

- "удовлетворительно", если качество усвоения обучаемыми программы и состоянием учебно-материальной базы оценены не ниже "удовлетворительно";

- "неудовлетворительно", если один из показателей оценен "неудовлетворительно".

57. При проведении проверок по отдельным вопросам общая оценка образовательной организации не выставляется.

По окончании проверки образовательной организации проводится подведение итогов проверки.

58. По результатам проверки допризывной подготовки молодежи в образовательных организациях (в разрезе города, района и области) составляется акт итогов проверки и проводится разбор в присутствии представителей государственных органов, ведающими вопросами обороны и образования, военных комиссариатов и организаций, в ведении которых находятся образовательные организации, с привлечением руководителей образовательных организаций.

О результатах проверки информируются местные государственные администрации и органы местного самоуправления.

По результатам проверки составляется акт в количестве экземпляров по числу заинтересованных сторон и доводится до сведения каждого из сторон.

59. Служебная переписка по вопросам допризывной подготовки молодежи ведется строго по ведомственной подчиненности.

Военные комиссариаты и отделы образования ежегодно, к 10 июня, представляют итоговые доклады о состоянии допризывной подготовки молодежи за истекший год по ведомственной подчиненности в государственный орган, ведающий вопросами обороны, и в государственный орган, ведающий вопросами образования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

Программа патриотического воспитания допризывной молодежи «Призывник» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на г», Уставом МОУ ДОД Дом детского творчества, локальными правовыми актами ; Законом РФ «Об образовании»; Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ; Программой развития МОУДОД.

Программа определяет содержание, основные пути развития патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Дом детского творчества и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у подростков 16-17 лет.

Программа патриотического воспитания «Призывник» имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы патриотического воспитания допризывной молодежи.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере допризывной подготовки молодёжи характеризуется рядом негативных факторов. Основными из них являются:

Ø отсутствие федеральной системы подготовки к службе в армии, начинающейся с дошкольного и школьного возраста и заканчивающейся подготовкой призывников непосредственно по военно-учётным специальностям,

Ø отсутствие единой программы военно-патриотического воспитания,

Ø отсутствие единого органа, объединяющего координацию деятельности исполнительной власти всех уровней и общественных организаций в этом направлении,

Ø недостаточные объёмы спортивной подготовки и как следствие снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части призывников,

Ø недостаточное развитие военно-прикладных и технических видов спорта,

В свое время массовые, военно-прикладные и технические виды спорта, туризм, а также комплекс ГТО были неотъемлемой частью жизни большинства граждан. В общественных организациях, крупнейшей из которых являлся ДОСААФ, занимались люди от 14 до 60 лет, и как результат – призывной контингент в то время в целом отвечал требованиям военной службы. Сейчас же большая часть общественных спортивных организаций не решает данной задачи, поскольку в своей работе делают основную ставку на коммерческие виды спорта или спорт высоких достижений.

Говоря о состоянии допризывной подготовки молодёжи, нельзя обойти вниманием такой важный её аспект, как обязательная подготовка граждан основам военной службы в образовательных учреждениях. На данный момент в образовательных школах вновь вводится предмет НВП, но первое с чем сталкиваются учреждения - это квалифицированные кадры, так как речь идет о специалистах, которые знают все основы военного дела и прослужили в армии офицерами.

Все это привело к возникновению проблем у самих призывников при прохождении военной службы:

· слабо сфор­мированная или вовсе негативная установка на военную службу;

· отсутствие чет­ких представлений о характере воинской деятельности;

· низкая морально-психологическая подготовленность к преодолению определенных трудностей, связанных с выполнением задач в специ­фических условиях военной службы;

· отсутствие элементарных навыков, необходимых для военной службы;

· слабое физическое развитие.

В итоге за последние годы были потеряны главные составляющие допризывной подготовки молодёжи: это массовость (охват большей части молодёжи) и системность (комплексное развитие всех элементов допризывной подготовки).

Одним из самых важным элементом системы допризывной подготовки молодёжи является военно-патриотическое воспитание. Президент России правильно отметил: «… из нашей жизни постепенно уходит такое понятие, как священный долг защитника Отечества, которое всегда считалось базовым для всей системы военно-патриотического воспитания в нашей стране. Наша с вами общая задача вернуть понятие и сделать его неотъемлемой частью жизни каждого молодого человека»

Патриотизм - преданность и любовь к Родине, стремление служить её интересам, защищать от внутренних и внешних врагов Отечества - является духовным достоянием личности и государства.

Необходимо констатировать, что на современном этапе, к сожалению, результативность военно-патриотического воспитания допризывной молодёжи низкая. В результате одной из основных причин уклонения граждан от мероприятий, связанных с призывом, является отсутствие у них осознанной мотивации в прохождении военной службы.

Мероприятия, проводимые государством в области допризывной подготовки молодежи.

В государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2годы" говорится, что чувство патриотизма, как форма переживания человеком своего отношения к Отечеству, является одним из наиболее глубоких, закреплённых веками, тысячелетиями чувств, которое выражается в потребности и достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования служении Родине. Это формирует гражданскую позицию личности. Приоритетным направлением в государственной программе является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Проводимые мероприятия по созданию нового облика Вооружённых Сил, переход на одногодичный срок военной службы по призыву требуют незамедлительной реализации мер, направленных на создание комплексной системы допризывной подготовки, отвечающей современным требованиям. Министерство обороны намерено предпринять ряд конкретных мер для исправления существующего положения дел. В рамках реализации стратегии социального развития Вооружённых Сил планируется реорганизовать спортивные клубы Вооружённых Сил в физкультурно-оздоровительные центры с возложением на них задач физической подготовки допризывной и призывной молодёжи. Предусмотрено более тесное сотрудничество с образовательными учреждениями и проведение совместных мероприятий (военно-спортивных сборов, игр и т. д.) Новой армии нужен качественно новый призывник.

Работа с допризывной молодежью в учреждении дополнительного образования

Система дополнительного образования может в достаточной степени компенсировать возникшие пробелы в подготовке старшеклассников и молодежи к несению военной службы за счет приобретения необходимых знаний, навыков и дальнейшего их применения на практике. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью одной передачи знаний невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в активную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, можно достигнуть успехов в этом направлении. Одним из наиболее действенных мер в учреждении дополнительного образования в области допризывной подготовки является занятия туризмом.

Значение туризма для допризывной подготовки

Туризм - это не только форма массового отдыха, физического развития и укрепление здоровья допризывников, но и эффективный способ подготовки их, к военной службе, формированию необходимых навыков и умений. Важная роль в воспитании качеств личности будущего воина принадлежит военизированным походам с элементами допризывной подготовки. Многодневные походы проводятся как полевые занятия.

Юноша, который хочет принять участие в туристическом походе, должен быть физически подготовленным и здоровым.

Основной целью программы является повышение качества допризывной подготовки молодёжи через занятия туризмом.

Данная цель охватывает весь процесс обучения в туристическом клубе, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь воспитанников, разнообразные виды деятельности . Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

Задачи:

Образовательные:

² формирование первоначальных знаний, умений и навыков по начальной строевой и военной подготовке;

² формирование необходимых знаний, умений и навыков по топографии и ориентированию;

² формирование необходимых знаний, умений и навыков при работе со специальным снаряжением и оружием;

² формирование необходимых знаний, умений и навыков по оказанию первой доврачебной помощи;

² расширение знаний об основах выживания в экстремальных условиях;

Воспитательные:

² Формирование внутренней мотивации к службе в армии;

² воспитание любви к Родине;

Дом детского творчества

Тренировочный карьер в

Скалодром г. Кострома

Туристические сборы, походы,

Соревнования

Умение правильно организовать свою деятельность в полевых условиях;

Применение специального туристического снаряжения для преодоления препятствий и преград;

Знать правила выживания при вынужденном автономном существовании

привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Доврачебная помощь

Виды травм

Оказание помощи в полевых условиях

- общие принципы оказания самопомощи,

общие принципы оказания первой помощи

Аптечка и природные лекарственные растения

Ушибы, вывихи, переломы

Укусы животных, змей, насекомых

Первая помощь утопающему

Дом детского творчества

Тренировочный карьер в

Практические занятия

Умение правильно и своевременно оказать доврачебную помощь;

Знать медицинские средства первой необходимости и способы их применения;

Умение оказать первую помощь в полевых условиях

Краеведение

Герои, участники Великой Отечественной Войны,

СК «Спартак»

Полигоны в/ч г. Буя;

Тренировочный карьер в с. Борок

оборудование и снаряжение:

Телевизор, видеопроектор;

Туристическое снаряжение (палатки, рюкзаки, котелки и пр.)

Мед. аптечка;

Камуфляжная форма для областных соревнований.

Кадровое обеспечение

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.
Руководство деятельностью коллектива.
Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор учреждения

Консультативная

Координация реализации программы.

Проведение консультаций.

Заместитель директора по УВР, методист

Педагоги учреждения дополнительного образования

Реализация программы в системе воспитательной работы .

Использование современных воспитательных технологий.

Педагоги дополнительного образования, педагог - организатор

Партнеры, участвующие в реализации программы

Организация профессиональной помощи педагогам.

Помощь в проведение тренингов, круглых столов, встреч, походов, сборов, экскурсий

в/ч № 000 (командир

п/п О. Ажгин)

СК «Спартак»


Используемая литература

1. Воспитательная работа в школе: Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений – М.: Школьная Пресса, 2002 – 144с. Щуркова воспитание. – М.: Педагогическое общество России, 2000.-128 с.

2. . Воронов воспитания. – М.: школьная Пресса, 2000. – 96с. Организация воспитательной работы в школе: Пособие для директоров общеобразовательных учреждений. - М.: Школьная Пресса, 2002. – 144с.

3. Весной сорок пятого года. – Минск: Издательство -Принт», 2005.-128с. В серии: «Праздник в школе».

4 . «Детско-юношеский туризм» учебно-методическое пособие

5. Калейдоскоп внеклассных мероприятий. Выпуск №2: Военно-патриотическое воспитание. – М.: Илекса, 2003.-248с.

6. «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс . Учебник под редакцией, и др. , М., АСТ-ЛТД, 1997

8. Патриотическое воспитание детей: Игры и программы. – М.: ГОУ ДЦРСДОД, 2003. – 64с. (Приложение к журналу «Внешкольник», 2003, №11)

10. Сборник сценариев правовых форм: Проект «гражданская акция «Непоседа»». – Самара: Педагогический клуб «Радуга», 19с

11. Интернет сайт www. *****

Программы:

1. Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на годы». – Воспитание школьника, 2006, № 2, с.2

2. IV Всероссийская акция «Я – гражданин России». – Воспитание школьника, 2005, №1, с.16

3. Программа воспитания школьников «Я – гражданин России». – Народное образование, 2002, № 2, с.168

6. Программа гражданского и патриотического воспитания «Быть достойным». – Воспитание школьника, 2003, № 2, с.3

7. Программа подготовки военно-спортивной профильной группы. – Приложение к журналу «Внешкольник», 2003, № 11, с.42

8. Программы по военно-патриотическому воспитанию (деятельность постов №1). – приложение к журналу «Внешкольник», 2005, № 5

9. Комплексная программа по воспитанию гражданственности и патриотизму – Воспитание школьника, 2001, № 10, с.25

10. Программа «Здоровье и развитие молодёжи /Детский фонд». – Школьная библиотека, 2005, № 1-2, с.60