Проект «Экологическая тропа на участке ДОУ. Педагогический проект «Экологическая тропа Кроссворд «Экологическое воспитание детей»

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.

На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность.

Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

С целью повышения интереса детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию в нашем детском саду разработан проект — экологическая тропа с которая включает в себя различные видовые точки: «Поляна сказок», «Грибное царство», «Мини-водоем», «Казачье подворье», «Зеленая аптека», «Альпийская горка», «Цветник», «Метеостанция» и др.

Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с живой и неживой природой. Наш детский сад малокомплектный, территория небольшая, клумбы на территории сада недостаточно озеленены. Каждый год перед летне-оздоровительной компанией встает проблема благоустройства территории и максимальное использование ее во время прогулок, т.к. большую часть времени дети находятся на свежем воздухе.

Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми – цикл экскурсий по экологической тропе.

Педагогами ДОУ, активно используется экологическая тропа в летний период и не менее активно осенью. Дети проявляют познавательную активность при работе на тропе. Это заметно в проявлении такого качества как любознательность, ребята стали задавать много вопросов, и ждут на них ответы.

Реализация проекта предполагает достижение следующих результатов:

— озеленение территории растениями;

— оснащение детской игровой площадки новыми объектами, пригодными для игры;

— создание нескольких зон:«деревенский дворик», лесная поляна, «во саду ли, в огороде», «тихий уголок», мини-стадион, цветник.

Предполагаемый результат:

1. Создание экологической тропы с разнообразными видовыми точками.

2. Обогатить опыт по экологическому воспитанию.

3. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.

4. Создание атрибутов к видовым точкам.

5. Создание презентации на тему: «Экологическая тропа на территории МБДОУ д/с № 38».

Этапы реализации проекта

I этап: Поисково-исследовательский

— обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных мест;

— составление карты-схемы тропы с нанесением маршрута всех ее объектов;

— составление паспорта «Экологической тропы»;

— подготовить литературу по экологическому развитию детей;

— наметить план работы по реализации проекта.

II этап: Практический

— создание на групповых верандах и участках видовые точки из имеющихся материалов;

— создание дополнительного материала по теме своей видовой точки;

— создание видовых точек на прилегающей к зданию детского сада территории;

— создание метеоплощадки, террариума, мини огорода с лекарственными травами, видовой объект – коллекции;

— составление паспорта по своей видовой точке и рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми разных возрастных групп;

— создание красочной картинки для указателя своей видовой точки;

III этап: Заключительный

Создание экологической тропы, с различными видовыми точками, каждая из которых имеет свою цель, методические рекомендации по ее использованию.

С целью повышения интереса детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию видовым точкам были даны названия Станция … И дети отправлялись в путешествие по станциям. Хозяйки тропы безусловно стала Василиса Прекрасная.

Путешествие по видовым точкам начинается с центрального входа в детский сад и первая станция расположенная на экологической тропе.

Точки № 1, 4, 5 «Поляна сказок»

Целью данной видовой точки является: знакомство детей с разнообразием сказок о природе.

На этой станции с детьми проводится, как индивидуальная, так и групповая работа. Ребятам с учетом их возрастных особенностей, предлагается и чтение литературных произведений, и обыгрывание сказок, и просмотр театрализованных представлений, самостоятельные игры, разнообразие пальчиковых, дидактических, настольных и других игр.

Точки № 2, 3 «Цветники»

Цель: обогащать представление детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названиях, строении, способах ухода и условиях роста; учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

Точка № 10 «Чудо огород»

Целью видовой точки, является знакомство детей с овощными культурами произрастающими на нашей территории, дети наблюдают высадку выращенной рассады в групповом помещении, совместно с педагогами ухаживают за растениями, наблюдают рост и сбор урожая. Пробуют выращенный своим трудом урожай.

«Огород»

В огороде много гряд,

Есть и репа, и салат.

Тут и свекла горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

(Ф. Гуринович)

Точка № 11 «Альпийская горка»

Цель: побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закреплять их название; учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

Воспитывать у детей чувство прекрасного.

Точка № 9 «Зеленая аптека»

Цель: Расширять и закреплять знания о лекарственных растениях; развивать умения рационального использования лекарственных растений для здорового образа жизни; учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года.

Показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства), учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т.п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений

Точка № 8 «Метеостанция»

Цель: Формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Дети наблюдают за изменениями погоды, учатся анализировать, делать выводы. На станции имеется:флюгер, барометр, термометр, дождемер.

Точка № 7«Мини-водоем»

Цель этой видовой точки: знакомство детей с обитателями рек и морей, учить называть и различать морских и речных обитателей.

Закреплять полученные раннее знания, уточнять и расширять знания о подводном мире. Ребятам также предлагаются различные формы работы: и рыбалка, и дидактические игры.

Педагоги самостоятельно определяют маршрут следования по станциям, проводит на этих станциях образовательную деятельность согласно задачам своей возрастной группы. Воспитателями активно использовалась тропа в летний период и не менее активно осенью. Дети проявляют познавательную активность при работе на тропе. Это заметно в проявлении такого качества как любознательность, стали задавать много вопросов, и ждут ответы на свои вопросы. Наша тропа функционирует на протяжении уже полугода, некоторые объекты видовых точек являются в настоящий момент мини тропой в здании детского сада на зимний период. В летний период экологическую тропу украшали множество цветников, в зимний период мы предполагаем будет дополнена снежными постройками.

Наличие экологической тропы на территории детского сада предполагает различные экскурсии по точкам экологической тропы. Данные экскурсии запланированы по временам года: осень, зима, весна, лето. План экскурсий рассчитан на четыре возраста детей: младшая группа, средняя группа, старшая группа и подготовительная к школе группа.

В нашем детском саду существуют следующие точки экологической тропы:

Точка «Большая береза» , точка «Болото» , точка «Водоем» , точка «Огород» , точка «Черемуха» , точка «Рябина» , точка «Метеостанция» , точка «Альпийская горка» , точка «Кустарники» , точка «Уголок леса» , точка «Лекарственная грядка» , точка «Оздоровительная дорожка» , точка «Насекомые» , точка «Оранжерея» , точка «Птичья столовая» , точка «Птичий столб»

Осенние экскурсии:

Младшая группа:

  1. «Что же выросло на грядке?» - экскурсия на огород - наблюдение за сбором овощей.
  2. «Золотая береза» - экскурсия к большой березе» - наблюдение за деревом в осеннее время года.
  3. «Красивая полянка» - экскурсия на цветник - полюбоваться красотой осенних цветов.
  4. «Мы здоровье укрепляем, по дорожке все шагаем» - экскурсия на оздоровительную дорожку - укрепление здоровья детей.

Средняя группа:

  1. «Дует, дует ветер»
  2. «Вот наш огород, там морковка растет!» - экскурсия на огород - закрепление названия овощей.
  3. «Мы в лесок пойдем, там деревья найдем» - экскурсия в уголок леса- закрепление названия деревьев».
  4. «В гости к матушке Черемухе» - экскурсия к черемухе - закрепление название частей дерева.

Старшая группа:

  1. «Мы к болоту пойдем, там лягушку найдем» - экскурсия к болоту - наблюдение за лягушкой.
  2. «Наши зеленые помощники» - экскурсия к лекарственной грядке - расширение и закрепление знаний о лекарственных растениях.
  3. «Знакомство с деревом долгожителем» - экскурсия к большой старой березе – с целью получения знаний о возрасте дерева.
  4. «Распустила гроздья красные» - экскурсия к рябине - наблюдение за изменением окраски листьев осенью.

Подготовительная группа:

  1. «Ветер, ветер, ты могуч» - экскурсия на метеостанцию- наблюдение за направлением ветра.
  2. «Хороши у нас в саду цветочки» - экскурсия на цветник - уточнение представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений.
  3. «Мы хотим знать» - экскурсия на лекарственную грядку - учить собирать и сушить лекарственные растения для использования в зимнее время года.
  4. «Поспел урожай, собирать помогай» - экскурсия на огород- помощь взрослым в сборе урожая овощей.

Зимние экскурсии:

Младшая группа:

  1. «Хороша береза в любое время года» - экскурсия к большой березе - наблюдение за деревом в зимнее время года.
  2. «Прилетели птицы, воробьи, синицы» - экскурсия к беседке (столовой для птиц) - наблюдение за птицами, прилетающими к кормушкам.
  3. «Снег как шапка на ветвях» - экскурсия в уголок леса - наблюдение за снегом, лежащим на ветках деревьев.
  4. «Экскурсия в оранжерею» - рассматривание фикуса.

Средняя группа:

  1. «Ловкая ворона» - экскурсия к беседке (птичьей столовой) » - наблюдение за вороной.
  2. «Все деревья знаем, их мы угадаем» - экскурсия к уголку леса - закрепление название деревьев.
  3. «Березонька, березонька, ты, что стоишь бела?» - экскурсия к большой березе - рассматривание ствола дерева.
  4. «Экскурсия в оранжерею» - сравнение цветов фикуса и бальзамина.

Старшая группа:

  1. «Мы узнать хотим про лес, много в нем живет чудес» - экскурсия в уголок леса - закрепление названий деревьев, их строение, внешние признаки.
  2. «Ветер – это хорошо или плохо?» - экскурсия к метеостанции - наблюдение за ветром.
  3. «Кустарники зимой» - наблюдение за изменениями кустарников зимой.
  4. «Птицы – наши друзья, их зимой бросать нельзя!» - экскурсия в беседку (птичья столовая) - с целью приведения в порядок кормушек.

Подготовительная группа:

  1. «Погода в разное время года»
  2. «Елочки – сосеночки» - экскурсия в уголок леса - систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях.
  3. «Все ребята должны знать – птицам надо помогать» - экскурсия в беседку (птичья столовая) - наблюдение за птицами, прилетающими к столовой и составление рассказа о них.
  4. «Дерево ты или куст?» - экскурсия к черемухе - закрепление название кустарника, систематизировать знания о черемухе.

Весенние экскурсии:

Младшая группа:

  1. «Ай, да, березка, белый ствол - экскурсия к березе - наблюдение за деревом в весеннее время года.
  2. «Одуванчик золотой – солнышка сынок родной» - наблюдение за первоцветами (одуванчик) .
  3. «Экскурсия на огород» - наблюдение за перекопкой грядок.
  4. «Бабочка – капустница» - экскурсия к альпийской горке - наблюдение за первыми бабочками.

Средняя группа:

  1. «Распустила косы, белая береза» - экскурсия к березе - разнообразить знания детей о березе, ее внешнем виде.
  2. «Пришла весна» - экскурсия в уголок леса - наблюдение за изменениями деревьев весной.
  3. «Тает снег, бегут ручьи» - экскурсия к водоему - наблюдение за ручейками.
  4. «Расцвела черемуха» - экскурсия к черемухе - наблюдение цветом черемухи.

Старшая группа:

  1. «Мы посадим огород» - экскурсия на огород - посильная помощь в посадке семян овощей.
  2. «Распустились почки на большой березе» - экскурсия к большой березе - наблюдение за появлением листочков.
  3. «Травка зеленеет» - экскурсия в уголок леса - наблюдение за появлением первой травки.
  4. «Ласточка с весною в сени к нам летит» - экскурсия в беседку (птичья столовая) - беседа о перелетных птицах.

Подготовительная группа:

  1. «Прилетел скворец, весны певец» - экскурсия к большой березе - наблюдение за скворцами в скворечнике.
  2. «Свеклу и морковку мы посадим ловко» - экскурсия на огород - помощь взрослым в подготовке грядок, в посадке семян овощей.
  3. «Мы посадим здесь цветы, удивительной красы» - экскурсия на цветник - с целью расчистки клумб для посадки семян цветов.
  4. «Черемуха, черемуха, ты, что стоишь бела?» - экскурсия к черемухе - наблюдение за ее цветением.

Летние экскурсии:

Младшая группа:

  1. «Как красиво вокруг!» - экскурсия к цветнику - доставить детям удовольствие от наблюдения за цветущими растениями.
  2. «Отдохнем мы у пруда» - экскурсия к водоему - наблюдение за водными растениями.
  3. «У нашей, у березки белый сарафан» - экскурсия к большой березе - наблюдение за деревом в летнее время года.
  4. «Жужжащие и ползающие» - экскурсия в уголок леса - наблюдение за ползающими насекомыми.

Средняя группа:

  1. «По воде жучок бежит, смешно лапками шевелит» - экскурсия к водоему – наблюдение за насекомыми, обитающими на поверхности воды.
  2. «По дорожке, по дорожке побежали наши ножки» - экскурсия к оздоровительной дорожке» - укрепление здоровья детей.
  3. «Мы пришли в огород, там укропчик растет» - экскурсия в огород - рассматривание укропа и лука (сравнение) .
  4. «Мы вокруг березки встанем в хоровод» - экскурсия к большой березе- проведение игр возле березы.

Старшая группа:

  1. «У природы нет плохой погоды» - экскурсия на метеостанцию - наблюдение за состоянием погоды.
  2. «Экскурсия по всей экологической тропе» - закрепление названий точек.
  3. «Ромашка полевая, полезная такая» - экскурсия к лекарственной грядке - знакомство с лекарственными свойствами ромашки.
  4. «На болоте, посмотри, вдруг цветочки расцвели!» - экскурсия к мини – болоту- рассматривание растений растущими рядом с болотом.

Подготовительная группа:

  1. «На камнях растут цветы, чудо – горка – посмотри!» - экскурсия к альпийской горке - дать знания о составляющих частях альпийской горки, о сочетании объектов живой и неживой природы.
  2. «Не обижайте муравья» - экскурсия к большой березе - наблюдение за муравьями, углубить знания о муравьях, их образе жизни.
  3. «Ноготки и подорожник при болезни нам помогут» - экскурсия к лекарственной грудке - с целью продолжить знакомство в лекарственными растениями и способами их применениями.
  4. «Цветочный хоровод» - экскурсия к цветнику- с целью закрепления названий цветов, растущих в цветниках.

Экологическая информация все чаще входит в нашу жизнь, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить.

Одновременно мы считаем, что повлиять на состояние окружающей среды может только правительство, но никак не мы сами, и что от нас ничего не зависит. Такая точка зрения во многом объясняется тем, что длительное время в большинстве образовательных учреждений не находилось места для экологии. Более того, воспитывалось именно потребительское отношение к природе, стремление ее завоевывать и улучшать по своему усмотрению. Взрослым людям, воспитанных на таких позициях, сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Надежда на подрастающее поколение, которое мы должны воспитывать по- новому.

В настоящее время экологическое образование дошкольников стало одним из важных направлений дошкольной педагогики.

Данный учебный план дает возможность заложить основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.

В процессе освоения знаний дети получают основные понятия экологии, учатся ценить красоту живой природы, как источника творческого вдохновения.

Прежде всего, необходимо показать детям ее уникальность, красоту и универсальность (природа- среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем - объект человеческого потребления).

Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то дает, а потому, что она самоценна.

Экологическое образование дошкольника базируется на деятельном подходе, поскольку именно деятельность формирует психику ребенка.

Воспитание детей к родному краю невозможно без общения с природой. Дошкольное учреждение МДОУ № 4 “Янтарик” расположен в живописном месте Янтарного Городского округа в непосредственной близости от берега Балтийского моря. По участку ДОУ разработан маршрут экологической тропы.

Работа на экологической тропе позволяет решать следующие задачи:

  • учить детей правильно взаимодействовать с природой;
  • развивать познавательный интерес к миру природы и эстетические чувства
  • формировать представление об отличии природы от рукотворного мира;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи в природе;
  • дать представление о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений; животных, независимо от того, нравятся они ребенку или нет; о тесной взаимосвязи объектов живой и неживой природы (на примере поля, участка леса).

Экологическая тропа начинается на территории детского сада и продолжается дальше в лес.

На остановках имеются интересные объекты для наблюдений и закрепления изучаемого материала.

В ходе экскурсий дети наблюдают, как меняется природа в течение года на одном и том же участке и как она перкрастна во все времена года.

При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта в природе есть свое место и свое назначение.

Дата ___________

Тема недели: Экологическая тропа.

Итоговое занятие: выставка детских работ из природного материала «Дары осени».

Цель: освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни, развитие познавательного интереса к миру природы .

Задачи: 1. Приобщать детей к наблюдению за природой, окружающей действительностью, развитие познавательной активности.

2. Знакомить с новыми природными объектами, развивать внимательность, наблюдательность, смекалку, учить устанавливать причинно – следственные связи, размышлять формулировать выводы, отстаивать свое мнение.

3. Учить правильному поведению в природе на примере литературных произведений Е. Чарушина и В. Бианки.

4. Воспитывать интерес к окружающему миру и любовь к природе, расширять кругозор.

ОД детей и взрослых

Понедельник.

Физи-ческое разви-тие

Организация ОД

на основе двигательной деятельности в интеграции с познавательной деятельностью.

Тема: Цифра 5

Цель: Познакомить с цифрой 5.Закрепить представление о количественном составе числа 5 из единиц.

2. Физическое развитие. (физ. культ. на улице)

Тема: Упражнение в чередовании ходьбы и бега .

Цель: Упражнять в чередовании ходьбы и бега; развивать быстроту и точность движений при передаче мяча, ловкость в ходьбе между предметами.

Прием детей.

Проведение УГ (комплекс № 2)

Беседа «Земля наш общий дом» .

Чтение «Лесная газета» В. Бианки.

На прогулке наблюдение за птицами на участке.

П\ и « День – ночь» .

Гимнастика после сна «Птицы»

Игра – викторина «Земля – планета, на которой мы живём» .

Экологические ситуации для детей:

Что было бы на Земле без воды?

Что нужно для того, чтобы воздух был чистым?

Почему умирает лес?

Что ты можешь сделать для сохранения и приумножения природы? И т. д.

Инсценировка сказки «Лиса, кот и петух»

Внести необходимую атрибутику для игры.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Приоритетные виды детской деятельности

ОД детей и взрослых

Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная ОД детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)

Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Взаимодействие с родителями /социальными партнёрами

Втор-ник.

Речевое разви-тие

Организация ОД на основе речевой деятельности в интеграции с двигательной и изобразительной деятельностью.

1.Физическое развитие (физ. культура).

Тема: Упражнение детей в ходьбе и беге с четким фиксированием поворотов (ориентир - кубик или кегля)

Цель: Упражнять детей в ходьбе и беге с четким фиксированием поворотов (ориентир - кубик или кегля); развивать ловкость в упражнениях с мячом, координацию движений в задании на равновесие.

2.Речевое развитие (обучение грамоте).

Тема: «Слова и слоги» - закрепление. Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Чтение пословиц. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт».

Цель: Продолжать знакомить с многообразием слов. Побуждать к самостоятельному чтению пословиц.

3.Художественно-эстетическое развитие (рисование).

Тема: Золотая осень.

Цель: Учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит; закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета для стволов.

Прием детей.

Проведение УГ (комплекс № 2)

Беседа: «Мусор Земле не к лицу…»

Чтение и заучивание стихотворения А. Усачева «Мусорная фантазия»

Просмотр презентации «Откуда берется и куда девается мусор?»

На прогулке наблюдение за деревьями на участке.

П\ и «Солнечный зайчик»

Гимнастика после сна «Птицы»

Просмотр фильма «Самая лучшая планета в Галактике»

Цель: вызвать интерес к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека; формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать его состояния от действий человека; воспитывать любовь к природе.

Литературный день «Мы читаем Л.Н. Толстого

Цель: Познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями.

Индивидуальная работа с Андреем Н, Таней -продолжать развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки (перелезать, подползать, приземляться в прыжках).

Презентация «Откуда берется и куда девается мусор?»

Видеозапись фильма «Самая лучшая планета в Галактике».

аНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Экологическое образование в семье»

Приоритетные виды детской деятельности

ОД детей и взрослых

Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная ОД детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)

Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Взаимодействие с родителями /социальными партнёрами

Среда

Соци-ально – комму-ника-тивное разви-тие.

Организация ОД

на основе коммуникативной деятельности в интеграции с познавательно-исследовательской и конструктивной деятельностью.

1.Познавательное развитие (ФКЦМ).

Тема: «Дружная семья»

Цель: Обобщать и систематизировать представления детей о семье.

Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким. Закреплять знания имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек. Развивать речь. Воспитывать чувство гордости за свою семью, желание заботиться о близких.

2. Познавательное развитие. (ПИПКД).

Тема: Превращение.

Цель: Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал (станет)», например: тигренок был маленький, будет (станет) большой. Формирование действия превращения на основе практических действий с пластилином, резиной.

Прием детей.

Проведение УГ (комплекс № 2)

Беседа « Что мы знаем о воде?»

Опытно – экспериментальная деятельность: «Текучесть воды», «Окрашивание воды», «Как вытолкнуть воду?»

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды

На прогулке наблюдение за солнцем.

П\ и : «Земля, вода, огонь, воздух», «Выше ноги от земли».

Дидактическое упражнение "Угадай по описанию"

Заучивание стихотворение Н. Григорьевой «Песня дождя»

Беседа «Пожарная безопасность»

Рассматривание иллюстраций.

Рисование в книжках-раскрасках.

Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики. Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Совместный рисунок родители и дети «Берегите Землю»

Приоритетные виды детской деятельности

ОД детей и взрослых

Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная ОД детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)

Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Взаимодействие с родителями /социальными партнёрами

Четверг

Познава-тельное развитие

Организация ОД

на основе познавательной деятельности в интеграции с художественно – эстетической деятельностью.

1. Познавательное развитие (ФЭМП).

Тема: Цифра 6.

Цель: Познакомить с цифрой 6. Учить составлять число 6 из единиц.

2. Художественно – эстетическое развитие (аппликация).

Тема: Осенний ковер .

Цель: Закреплять умение работать ножницами. Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое (цветы, листья). Развивать умение красиво подбирать цвета.

3. Физическое развитие (физическая культура).

Тема: Упражнение детей в ходьбе и беге с четким фиксированием поворотов (ориентир - кубик или кегля)

Цель: Упражнять детей в ходьбе и беге с четким фиксированием поворотов (ориентир - кубик или кегля); развивать ловкость в упражнениях с мячом, координацию движений в задании на равновесие.

Прием детей.

Проведение УГ (комплекс № 2)

Беседа « Лес богатство и краса! Береги свои леса!»

Дид. игра «Экологический светофор»

На прогулке наблюдение за погодой.

Трудовая деятельность.

Сбор палок, сломанных веток.

Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.

П. игры «Совушка»; «Веревочка»

Гимнастика после сна: «Птицы»

Чтение сказок об охране природы «Серая Шапочка и Красный Волк», «Жила – была река»

Цели: познакомить со сказками о природе; развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы; пробуждать любовь и бережливое отношение к родной природе и ко всему живому; обучать правильному поведению в природе.

Беседа «Бережное отношение к живой природе»

Цель: Познакомить детей с правилами поведения в природе (запрещающие знаки). Учить бережно относиться ко всему живому.

Самостоятельная двигательная деятельность детей с физоборудованием: скакалками, обручами, мячами, кеглями.

Инвентарь для трудовой деятельности: совки, веники, пакет для мусора.

Для игровой деятельности: скакалки, обручи, мячи.

Консультация для родителей на тему : « Экологическое воспитание детей в семье».

Приоритетные виды детской деятельности

ОД детей и взрослых

Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная ОД детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)

Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Взаимодействие с родителями /социальными партнёрами

Пятни-ца

Художественно-эстети-ческое разви-тие

Организация ОД

на основе изобразительной деятельности в интеграции с музыкальной деятельностью.

1.Речевое развитие (развитие речи)

Тема: Звуковая культура речи

Цель: Выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе.

2.Художественно- эстетическое развитие (рисование).

Тема: Придумай, чем может стать красивый осенний листок»

Цель: Закреплять умение передавать сложную форму листа. Развивать ассоциативные связи. Упражнять в аккуратном красивом закрашивании.

3. Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность)

по плану музыкального руководителя.

Прием детей.

Проведение УГ (комплекс № 2)

Беседа об охране природы.

На прогулке наблюдение за сезонными изменениями, которые произошли в природе.

П\ и «Птички в гнёздышках», «Выше ноги от земли».

Самостоятельная деятельность. Рисование на песке

Чтение экологической сказки: «Кто землю украшает», «Могучая травинка».

Гимнастика после сна «Птицы»

Д/игра «Составь картинку»

Экологическая викторина «Знатоки природы».

Рассматривание иллюстраций осенний лес .

Сюжетно-ролевые игры.

Иллюстрации по теме.

Пополнение книжного уголка.

Плакат «Береги планету эту, ведь другой на свете нету»

ПЛАН работы на экологической тропе:

«Все времена года на экологической тропинке»

Возраст детей: подготовительная группа.

Место проведения: экологическая тропинка на территории детского сада.

Видовые точки тропинки: «Липа», «Берёзки», «Лужок», «Альпийская горка», «Клумба с цветами», «Старые пни», «Ель», «Каштан», «Сосны», «Камни на экологической площадке», «Мини-водоем».

СЕНТЯБРЬ

1. Занятие «Здравствуйте, я – Лесовичок» Знакомство вновь пришедших детей с хозяином экологической

тропинки – Лесовичком. Работа с картосхемой.

2. Обзорная экскурсия по экологической тропе. Задача – познакомить с объектами экологической тропы,

показать как пользоваться картосхемой.

3. Целевая прогулка «Деревья и кустарники». Сравнение разных растений, выделение общих и отличительных

признаков деревьев и кустарников, закрепление названий деревьев (береза, липа, каштан, ель, сосна) и кустарников

(сирень, пихта).

4. Наблюдение «Пенек – теремок». Исследование насекомых и пауков – обитателей пня.

5. Наблюдение за деревьями и кустарниками. Наблюдение за изменением цвета листьев деревьев и

кустарников, за цветущими растениями (какие растения цвели летом, какие сейчас). Беседа о том, почему цветущих

растений осталось так мало. Наблюдение за птицами. Игры «К дереву беги», «Найди лист по образцу», «Найди

кустарник (дерево, цветок, траву) по описанию».

6. Сбор семян на клумбе, пересадка однолетних цветов в горшки (герань).

ОКТЯБРЬ

1. Целевая прогулка «К Березке». Цель – продолжать знакомить детей с деревьями, их строением,

внешним видом, формировать наблюдательность, рассказать о роли березы в жизни человека (березовый

сок, березовые почки).

2. Наблюдение за деревьями. Что такое листопад. Изучение контрастных по окраске листьев деревьев.

Длительное наблюдение за березой, липой, каштаном – как меняется окраска их листьев. Исследование:

«Какое дерево останется без листьев раньше других».

3. Наблюдение за птицами: какие птицы остались зимовать.

4. Наблюдение за травами: как они изменились.

5. Исследование зависимости характеристик песка от состояния погоды (теплый, когда солнечно; холодный и

твердый во время заморозков; сухой, рассыпается в руках, когда светит солнышко; если полить из лейки,

становится мокрым, темнеет).

6. Игры на прогулках: «Что сначала, что потом», «С какого дерева листок», «К дереву беги», «Цепочка слов»

(дети называют деревья, кустарники, птиц, ягоды).

7. Труд на прогулках. Сбор природного материала для поделок:

шишек, каштанов, листьев.

ДЕКАБРЬ

1. Цикл наблюдений «В гости к елочке». Цель: Закрепить знания об особенностях ели, познакомить с понятиями: «хвоя», «вечнозеленая», «иголки», рассказать о пользе ели.

2. Обзорная экскурсия по экологической тропе «Здравствуй, зимушки – зима!». Знакомство с зимними явлениями в неживой природе. Наблюдение за птицами на кормушках, их подкормка.

3. Наблюдение за снегом. Исследование снега: холодный, рассыпчатый, липкий, белый, грязный. Проведение опыта «Как вода превращается в лед». Изготовление цветных льдинок.

4. Труд: уборка участка от снега. Постройка снежных горок, снеговиков.

5. Игры на прогулках: «Кто мороза не боится», «Опиши, а я отгадаю» (птицы у кормушки), «Кто знает, пусть продолжает», «Следопыты» (птичьи следы, кошачьи, собачьи).

ЯНВАРЬ

1. Сравнение ели и сосны (у сосны иголки более длинные, мягкие и светлые; шишки короткие, округлые; сосна выше ели и т.д.).

2. Прогулка «Помоги Лесовичку». Цель: в игровой форме закрепить знания о природе, полученные на занятиях; развивать силу, ловкость, внимание, меткость.

3. Наблюдения за свойствами снега. Во время снегопада рассмотреть снежинки через увеличительное стекло, определить форму, сосчитать лучи, полюбоваться красотой снежинок, придумать, на что они похожи. Послушать, как скрипит снег, определить в какую погоду он скрипит.

4. Наблюдения за птицами: воробьями, синицами, воронами, сороками. Сравнить поведение птиц у кормушек, их внешний вид.

5. Исследование «Где быстрее растает снег». Внести в группу два стаканчика со снегом, один укутать в рукавицу. Понаблюдать, где быстрее растает снег.

6. Найти и рассмотреть ель, выброшенную после праздников, сравнить её с живой, растущей на экологической тропинке. Как можно спасти ели?

7. Труд: подкормка птиц, уборка снега, создание построек из снега.

8. В сильный снегопад «помочь» некоторым деревьям, стряхнув часть снега с веток.

ФЕВРАЛЬ

1. Занятие «Зимующие птицы». Цель: обобщить наблюдения за зимующими птицами, воспитывать у детей заботливое отношение к животным.

2. Целевая прогулка «В гости к деревьям». Признаки зимы.

3. Наблюдения за сугробами. Откуда они берутся? (В метель ветер наметает снег, который задерживается на возвышенных местах).

4. Наблюдение за ветром (зимний ветер злой, ледяной, колючий, холодный, лютый).

5. Наблюдении за птицами. Проведение исследования: в одну кормушку насыпать зерно, семечки, кусочки сала, а в другие – только хлеба. Понаблюдать какие птицы будут прилетать к этим кормушкам.

6. Игры на прогулках: «Что изменилось», «Следопыты» (сравнить следы вороны и воробьев), «Найти по названию», «Когда это бывает».

7. Труд на прогулках: расчистка дорожек от снега, подкормка птиц.

МАРТ

1. Исследование «Как узнать растение». Сравнение дерева и кустарника, выявление их отличительных признаков. Изучение частей растения.

2. Экскурсия по экологической тропинке «Здравствуй, весна!» (в конце месяца). Поиск первых признаков весны (оседание снега у стволов деревьев, почки на сирени, сосульки на солнечных сторонах крыш и т.д.).

3. Наблюдение за снегом: иногда он идет вместе с дождем, снежный покров стал серым, в теплую погоду снег липкий. Что такое наст.

4. Наблюдение за сосульками. Сравнение сосулек на солнечной стороне здания и на теневой.

5. Наблюдение за деревьями. Почему около стволов деревьев появились воронки?

6. Наблюдение за птицами: все чаще слышны голоса птиц, которые чувствует приближение весны.

7. Исследование: подставить ладошку под солнечные лучи, чтобы выяснить, стало ли солнышко пригревать.

8. Исследование: потрогать воду, капающую с сосулек (вода еще очень холодная, поэтому растения только начинают просыпаться после зимы, но пока не растут).

9. Сбор обломанных ветром веток. Наблюдение в группе за ветками, поставленными в воду, и за ветками деревьев на участке.

10.Игры на прогулках: «К дереву беги», «Летают – не летают», «Следопыты», «Найди по описанию».

11.Труд на прогулках: уборка снега на участке, посыпание дорожек песком.

АПРЕЛЬ

1. Целевая прогулка. Цель: учить видеть красоту природы, наслаждаться ею, стремиться её сохранить.

2. Исследование «Что происходит с почками».

3. Наблюдение за капелью. Что значит выражение «звенит капель»? Почему это явление природы называется «капель»?

4. Наблюдение за почками на деревьях (береза, липа). Как они изменяются?

5. Исследование «Где быстрее растет сосулька». Положить две одинаковые сосульки в разных местах (на солнце и в тени).

6. Игры на прогулке: «Найди дерево по описанию», «Загадай – мы отгадаем», «Съедобное – несъедобное», «Птички».

7. Праздник «День Земли».

8. Конкурс для родителей: «Птицы прилетели» (изготовление птиц из природного материала).

9. Конкурс детских рисунков «Портрет Земли».

10.Природоохранная акция «Чтобы деревья были большими» - субботник с привлеченим родителей, побелка

деревьев, перекопка земли вокруг деревьев, полив деревьев. Дети собирают мусор на участке.

1. Экскурсия по экологической тропинке. Поиск признаков весны (Изменение цвета неба, количество солнечных лучей, таяние сосулек, капель, появление проталин, набухание почек на деревьях и кустарниках).

2. Наблюдение за лужами и ручьями. Откуда они берутся? (Отметить повышение температуры днем, которое приводит к таянию снега, а следовательно, к образованию луж и ручейков).

3. Наблюдение за птицами.

4. Наблюдение за сиренью. Почему у сирени листья распускаются раньше, чем у других деревьев? Наблюдение за цветами сирени.

5. Наблюдение за насекомыми. Как они двигаются? В каких местах их больше.

6. Целевая прогулка «На лужок». Наблюдение за травами и цветами на лугу.

«День цветов» - подготовка клумб, рыхление почвы, посадка семян цветов в землю.

«Майский букет» - выращивание тюльпанов и нарциссов ко Дню Победы, уборка территории у Мемориала

участников войны.

ИЮНЬ

1. Наблюдение за одуванчиком.

2. Цикл наблюдений «Сосна летом». Связь дерева с другими растениями и животными; лечебные свойства дерева, исследование смолы – живицы.

3. Праздник «Во поле береза стояла».

4. Труд: уборка мусора (фантиков, бумажек) на экологической тропинке; полив цветов на альпийской горке.

5. Игры на прогулках: повторяются все природоведческие игры.

ИЮЛЬ

1. Наблюдение за липой – деревом медоносом. Исследование цветков липы, наблюдение за насекомыми, которые их посещают.

2. Наблюдение за листьями деревьев и кустарников. Сравнение их по цвету, форме.

3. Цикл наблюдений за божьими коровками.

4. Цикл наблюдений за жуками-солдатиками.

5. Наблюдения «Кто-кто в водоемчике живет» (за обитателями водоемчика).

АВГУСТ

1. Беседа о насекомых и наблюдение за ними.

2. Экскурсия по экологической тропе «В гостях у лета».

Поиск признаков лета.

3. Наблюдение за солнечными часами.

4. Наблюдение за поведением муравьев перед дождем.

5. Природоведческие игры на прогулках.

6. «Чистое утро» - уборка территории детского сада


Верзунова Юлия Викторовна