Как выглядит установка точка у. Вся суть в названии: ракетный комплекс «Точка-У

Разработка дивизионного ракетного комплекса "Точка" была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года. Комплекс «Точка» предназначался для поражения точечных малоразмерных целей в глубине обороны противника: наземных средств разведывательно-ударных комплексов, пунктов управления различных родов войск, стоянок самолетов и вертолетов, резервных группировок войск, хранилищ боеприпасов, топлива и других материальных средств.

Головным исполнителем по теме было назначено Коломенское КБ машиностроения, а главным конструктором С.П. Непобедимый. Система управления ракеты была разработана в ЦНИИ АГ. Пусковая установка была спроектирована и серийно производилась ПО «Баррикады» в г. Волгограде. Серийное производство ракет вел Воткинский машиностроительный завод. Шасси для пусковой установки и транспортно-заряжающих машин изготавливались в Брянске.

Два первых пуска управляемых ракет "Точка" были произведены в 1971 году в ходе заводских летно-конструкторских испытаний. Серийное производство ракеты было начато в 1973 году, хотя официально комплекс был принят на вооружение в 1976 году. Комплекс «Точка» имел дальность стрельбы от 15 до 70 км и среднее круговое отклонение 250 м.

В апреле 1971 года началась разработка модификации "Точка-Р", с пассивной системой самонаведения на радиоизлучающие цели (РЛС, радиостанции и т.д.). Система наведения обеспечивала дальность захвата цели на расстоянии не менее 15 км. Предполагалось, что точность наведения «Точки-Р» на непрерывно работающую цель не превышает 45 м, а район поражения составляет свыше двух гектаров.

В 1989 году на вооружение принимается модифицированный комплекс 9К79-1 "Точка-У". Основным отличием его является большая дальность и точность стрельбы.

На западе комплекс получил обозначение SS-21 " Scarab" .

Состав

Состав ракетного комплекса 9К79 (9К79-1) (см. галерею изображений машин комплекса):

  • Боевые средства
    • Ракеты:
      • 9М79Б с ядерной боевой частью АА-60 мощностью 10 кт
      • 9М79Б1 с ядерной боевой частью особой важности АА-86
      • 9М79Б2 с ядерной боевой частью АА-92
      • 9М79Ф с осколочно-фугасной боевой частью сосредоточенного действия 9Н123Ф (9М79-1Ф)
      • 9М79К с кассетной боевой частью 9Н123К (9М79-1К)
      • 9М79ФР с осколочно-фугасной БЧ и пассивной радиолокационной ГСН 9Н123Ф-Р (9М79-1ФР)
    • Пусковые установки:(см. фото1 , фото2 , фото3 , фото4 , фото5 , фото6 )
      • 9П129 (кроме ракеты 9М79Ф-Р) (9П129-1)
      • 9П129М (9П129-1М)
      • 9П129М-1 (см. схему )
    • Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т218 (9Т218-1) (см. фото )
  • Специальные транспортные средства:
    • Транспортные машины 9Т238, 9Т222
    • Машины хранилища - специальная бортовая машина типа НГ2В1 (НГ22В1)
    • Контейнеры
      • 9Я234 для ракетной части и ракет
      • 9Я236 для боевой части
    • Аэродромно-складские тележки
      • 9Т127, 9Т133 для ракетной части
      • 9Т114 для боевой части
  • Средства технического обслуживания и регламентных работ:
    • автоматизированная контрольно-испытательная машина АКИМ 9В819 (9В819-1) для проведения регламентных работ с ракетной и боевой частями (кроме специальных БЧ).
    • машина технического обслуживания МТО 9В844 - для проверки пультовой аппаратуры ПУ и АКИМ
    • машина технического обслуживания МТО-4ОС предназначена для ремонта и обслуживания базовой части (четырехосных автомобилей).
    • комплект арсенального оборудования 9Ф370 для проведения регламентных работ на базах и арсеналах.
  • Средства управления связи - командно-штабная машина Р-145БМ (Р-130, Р-111, Р-123)
  • Учебно-тренировочные средства:
    • учебно-тренировочные ракеты 9М79Ф-УТ, 9М79К-УТ.
    • учебно-тренировочная боевая часть - 9Н39-УТ, 9Н64-УТ.
    • габаритно-весовой макет - 9М79-ГВМ.
    • разрезной макет ракетной части 9М79.
    • разрезной макет осколочно-фугасной боевой части сосредоточенного действия - 9Н123Ф-РМ.
    • разрезной макет кассетной боевой части - 9Н123К-РМ .
  • Тренажеры:
    • 9Ф625 - комплексный тренажер для тренировки расчетов ПУ.
    • 2У43 - тренажер пульта управления механика-водителя пусковой установки.
    • 2У420 - тренажер оператора.
    • 2У41 - тренажер для тренировки правильности снятия отсчета с гирокомпаса 1Г17.
    • 2У413 - тренажер-ракета 9М79Ф, взаимодействие элементов комплекса.

Кроме перечисленной техники, на вооружении технических подразделений находятся краны 9Т31М1 и обмывочно-нейтрализационные машины 8Т311М и др. техника.

Ракета 9М79 (9М79-1)

Ракета 9М79 (9М79-1) - одноступенчатая, управляемая состоит из ракетной и боевой части (см. схему ).

Ракетная часть (РЧ) предназначена для доставки боевой части (БЧ) к цели и включает:

    Корпус ракетной части. Корпус РЧ предназначен для размещения всех элементов РЧ. Корпус РЧ является силовым элементом, воспринимающим нагрузки, действующие на ракету в полете и при наземной эксплуатации, он состоит из:

    • Корпуса приборного отсека (КПО). КПО предназначен для размещения отдельных приборов СУ и выполнен из алюминиевого сплава в виде цилиндрической обечайки с ребрами жесткости. В передней части имеет шпангоут с 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками и 3-мя направляющими шпильками. В передней части корпус закрывается крышкой герметично. В нижней части КПО находится отрывной разъем на 205 (214) контактов, через который осуществляется электрическая связь приборов СУ с наземной пультовой аппаратурой ПУ, а также имеется транспортировочный бугель (для крепления ракеты по походному на направляющей ПУ). С правой стороны на КПО имеется иллюминатор (см. фото ), через который осуществляется оптическая связь ГСП с приборами управления пусковой установки 9П129 или АКИМ 9В819. Вверху слева имеется люк №2 (в люке №2 в УТР установлен ключ и пакетный переключатель для ввода неисправностей в учебных целях); рядом с люком №2 находится люк №3, в котором расположен штепсельный разъем ШР37, к которому стыкуется кабель №27 для замера температуры внутри специальной БЧ на ТЗМ.
      Внутри КПО находится:

      • гиростабилизированная платформа (или командно-гироскопический прибор) ГСП 9Б64 (9Б64-1)
      • дискретно-аналоговое вычислительное устройство ДАВУ 9Б65 (9Б638)
      • блок бортовой автоматики 9Б66 (9Б66-1)
      • блок управления 9Б150 (9Б150-1)
      • датчик угловых скоростей и ускорений ДУСУ-1-30В.
    • Корпуса двигательной установки. Корпус ДУ предназначен для размещения и крепления топливного заряда и узла воспламенения (воспламенитель и два пиропатрона). Представляет собой конструкцию из высокопрочной стали, имеет 3 шпангоута - передний, средний, задний. К переднему шпангоуту крепится два транспортировочных бугеля, а в нижней части переднего шпангоута приварены 3 пусковых бугеля. На среднем шпангоуте имеется 4 узла крепления и фиксации воздушных крыльев. На заднем шпангоуте вверху крепится транспортировочный бугель, в нижней части - 2 пусковых бугеля и один фиксатор для крепления ракеты на ПУ и ТЗМ, а также для удержания ракеты при подъеме направляющей. С внутренней стороны корпус покрыт слоем теплозащитного покрытия.

      Корпуса хвостового отсека (КХО). КХО предназначен для размещения приборов СУ и одновременно является обтекателем соплового блока РДТТ. Корпус выполнен в форме конуса из алюминиевого сплава с продольными ребрами жесткости. Для крепления и установки аэродинамических и газоструйных рулей на задней части корпуса имеется 4 узла крепления. На КХО в нижней части крепится датчик схода (закрывается красным съемным кожухом, снимается перед погрузкой). Датчик схода предназначен для включения рулевого привода (начала отсчета программы полета). На верхней части корпуса имеется два люка №11 и №13 для подключения шлангов с целью подвода масла к масляному баку питающей гидравлические установки, состоящей из насоса, бака и распределительного устройства, при проведении регламентных работ с помощью АКИМ. В нижней части КХО находятся два отверстия для выхода газов работающего турбогенераторного источника питания (ТГИП). На наружной конической поверхности и в заднем торце корпуса нанесен слой теплозащитного покрытия. Внутри КХО находится:

      • питающая гидравлическая установка 9Б67 (относится к рулевому приводу) (9Б639)
      • газотурбинный блок 9Б152 (относится к ТГИП) (9Б186)
      • блок сопротивлений 9Б151 (относится к ТГИП) (9Б189)
      • блок регуляторов 9Б242 (относится к ТГИП) (9Б242-1)
      • 4 рулевые машины: 9Б69 - верхние - 2шт, 9Б68 - нижние- 2шт (9Б89 - 4 шт.)
    • Аэродинамических поверхностей. Аэродинамические поверхности - 4 аэродинамических руля, 4 газоструйных руля и 4 крыла. Аэродинамические рули управляют ракетой в полете на всей траектории. На одном валу с ними находятся газоструйные рули из вольфрамового сплава, которые также выполняют функцию управления ракетой при работающей двигательной установке (см. фото ).

      Кабельных стволов. Два кабельных ствола предназначены для размещения кабелей с целью соединения приборов СУ, находящихся в ПО и ХО.

    Двигательную установку (см. описание ).

    Систему управления.Система управления - автономная, инерциальная, с бортовым цифровым вычислительным комплексом. Ракета управляема на всей траектории, что обеспечивает высокую точность попадания. При подлёте к цели для более эффективного использования энергии взрыва БЧ ракета совершает манёвр (доворот по углу тангажа), что обеспечивает угол встречи заряда с целью близкий к 90°. С этой же целью ось заряда осколочно-фугасной БЧ 9Н123Ф развёрнута вниз относительно оси корпуса головной части на определенный угол. Для достижения максимальной площади поражения обеспечивается воздушный подрыв БЧ 9Н123Ф на высоте 20 метров.

    Бортовая аппаратура системы управления 9Б63 ракеты 9М79:

    • командно-гироскопический прибор 9Б64
    • дискретно-аналоговое вычислительное устройство 9Б65
    • гидропривод 9Б616:
      • блок автоматики 9Б66
      • питающая гидравлическая установка 6Б67
      • рулевая машина верхняя 9Б68 - 2 шт., рулевая машина нижняя 9Б69 - 2 шт.,
    • турбогенераторный источник питания 9Б149:
      • блок управления 9Б150
      • блок сопротивлений 9Б151
      • газотурбинный блок 9Б152
      • блок регуляторов 9Б242
    • комплект кабелей

    Бортовая аппаратура системы управления 9Б84-1 ракеты 9М79-1:

    • командно-гироскопический прибор 9Б64-1
    • дискретно-аналоговое вычислительное устройство 9Б638
    • гидропривод 9Б640:
      • блок автоматики 9Б66-1
      • питающая гидравлическая установка 6Б639
      • рулевая машина 9Б89 - 4 шт.
    • турбогенераторный источник питания 9Б185:
      • блок управления 9Б150-1
      • блок сопротивлений 9Б189
      • газотурбинный блок 9Б186
      • блок регуляторов 9Б242-1
    • датчик угловых скоростей и ускорений ДУСУ1-30В
    • комплект кабелей

    Ракета комплектуется следующими типами боевых частей:

    • АА-60 - ядерная мощностью от 10 до 100кт,
    • АА-86 - ядерная особой важности,
    • АА-92 - ядерная
    • 9Н123Ф - осколочно-фугасная сосредоточенного действия (см. описание ),
    • 9Н123К - кассетная (см. описание ),
    • 9Н123Ф-Р - осколочно-фугасная с пассивной радиолокационной ГСН.

    Боевая часть ракеты в полете не отделяется. Стыковка ракетной и боевой частей осуществляется 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками по кольцевому соединению, электрическая связь БЧ с ракетной частью осуществляется кабелем через разъем Ш45. Наличие сменных БЧ расширяет диапазон применения комплекса и расширяет его эффективность. Ракеты в обычном снаряжении допускают хранение в окончательно собранном виде в течении 10 лет. Сборочные работы с ракетами в войсках проводить не требуется. При проведении регламентных работ не требуется извлекать приборы из корпуса ракеты.

    В расчетах полётного задания при наведении "Точки" на цель используются цифровые карты местности, полученные по результатам космической или аэрофотосъемки территории противника.

    Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина

    Основные боевые машины комплекса 9К79-1 "Точка-У"- пусковая установка 9П129М-1 и транспортно-заряжающая машина 9Т218-1

    • Аппаратура пусковой установки 9П129М-1 сама решает все задачи по привязке точки старта, расчету полетного задания и прицеливанию ракеты. Никакой топогеодезической и инженерной подготовки стартовых позиций и метеообеспечения при проведении пусков ракет не требуется. При необходимости через 16-20 минут после завершения марша и прибытия на позицию ракета может стартовать к цели, а еще через 1,5 минуты пусковая установка уже способна покинуть эту точку, чтобы исключить вероятность своего поражения ответным ударом. Во время прицеливания, несения боевого дежурства, а также при выполнении большинства операций пускового цикла ракета находится в горизонтальном положении и ее подъем начинается только за 15 секунд до старта. Этим обеспечивается высокая скрытность подготовки удара от средств слежения противника. В грузовом отделении пусковой установки смонтирована направляющая с механизмом изменения угла возвышения, на которой может транспортироваться одна ракета. В походном положении направляющая с ракетой установлена горизонтально, при этом грузовое отделение закрывается сверху двумя створками. В боевом положении створки раскрыты и направляющая установлена под углом возвышения 78°. Сектор стрельбы составляет ±15° от продольной оси ПУ.

      Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 (ТЗМ) основное средство оперативного обеспечения стартовых батарей боезапасом для нанесения ракетных ударов. В ее герметизированном отсеке могут храниться и перевозиться по району боевых действий две полностью готовые к пуску ракеты с пристыкованными головными частями. Специальное оборудование машины, включающее гидропривод, стреловой кран и некоторые другие системы, позволяют в течение примерно 19 минут осуществить заряжание пусковой установки. Эта операция может быть выполнена на любой неподготовленной в инженерном отношении площадке, размеры которой позволяют поставить рядом бортами пусковую установку и транспортно-заряжающую машину. Ракеты в металлических контейнерах могут также храниться и перевозиться на транспортных машинах комплекса. Каждая из них способна разместить две ракеты или четыре головные части.

    Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина смонтированы на колесных шасси 5921 и 5922 Брянского автозавода. На обоих шасси установлен шестицилиндровый дизельный двигатель 5Д20Б-300. Все колеса шасси ведущие, шины с регулируемым посредством централизованной системы давлением воздуха 1200 х 500 х 508. Шасси имеют достаточно большой клиренс 400 мм. Для движения по воде предусмотрены водометные движители насосы пропеллерного типа. Подвеска всех колес независимая торсионная. Колеса первой и третьей пар - управляемые. На воде шасси управляется заслонками водометов и встроенных в корпус каналов. Обе машины способны передвигаться по дорогам всех категорий и вне их.

    Кроме транспортной машины 9Т238 в состав комплекса так же входит транспортная машина 9Т222. Внешне они очень похожи и возможности по транспортировке у них идентичны. Обе являются активным автопоездом - т.е. мосты полуприцепа являются ведущими. Принципиальная разница между этими агрегатами в способе передачи крутящего момента от тягача к мостам полуприцепа - в одном случае передача гидравлическая, а в другом - механическая

    Организационно комплекс входит в состав МСД или ТД, а также в отдельные бригады (по 2-3 РДН), в дивизионе - 2-3 стартовые батареи, в батарее 2-3 пусковые установки. . Боевая работа проводится с ходу расчетом из 3-х человек в минимальные сроки. Благодаря наличию в ПУ системы топопривязки, прицеливания, средств связи, а также средств жизнеобеспечения при действиях на зараженной местности расчет ПУ может осуществлять пуски ракет из кабины.

    Ракетный комплекс 9К79 (9К79-1) может транспортироваться самолетами АН-22, ИЛ-76 и т.д. Ракеты, ракетные части и БЧ могут транспортироваться вертолетами типа МИ-6, В-12, МИ-8.

Тактико-технические характеристики

Ракетный комплекс 9К79-1 "Точка-У"
Год принятия на вооружение 1989
Разработчик КБ машиностроения г.Коломна
Дальность стрельбы минимальная, км 15 - 20
Дальность стрельбы максимальная, км 120
Высота траектории полета ракеты, км 6-26
Полетное время на максимальную дальность, с 163
Отклонение ракеты от цели с учетом ошибки в определении координат целей не более 100м и точки пуска не более 80м, м:
- на дальность 35км с БЧ 9Н123Ф
- на дальность 35км с БЧ 9Н123К
- на дальность 70км с БЧ 9Н123Ф
- на дальность 70км с БЧ 9Н123К

165
210
200
235
Время подготовки к пуску из готовности №1, мин 2
Время подготовки к пуску с марша, мин 16
Старт наклонный по углом 78 градусов
Ракета 9М79-1
Количество ступеней, шт 1
Диаметр миделевого сечения, мм 650
Длина ракеты, мм 6410
Длина ракетной части, мм 4085
Размах рулей, мм 1440
Стартовая масса ракеты, кг 2010
Масса снаряженной ракетной части, кг 1528
Пусковая установка 9П129М-1
Масса пусковой установки (с ракетой и расчетом),кг 18145
Технический ресурс, км 15000
Экипаж, чел. 3
Температурный диапазон эксплуатации, град.С от -40 до +50
Срок эксплуатации, лет не менее 10, из них 3 года в полевых условиях
Колесная формула 6x6
Масса ПУ,кг 17800
Грузоподъемность,кг 7200
Скорость на суше, км/ч 70
Скорость на плаву, км/ч 8
Запас хода, км 650
Двигатель дизельный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с 300 при 2600 об/мин

Испытания и эксплуатация

Во время демонстрации комплекса «Точка-У» на международной выставке IDEX-93 было выполнено 5 пусков, в ходе которых минимальное отклонение составило несколько метров, а максимальное менее 50 м.

Комплекс "Точка-У" активно использовался федеральными силами для уничтожения военных объектов в Чечне. В частности, комплекс применялся 58-й общевойсковой армией для нанесения ударов по позициям боевиков в районе Бамута. В качестве целей были выбраны крупный склад вооружения и укрепленный лагерь террористов. Их точное местоположение было выявлено средствами космической разведки.

29 июля 2014 года американский информационный канал CNN оповестил весь мир о том, что запущенная во время боевых действий, которые ведет Украина, баллистическая ракета «Точка-У» не должна была пересечь государственной границы. По крайней мере, таков был смысл загадочного сообщения. Почему могло возникнуть предположение о том, что целью пуска мог быть объект на территории другой страны? Какой именно? А если цель располагалась на Украине, зачем для ее уничтожения применять баллистические ракеты? Вопросов много…

Как бы там ни было, но именно по причине этих событий у общественности возник интерес к тактическому комплексу "Точка-У".

Дипломатический казус

Один из главных вопросов заключался в том, насколько вероятна ошибка, допущенная при наведении ракеты на цель? Чтобы ответить на него, необходимо разобраться в устройстве этого типа вооружений.

Вооруженные силы Украины моментально заявили о своей непричастности, назвав сразу три причины, по которым сделать это было невозможно. Во-первых, баллистических ракет на вооружении ВСУ нет. Во-вторых, они никуда не попали. А в-третьих, украинская армия их не применяла. Затем, по инициативе Госдепартамента США, состоялась встреча его представителей с российским министром иностранных дел Лавровым, на которой последнего еще раз заверили в том, что удар наносился не по территории РФ. На был формально исчерпан, хотя ракета «Точка-У», стоящая, кстати, на вооружении украинской армии, вполне подходит под определение загадочного «сверхточного оружия», которым пытался пугать руководство ДНР и ЛНР премьер-министр Яценюк. По крайней мере, ничем более точным ВСУ, очевидно, не обладает.

Попасть действительно ни во что не удалось. Но это не значит, что не было попытки. Военные эксперты строят различные смелые предположения, находя определенные параллели между успешным отражением ракетной атаки Израиля сирийскими ПРО и этим инцидентом. Наиболее правдоподобной многим представляется версия, согласно которой четыре украинские ракеты «Точка-У» сбиты российскими оборонными системами. Документальных подтверждений этому нет, однако некоторые известные факты наводят на такую мысль.

Так что это за ракета такая и откуда она взялась у Украины? Когда и где их производили? Сколько лет самым новым образцам? Каковы характеристики этого вида вооружений? Как их следует применять и для чего они создавались? Какие боезаряды она может нести? Кто может управлять этим комплексом?

На эти и другие вопросы четко и без излишних подробностей ответит эта статья.

Тактические ракеты и изменение военной концепции

Все ядерные силы делятся на две основные категории. Стратегические ракеты, подводный атомный флот и несут заряды, служащие для нанесения максимального, губительного ущерба экономике страны-противника в случае глобального конфликта. Но есть и менее мощные средства, решающие задачи фронтового противостояния - они называются тактическими. Для этих целей в 1965 году советскими инженерами из КБ «Факел» создавалась ракета «Точка». У нее были неплохие характеристики, но к концу шестидесятых они перестали удовлетворять требования военных. При применении ядерных зарядов точность особого значения не имела, но в это время во внешнеполитической жизни произошли изменения, повлиявшие на характер оборонной доктрины. Стратегическим силам отвели роль глобального сдерживания и гаранта территориальной неприкосновенности стран социалистического лагеря, но число локальных конфликтов возросло. Мысль о применении спецзарядов во время Вьетнамской или ближневосточных войн, возможно, и посещала чьи-то горячие головы, но, к счастью, безрезультатно. Усилилась роль обычных боеприпасов, следовательно, требовалось серьезно повысить точность попадания в цель. А заодно и увеличить дальность. Поручено дело было Конструкторскому Бюро Машиностроения. Засекреченным учреждением со скромным названием руководил С. П. Непобедимый. Фамилия говорящая.

Новая ракета

Конструкторская документация по предыдущей была передана КБМ от МКБ «Факел». Эти материалы оказались очень важной составляющей работы, сэкономили много времени и сил. Сохранены многие узлы, агрегаты и системы, своеобразным для которых послужила ракета «Точка». У новой модели другие рули, в том числе газоструйные, упразднен дестабилизатор, изменены технологии управления и наведения. В результате упорной работы инженеров в течение 1968-1971 годов достигнуты серьезные улучшения характеристик, возросли апогей и перигей. И - самое главное - попадание в цель стало точнее. Испытания проводились на космодроме Капустин Яр, а в 1973 году Госкомиссия приняла проект. Началось производство. Опытные образцы изготавливались на волгоградском заводе «Баррикады» (системы пуска и управления) и (сами ракеты). В серию система пошла на заводе тяжелого машиностроения г. Петропавловска. Кроме этого, на различных предприятиях оборонного комплекса всей страны были размещены заказы комплектующих. Официальное принятие на вооружение состоялось в 1975 году, ими комплектовались сухопутные войска на дивизионном уровне.

Дальнейшую модернизацию комплекс проходил в середине восьмидесятых. Учитывались и различные климатические условия эксплуатации, для чего в Забайкалье и Средней Азии проводились дополнительные испытания.

Тактическая ракета «Точка-У» (таково было новое название этого оружия) строилась в городе Воткинске.

Точка-Р и новые системы наведения

Первые испытательные пуски начались в 1971 году, их производили заводские специалисты. В течение двух лет осуществлялась доводка и окончательное определение соответствия полученных данных государственному заказу. Характеристики вполне устроили высокую комиссию. Отклонение от заданной цели не превысило 250 метров при минимальной дальности от 15 километров и максимальной до 70.

Совершенствовались и системы целеуказания. «Точка-Р» могла пользоваться пассивной головкой для наведения на излучения радиостанций и локаторов, что расширяло круг ее применения и позволяло использовать это оружие для подавления противовоздушной обороны противника или дезориентации систем войскового управления и связи вероятного противника. При площади поражения в два гектара точность возросла - теперь она составляла 45 метров.

Это были очень хорошие показатели.

Назначение

Тактическое применение оружия подразумевает возможность нанесения ударов по малоразмерным целям, под которыми военные понимают небольшие и крупные аэродромы, штабы, узлы связи, склады, хранилища, железнодорожные станции, порты и прочие объекты инфраструктуры, в особый период приобретающие военное значение.

При этом размеры такой цели нельзя назвать миниатюрными. О попадании баллистической ракеты (даже малой) в отдельно стоящее строение, судно, самолет, вертолет или железнодорожный вагон и речи идти не может. Удар наносится по площади, для чего разработан целый арсенал различных боевых зарядных головных частей.

В то время, когда на вооружение Советской Армии поступила ракета «Точка-У», о международном терроризме граждане СССР узнавали главным образом из программы «Время», да и то только тогда, когда вещали о ситуации в Ольстере. События последних десятилетий показали, что это тактическое средство может пригодиться и для борьбы с бандформированиями, в частности, для уничтожения баз боевиков и их тренировочных лагерей. Но ни в коем случае не предполагалось применение ракет «Точка-У» для стрельбы по жилым кварталам городов или селам. Какой бы высокой ни была точность, достичь избирательного поражения вооруженных групп людей в окружении мирных жителей невозможно.

По суше и воде

Сама по себе ракета с пусковой установки запущена быть не может. Система мобильна, представляет собой колонну из нескольких транспортных средств, количество которых варьируется в зависимости от поставленной задачи. Во-первых, нужна пусковая установка, которая непосредственно осуществляет запуск ракеты «Точка-У». Но не ради одиночного выстрела создавался комплекс! За ПУ следует колонна, состоящая из зарядной и транспортирующей машин, передвижных контрольно-испытательной станции и мастерской техобслуживания. Ракеты перевозятся в специальных контейнерах, предназначенных для безопасного транспортирования боеприпасов. Зарядная машина снабжена погрузочно-разгрузочным оборудованием. Аппаратура и приборы предназначены для контроля исправности систем и агрегатов. Предусмотрено практически все на случай возникновения нештатных ситуаций.

Топливный заправщик нужен только в том случае, если предстоит марш на большие дистанции (более 650 км - таков запас хода). Ракета заправлена на заводе-изготовителе, у нее твердотопливный двигатель.

Перемещаться комплекс может практически по любой местности, даже по воде. Скорость движения по хорошей дороге - до 60 км/ч, по грунтовке - до 40 км/ч, по пересеченной местности - 15 км/ч. При использовании водометных двигателей машины преодолеют водную преграду со скоростью 8 км/ч. Моторесурс транспортных средств составляет 15 тысяч километров.

Спецзаряды

«Точка-У» - баллистическая ракета. Характеристики ее хоть и скромнее, чем у стратегических монстров, но вполне достаточны, чтобы считать ее возможным носителем спецзарядов. Под этим термином военные понимают средства массового поражения, ядерные и химические. Чтобы нанести ими удар по противнику, нужна соответствующая головная часть, которую называют также боевым зарядным отделением. Тактическая ракета «Точка-У» может комплектоваться ядерными зарядами в зависимости от требуемой мощности взрыва. Так, головная часть 9Н39 имеет до ста килотонн, а 9Н64 - до двухсот.

При применении ядерных спецзарядов, которыми может оснащаться ракета «Точка-У», радиус поражения (сплошного), измеряемый от эпицентра, будет составлять свыше полутора километров.

Для ведения тактических химических военных действий предусмотрены боеголовки 9Н123Г и 9Н123Г2-1, содержащие по 65 подэлементов ОВ в количестве 60,5 и 50,5 кг соответственно («Зоман»).

Обычные боеприпасы

Номенклатура бризантных боеприпасов представлена шире. Боеголовка осколочно-фугасного действия 9Н123Ф обеспечивает подрыв 162 кг тротила, разметающего почти пятнадцать тысяч осколков. Для наибольшего эффекта важен финальный маневр, который совершает ракета «Точка-У». Площадь поражения до трех гектаров обеспечивается подрывом заряда на высоте 20 метров после доворота с баллистической траектории в режим практически отвесного падения. Ось конуса разброска осколков смещена для расширения сектора обстрела.

Кассетная головная часть 9Н123К содержит полсотни элементов (каждый по весу около восьми килограммов), начиненных поражающими элементами общим числом, близким к 16 тысячам. Каждая из кассет представляет аналог обычной противопехотной гранаты, только большего размера. Боеприпас уничтожает неприкрытые защитой объекты на площади до семи гектаров.

Возможно также применение ракеты «Точка-У» для разбрасывания агитационной литературы.

Тактико-технические подробности

Если цель загоризонтная, то параметры будут несколько другими. Наибольшая высота (апогей) значительно уменьшится. За 2 минуты 16 секунд реактивный снаряд преодолеет 120 км - такова максимальная дальность ракеты «Точка-У».

Для проведения удачных стрельб важна и оперативность развертывания Хорошо обученный экипаж пусковой установки, состоящий из четырех человек, способен перевести комплекс из транспортного в боевое состояние за 16 минут, таков норматив. Если о необходимости пуска известно заранее, то всего через две минуты после отдачи команды на пуск он будет произведен. Боеголовка массой почти в полтонны полетит к цели. Скорость ракеты «Точка-У» достигает одного километра в секунду,

Каждый вид вооружений предназначен для решения определенного круга задач, который, в зависимости от специфических условий, может быть более или менее широким. Оружие - это своеобразный инструмент, в некоторых случаях он должен быть очень мощным и грубым, а в других ситуациях лучше применять что-то более тонкое и деликатное. Тактические баллистические боеприпасы, несмотря на высокую точность наведения на цель, не могут обеспечить четкой избирательности поражения, поэтому в густонаселенных районах их, как правило, не используют.

Практическое тактическое применение

Ракета «Точка-У», радиус поражения целей которой не превышает 120 километров, прекрасно подходит для уничтожения лагерей и баз террористов, расположенных в горах или пустыне. Во время первой кампании в Чечне ее применяли по назначению, о чем написал в своих дневниках-воспоминаниях генерал Г. Н. Трошев (книга называлась «Чеченский излом»). Особенности тактики использования этого боеприпаса предполагают наличие у командования достоверных сведений и точных координат цели. Такую информацию в наше время может предоставить космическая разведка (в случае подходящей погоды над театром военных действий и отсутствия затеняющих зону обстрела облаков). Не исключено и использование иных источников, если они получены от квалифицированной агентуры, имеющей опыт работы с топографическими картами.

Март 2000 года, окрестности села Комсомольское... Известно, что в этом районе находится лагерь боевиков. Объект хорошо укреплен, уровень фортификации такой, что при попытке штурма неизбежны большие потери личного состава. Рядом населенный пункт, разрушать который, разумеется, нельзя. Взрыв ракеты «Точка-У» накрыл оборонительный район, и мощное бандформирование прекратило существование, так и не вступив в бой, к которому так тщательно готовилось. Аналогичные задачи тактические ракетчики решали и на других участках фронта, минимизируя потери и добиваясь впечатляющих успехов, важной составляющей частью которых была отличная выучка расчетов.

Такую же высокую квалификацию показали экипажи российских дивизионов во время событий 2008 года в Южной Осетии. Неплохо справляются с подобными задачами сирийские военнослужащие, подавляя антиправительственный мятеж. Их целями обычно становятся базы террористов в пустынной местности.

Такой меткостью не может похвастаться Украина. Ракеты «Точка-У», доставшиеся этой стране по наследству от СССР, возможно, уже исчерпали свой срок хранения (он составляет десять лет). В 2000 году, во время учений на Гончаровском полигоне, был осуществлен пуск, в результате которого погибли трое и получили ранения пятеро жителей Броваров (Киевская обл.). Боеголовка применена была учебная, без заряда, иначе жертв могло бы быть очень много.

Обслуживание комплекса

Аппаратура управления комплексом «Точка» достаточно сложна. Получение необходимой квалификации занимает несколько месяцев, и при этом даже в случае самых благоприятных обстоятельств (не исчерпанный срок хранения, умелый расчет и отсутствие активного противодействия со стороны противника) полной гарантии попадания с первого пуска нет. Ракета «Точка-У» сверхточным оружием не является. Эксперты утверждают, что наилучшего результата можно добиться при выпуске четырех снарядов, один из которых с высокой степенью вероятности в конце баллистической траектории окажется в радиусе, измеряемом десятками метров от мишени. Следует также учитывать и то, что стандарты за время, прошедшее с момента разработки этого комплекса, изменились. Применение «Точки» для борьбы с отрядами повстанцев-ополченцев, действующих вблизи населенных пунктов, не только бессмысленно, но и преступно, особенно с учетом низкой квалификации ракетных расчетов.


ТАКТИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 9К79-1 «ТОЧКА-У»
TACTICAL MISSILE COMPLEX 9K79-1 «TOCHKA-U»

На полигоне Постоялые дворы в Курской области военнослужащие подразделений радиационно-химической и биологической (РХБ) защиты Западного военного округа отработали задачи по прикрытию стартовых позиций пусковых установок «Точка-У» от средств воздушной разведки и дальнобойных орудий условного противника.
Специалисты РХБ защиты провели постановку аэрозольных завес и скрыли электромагнитное излучение. Для маскировки позиций применялась термодымовая аппаратура (ТДА-3), позволяющая создать сплошную аэрозольную завесу длиной более одного километра и поддерживать режим защиты от средств разведки от 4 до 8 часов.
Под прикрытием дымовой завесы расчеты тактического ракетного комплекса «Точка-У» отработали практические задачи по смене стартовой позиции после проведения электронных пусков ракет.
Всего в ходе полевого выхода приняли участие более 500 военнослужащих и было задействовано около 100 единиц военной и специальной техники.
Пресс-служба Западного военного округа

Середина 60-х годов ознаменовалась настоящим бумом в ракетостроении, причем зачастую ракеты внедряли даже в те области, которые традиционно были заняты обычной ствольной артиллерией. Особенно отличился на этом поприще Никита Сергеевич Хрущев. Впрочем, были в таком новаторстве и свои светлые стороны. К примеру, именно в этот период СССР заложил прочную научную базу под разработку огромного количества ракетных комплексов.

К таковым относится и «Точка-У»: установка эта значительно превосходила все свои зарубежные аналоги (а на первых порах таковых не было вовсе). Об истории создания данного оружия мы сегодня и расскажем.

Предпосылки создания

Приблизительно в середине 60-х годов Министерство Обороны инициировало начало работ по проекту совершенно новой баллистической системы ограниченного радиуса действия. Впервые в истории отечественного оружейного комплекса ставка была сделана не на мощность боевой части, а на точность ракеты. Все предыдущие абсолютно ясно свидетельствовали, что именно такой подход должен стать превалирующим в новом, изменившемся мире. В частности, можно было наносить болезненные удары по вражеской территории, не разнося все окрестности в клочья.

Разработкой поручили заниматься МКБ «Факел». Работа велась не на пустом месте: за основу взяли ракеты от комплекса М-11 «Шторм», который изначально устанавливался исключительно на кораблях. Первым результатом стал комплекс «Ястреб». Предполагалось, что в нем будет использоваться радиоэлектронная система наведения. Проще говоря, в этом случае пришлось бы «вести» ракету с земли, постоянно корректируя точность ее полета.

Уже в 1965 году «Ястреб» превратился в проект «Точка». Ракетная часть была оставлена прежней, но инженеры полностью переработали систему наведения. Так, они полностью отказались от радиоэлектронной схемы, предложив использовать сравнительно простой инерционный вариант. Он был неплохо апробирован и испытан на ряде предыдущих советских ракетных комплексов. Но это — еще не «Точка-У». Установка прошла довольно сложный путь развития, так как перед разработчиками постоянно возникали все новые технические препятствия.

Дальнейшая работа

Все проекты «Факела» так и не прошли дальше чертежей и эскизов. Приблизительно в 1966 году все наработки были переданы в Коломенское КБ, причем проект сразу стал курировать С. П. Непобедимый. Впрочем, коломенские инженеры полностью согласились с точкой зрения своих коллег из «Факела»: действительно, оптимальной будет инерционная система наведения. Справедливости ради стоит заметить, что в дальнейшем проект был полностью переработан. Фактически от него осталось только название - «Точка-У». Установка была в значительной степени усовершенствована, ее конструкцию удешевили.

В общем и целом, активная стадия работ стартовала только в 1968 году. На сей раз проект поддерживало около 120 самых различных научных и технических предприятий, которыми и была создана «Точка-У». Такой подход диктовался тем, что в кратчайшие сроки требовалось создать не только саму ракету, но и механическое шасси, а также установку для запуска и огромное количество электронной «начинки». Огромный вклад внесли волгоградские «Баррикады», с нуля создавшие пусковую установку, а также автомобильный завод Брянска, на мощностях которого были разработаны и созданы все элементы нового шасси.

Работа над пусковой установкой

Вообще, первоначально рассматривалось сразу два варианта пусковой установки, с которой бы стартовала баллистическая ракета «Точка-У». Первый из них создали инженеры из Коломны, но он использовался исключительно на полигонных испытаниях. В частности, именно эта пусковая установка была продемонстрирована при испытаниях 1971 года, прошедших в Капустином Яру. Практически сразу главную роль стала играть конструкция, которую разработал завод «Баррикады».

Основные характеристики ракетной части

В 1973 году на Воткинском заводе в Удмуртии началась сборка ракет. Тогда же стартовали первые этапы государственных испытаний, по результатам которых и была принята на вооружение «Точка-У». Установка в войсках более известна под индексом 9К79.

Основа всего комплекса — одноступенчатая ракета на твердом топливе 9М79. Общая длина боеприпаса составляла 6,4 метра, диаметр был равен 650 мм. Для корректировки курса использовались решетчатые рули с размахом в 1350-1400 мм. Стартует ракета с боевой массой порядка двух тонн, из которых не менее полутора тонн приходилось непосредственно на ракетную часть. Остальные 482 килограмма разделяли меж собой и электронная система управления.

Много сложностей вызвал правильный рецепт твердого который отвечал за разгон ракеты и подведение ее к цели. В конечном итоге остановились на составе, в которых входил каучук, алюминиевая пудра, а также немалая часть перхлората аммония. Запас топлива выгорал приблизительно за 18-28 секунд. Ракета получала инерционный импульс, которого хватало для полета продолжительностью в 235 секунд. Из-за этого ракетный комплекс «Точка-У» получился сравнительно дешевым, так как в конструкции использовалось минимальное количество топлива и взрывчатого вещества.

Характеристика системы наведения

В составе комплекса находится большое количество электронной и механической аппаратуры, ответственной за наведение на цель: командно-гироскопический прибор, аналоговый вычислитель курса, много датчиков скоростей и т. д. Основой системы был командно-гироскопический прибор марки 9Б64. Он отвечал за стабилизацию платформы во время полета. Вообще, ракетный комплекс «Точка-У» обеспечивал попадание снаряда в цель на расстоянии в 50 километров и с рассеиванием не более 30-40 метров уже на испытаниях, что по тем временам граничило с фантастикой.

Со всех приборов данные оперативно передавались на вычислитель 9Б65, который отвечал за автоматическую прокладку полетного курса. Делалось это довольно просто: прибор сравнивал полученную информацию с эталонными показателями, которые были в него заложены при запуске, и, в случае необходимости, корректировал полет. Как мы уже упоминали, делалось это при помощи решетчатых рулей, располагавшихся на конце снаряда. Если в момент коррекции запас топлива еще не выгорел, применялись также газодинамические рули, использовавшие энергию выделяемых горящим составом газов.

Этим ракетный комплекс «Точка-У» также значительно отличался от немногочисленных своих зарубежных аналогов, в которых система управления и коррекции курса была во много раз более сложной.

Прочие технические решения

Так как боевая и двигательные части комплекса были неразрывно связаны на протяжении всего полета, инженеры сконцентрировались на разработке системы коррекции, которая бы начинала работать непосредственно при подлете к цели. На этом этапе чувствительный гироскоп должен был удерживать снаряд под углом в 80° к линии горизонта. Вообще баллистическая ракета «Точка-У», несмотря на свою сравнительную простоту и дешевизну, показывает великолепные результаты по точности.

Ввод данных о месторасположении цели проводился еще до подъема ракеты в вертикальное положение на пусковой установке. Контрольная аппаратура и преобразователь «Аргон» автоматически рассчитывали и формировали полетное задание, после чего оно передавалось ракете.

Очень интересным был способ проверки системы гироскопической стабилизации, который использовала баллистическая ракета «Точка-У». В частности, в ее конструкции имелась особая многогранная призма, соединенная с оптической системой распознавания курса. В корпусе ракеты было небольшое окошко, свет из которого падал на этот многогранник и отражался точно на аппаратуре проверки.

Работы над созданием самоходного шасси

На первой стадии инженеры считали, что шасси будет сделано на базе какой-нибудь машины, разработанной на Харьковском заводе. Однако после сравнения характеристик всех предложенных образцов предпочтение было отдано экземпляру, созданному на На основе этого плавающего шасси была создана машина 9П129. Как ни странно, но по документам работа по проекту «комплекс "Точка-У"» курировалась волгоградским заводом «Баррикады». Серийно же пусковые установки и многие другие важные элементы шасси вообще производил Петропавловский завод.

Технические характеристики шасси

Машина оснащалась дизельным движком, развивавшим мощность до 300 Мощный двигатель позволял полностью готовой к запуску установке ехать по шоссе со скоростью до 60 км/ч. Бездорожье ограничивало темп движения до 10-15 км/ч. В случае возникновения необходимости комплекс "Точка-У" своим ходом мог преодолевать водные преграды, развивая при этом скорость до 10 км/ч. Так как общая масса шасси не превышала 18 тонн, его можно было перевозить при помощи практически всех военно-транспортных самолетов.

Отсек для ракеты был довольно-таки оригинально выполнен. Так, в передней его части был смонтирован массивный теплоизоляционный кожух, который надежно защищал боевую часть снаряда от воздействия излишне высоких или слишком низких температур. Чем еще примечательна «Точка-У»? Характеристики предпусковой подготовительной работы ярко выделяют ее на фоне всех прочих ракетных комплексов благодаря простоте и высокой скорости выполнения всех операций.

Подготовка к боевому применению, предпусковые работы

Норматив на подготовку к запуску с хода предполагал полную боеготовность в течение 20 минут максимум. При этом львиная доля времени уходила на то, чтобы обеспечить максимальную устойчивость самого шасси. Все остальные процедуры выполнялись обученным расчетом во много раз быстрее. Таким образом, только установка «Точка-У» (фото имеется в статье) представляет собой реальную сложность.

На передачу команд в систему управления уходила буквально пара секунд, подъем пусковой установки в вертикальное положение отнимал ровно 15 секунд, после чего сразу можно было производить запуск. Возвышение пусковых стапелей могло достигать 78°. Таким образом, комплекс "Точка-У" является грозным оружием, на развертывание которого при благоприятных условиях затрачивается менее двух минут.

В горизонтальной плоскости механика наведения позволяла отворачивать пусковую установку на 15° вправо и влево относительно центральной оси самоходного шасси. При стрельбе на максимальную дальность в 70 километров ракета пролетала это расстояние всего за пару минут. За это время пусковая установка «Точка-У» должна была быть переведена в походное положение и начать отход с «засвеченной» позиции. Перезарядка комплекса отнимала порядка 19-20 минут.

Транспортно-заряжающая машина

Что еще входит в состав комплекса «Точка-У»? Характеристики ее ракеты, если вы еще не забыли, предполагают вес снаряда в две тонны. Так что невозможно обойтись без транспортно-заряжающей машины, которая была создана на основе шасси БАЗ-5922. В ее кузове имеется место для двух ракет, боевые части которых закрыты теплоизолирующим кожухом. Установка снарядов на направляющие производится при помощи грузового крана, который входит в конструкцию 9Т128.

В принципе, ракеты могут сравнительно долгое время храниться в транспортно-заряжающей машине, но куда лучше использовать для этой цели специально разработанные металлические контейнеры. С чем это связано? Если установка «Точка-У» (фото которой неоднократно встречается в статье) хранилась в неподобающих условиях, ракета может полететь куда угодно, но только не в цель.

Чтобы установки перевозить на большие расстояния, применяют специальные машины 9Т222 или 9Т238, которые представляют собой практически стандартные тягачи. На одной такой машине можно перевозить два контейнера/ракеты или же четыре боевые части. Как бы ни была хороша «Точка-У», характеристики ее со временем начали все более заметно ухудшаться. Конечно же, были начаты работы по модернизации техники.

Модификации и модернизации

Результатом работ стало принятие на вооружение в 1983 году комплекса «Точка-Р». В принципе, от старой системы он отличается только лишь новым способом наведения ракеты на цель. Точнее говоря, конструкторы снова вернулись к идее радиолокационной системы наведения. Новый комплекс может автоматически захватывать цель на расстоянии в 15 километров, после чего в ход пускаются стандартные механизмы управления, унаследованные от старой «Точки». Впрочем, новая установка вполне может использовать весь ассортимент ракет, которые были выпущены в прошлые годы.

Начиная с 1984 года, стартовал новый виток работ, так как даже характеристика установки «Точка-У» нового поколения не слишком-то удовлетворила военных. Испытания состоялись уже в 1986 году. Через три года обновленный комплекс был принят на вооружение и началось его серийное производство. Как и в прошлом случае, основные изменения коснулись непосредственно ракетной части. В результате масса «Точки» выросла примерно на 250 килограммов.

Но не только этим характеризуется новая установка «Точка-У». Радиус поражения также был увеличен. Новая ракета получила твердотопливный движок массой в одну тонну. Дальность полета после этого выросла сразу до 120 километров, что позволило создать также ядерные варианты снарядов.

Новые варианты баллистических ракет

Перед модернизацией комплексы получили боевые части новых типов. В общем и целом, на сегодняшний день имеются следующие виды снарядов для «Точек»:

    9M79 . Эта модель ракеты — самая первая, она появилась вместе с самой установкой.

    9M79M . Первый вариант модернизации. В этом случае серьезно изменили саму технологию производства. Помимо этого, была обеспечена полная совместимость с новой системой автоматического наведения на цель. Модернизированная ракета имеет индекс 9М79Р.

    9M79-1 . Снаряд с таким названием характеризуется значительно увеличенной дальностью полета.

    9М79-ГВМ . Это тренировочный макет боевой ракеты, который используется при обучении По внешнему виду они практически идеально воспроизводят своих боевых «прародителей».

Виды боевых частей

Не меньшим разнообразием отличаются и непосредственно боевые части самих ракет. Здесь мы приведем самые распространенные.

  • 9H123 . Осколочно-фугасный тип снаряда. Разработка была закончена в конце 60-х годов. В его конструкции имеется почти 163 килограмма взрывчатого вещества и 14,5 тыс. полуготовых осколков. Они могут накрыть площадь до трех гектаров. Здесь следует заметить, что при проектировании было произведено огромное количество расчетов, по результатам которых тротиловая масса располагается под углом к центральной оси ракеты, чем обеспечивает максимально равномерное распределение осколочной массы по площади.

Именно за этот снаряд нелюбима в среде пехоты «Точка-У». Поражение живой силы при его использовании приближается к 100 %. Спрятаться от тяжелых поражающих элементов можно только в очень хорошем укрытии.


Вот чем характеризуется ракетный комплекс «Точка-У». Фото, которые в должном количестве представлены в статье, позволят вам самим создать о нем свое представление.

Постановлением Совета министров СССР от 4 марта 1968 года требовалось создать новый тактический ракетный комплекс для поражения точечных целей в глубине вражеской обороны. Требуемая точность попадания в цель отразилась на названии темы: «Точка». Головным исполнителем проекта сделали Коломенское конструкторское бюро машиностроения, а главным конструктором проекта назначили С.П. Непобедимого. Также определили другие предприятия, занятые в проекте: Брянский автозавод должен был сделать шасси для машин комплекса, ЦНИИ Автоматики и гидравлики – системы управления ракеты, а волгоградское ПО «Баррикады» отвечало за пусковую установку. Серийное производство самих ракет планировалось развернуть в Воткинске.


Заводские испытания первой версии «Точки» начались в 1971 году, а еще через два года развернули серийное производство. Но по ряду причин «Точка» была принята на вооружение только в 1976-м. Дальность пуска ракеты составила 70 километров, а отклонение от цели – не более 250 метров. Сразу после выхода «Точки» на испытания в ЦНИИ АГ начали работу над новой электроникой для модификации ракеты под названием «Точка-Р». Эта ракета должна была иметь пассивную радиолокационную головку самонаведения, однако в итоге было решено отдать противорадиолокационную нишу более легким ракетам. С 1989 года в войска пошел обновленный комплекс «Точка-У», в состав которого вошли новые ракеты 9М79М и 9М79-1. Кроме того, заменили новой и часть наземной аппаратуры.

В результате замены ракеты максимальная дальность поражения цели выросла до 120 км, а минимальная так и осталась на уровне 15-ти. Также значительно улучшилась точность – отклонение теперь не превышает ста метров, хотя в основном имеет куда меньшие значения. Так, на международной выставке IDEX-93 пять ракет «Точки-У» не промахивались более чем на 50 метров. Минимальная же ошибка была в пределах 5-7 метров. Такая высокая точность была достигнута применением новой аппаратуры наведения, имеющейся в самих ракетах 9М79М и 9М79-1. В отличие от предыдущих тактических ракет система наведения «Точки» всех модификаций обеспечивает корректирование курса на всем протяжении полета, вплоть до попадания в цель. Инерциальная автоматика управления ракеты состоит из командно-гироскопического прибора, дискретного аналогового вычислителя, автоматики гидропривода и набора датчиков. В первые несколько секунд полета, до достижения определенной скорости, управление ракетой осуществляется при помощи газовых рулей, а далее на всем протяжении полета корректировка курса производится при помощи аэродинамических рулей решечатой конструкции. Двигатель 9М79 работает на твердом топливе и имеет всего один режим. Цилиндрический блок топлива с продольными проточками запускается при помощи воспламенителя (брикеты специального состава и дымного пороха). Горение топливной смеси идет до встречи ракеты с целью – «Точка» является первым советским тактическим комплексом, где перед последним этапом полета не происходит отключение двигателя.

В оперение ракеты кроме четырех решечатых рулей входят четыре трапециевидных крыла. В походном положении все выступающие детали складываются, поворачиваясь относительно корпуса ракеты. Для ракет 9М79М и 9М79-1 разработано несколько типов боевой части различного назначения:
- 9Н39 – ядерная боевая часть с зарядом АА-60 мощностью 10-100 килотонн в тротиловом эквиваленте;
- 9Н64 – ядерная БЧ с зарядом АА-86. Мощность до 100 кт.
- 9Н123Ф – осколочно-фугасная боевая часть с 162,5 кг взрывчатого вещества и 14500 готовыми осколками. При взрыве на высоте 20 метров осколками поражаются объекты на площади до 3 га;
- 9Н123К – кассетная боевая часть. Содержит 50 осколочных элементов с 1,5 кг взрывчатого вещества и 316 осколками в каждом. На высоте в 2250 метров над поверхностью автоматика производит раскрытие кассеты, вследствие чего осколками засеивается до семи гектаров;
- 9Н123Г и 9Н123Г2-1 – боевые части, снаряжаемые 65 элементами с отравляющими веществами. Всего в БЧ умещается 60 и 50 кг веществ соответственно. Имеется информация о разработке этих головных частей, но о производстве или применений данных нет. Скорее всего, их не стали доводить и запускать в серию.

Также иногда утверждается, что существуют агитационные и противорадиолокационные головные части, но официальных данных по ним нет. Головная часть крепится к ракете при помощи шести болтов. В буквенно-цифровой индекс ракеты добавляется буква, соответствующая типу боевого блока – 9М79-1Ф для осколочно-фугасного, 9М79-1К для кассетного и т.д. В собранном виде ракета с неядерной боевой частью может храниться до 10 лет. По расчетам, для поражения батареи РСЗО или тактических ракет требуется затратить 2 ракеты с кассетной БЧ или четыре с фугасной. На поражение артиллерийской батареи требуется вдвое меньший расход боеприпасов. Для засеивания осколками и уничтожения живой силы и легкой техники на площади до 100 га должно уходить четыре кассетные или восемь фугасных ракет.

Пуск ракеты производится с машины 9П129М-1, выполненной на шасси БАЗ-5921. Аппаратура пусковой установки позволяет самостоятельно проводить все необходимые приготовления к пуску и расчеты, связанные с прицеливанием и полетным заданием ракеты. Старт может производиться практически с любой площадки достаточных размеров, а на приготовления к нему требуется около 16 минут в случае стрельбы с марша или 2 минуты из состояния готовности №1. Единственные требование к размещению пусковой установки касаются состояния поверхности площадки и размещения машины – цель должна находится в секторе ±15° от ее продольной оси. На свёртывание установки и покидание места пуска требуется не более полутора-двух минут. Интересен тот факт, что ракета (в походном положении размещается в грузовом отделении пусковой машины на подъемной направляющей) переводится на пусковой угол возвышения 78° только за 15 секунд до запуска. Это помогает затруднить работу разведке противника. Экипаж пусковой машины – четыре человека: начальник расчета, механик-водитель, старший оператор (он же замначальника расчета) и оператор.

Ракеты размещаются на пусковой установке при помощи транспортно-заряжающей машины 9Т218-1 (сделана на шасси БАЗ-5922). В ее герметизированном грузовом отделении может разместиться две ракеты с пристыкованными головными частями. Для погрузки ракет в пусковую машину на транспортно-заряжающей имеется кран и ряд сопутствующего оборудования. Погрузочные работы можно производить на любой, в том числе и неподготовленной площадке, на которой могут бок о бок стать пусковая и заряжающая машина. На перегрузку одной ракеты уходит около двадцати минут.

Также в состав комплекса входит транспортная машина 9Т238, отличающаяся от транспортно-заряжающей только отсутствием погрузочной аппаратуры. 9Т238 может одновременно перевозить до двух ракет или четырех головных частей в транспортных контейнерах.

За двадцать с лишним лет своей службы «Точке-У» довелось участвовать в боевых действиях всего несколько раз. Генерал Г. Трошев в своей книге «Чеченский излом» писал, что благодаря использованию этого ракетного комплекса удалось предотвратить уход террористов из села Комсомольское. Боевики пытались пройти между позициями армии и бойцов МВД, но ракетчики точным залпом накрыли их. При этом федеральные силы, несмотря на небольшие расстояния, потерь от удара «Точки» не понесли. Также в прессе были сведения о применении «Точек» по складам и лагерям террористов. Во время войны в Южной Осетии в августе 2008 года появлялась информация о применении российской стороной «Точек-У».

Несмотря на свой уже солидный возраст, тактический ракетный комплекс «Точка-У» пока не планируется снимать с вооружения. Существует версия, что случится это не раньше того времени, когда в российской армии будет достаточное количество оперативно-тактических «Искандеров».