Принципы оон по отношению к глобальному терроризму. Стратегия Организация Объединённых Наций в отношении международного терроризма

Организация объединенных наций — является самой крупной — универсальной по кругу рассматриваемых проблем и всемирной по территориальному охвату.

Название было предложено во время Второй мировой войны президентом США Франклином Д. Рузвельтом. Созданная 50 странами 24 октября 1945 г., ООН к 2005 г. объединила 191 страну .

В соответствии с Уставом ООН ее основными целями являются:

  • поддержание международного мира и безопасности;
  • развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;
  • осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и соблюдение прав человека;
  • согласование действий наций в достижении общих целей.

Основные принципы деятельности ООН: суверенное равенство всех членов, добросовестность выполнения принятых обязательств, мирное разрешение международных споров, воздержание от угрозы силой. Устав ООН не дает права на вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию отдельного государства.

Система ООН имеет сложную организационную структуру:

  1. Главные органы ООН (собственно ООН).
  2. Программы и органы ООН.
  3. Специализированные учреждения и другие самостоятельные организации в рамках системы ООН.
  4. Другие организации, комитеты и родственные органы.
  5. Организации, не входящие в систему ООН, но связанные с ней соглашениями о сотрудничестве.

Органы ОНН

Уставом учреждены шесть главных органов Организации Объединенных Наций : Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд, Секретариат.

Генеральная Ассамблея (ГА) является главным совещательным органом ООН. Она состоит из представителей всех стран-членов , имеющих по одному голосу. Решения по вопросам мира и безопасности, приему новых членов, проблемам бюджета принимаются двумя третями голосов. Для других вопросов достаточно простого большинства голосов. Сессии Генеральной ассамблеи проходят ежегодно обычно в сентябре. Каждый раз избираются новый председатель, 21 заместитель председателя, председатели шести главных комитетов Ассамблеи. Первый комитет занимается вопросами разоружения и международной безопасности, второй — экономикой и финансами, третий — социальными и гуманитарными проблемами, четвертый — специальными политическими вопросами и деколонизацией, пятый — административными и бюджетными вопросами, шестой — правовыми вопросами. Пост председателя Ассамблеи по очереди занимают представители африканских, азиатских, восточноевропейских, латиноамериканских (включая Карибский бассейн), западноевропейских государств. Решения ГА не имеют обязательной юридической силы. Они выражают мировое общественное мнение по той или иной проблеме.

Совет Безопасности (Совбез) отвечает за поддержание международного мира . Он осуществляет расследование и рекомендует методы урегулирования споров, в том числе призывает членов ООН к применению экономических санкций для предупреждения агрессии; предпринимает военные действия против агрессора; планирует регулирование вооружений; рекомендует принятие новых членов; осуществляет опеку в стратегических районах. Совет состоит из пяти постоянных членов — Китай, Франция, Российская Федерация (преемница СССР), Великобритания и Соединенные Штаты Америки — и десяти членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок. Решение по процедурным вопросам считается принятым, если за него проголосовало хотя бы 9 из 15 голосов (две трети). При голосовании по вопросам существа необходимо, чтобы из 9 голосов «за» проголосовали все пять постоянных членов Совбеза — правило «единогласия великих держав».

Если постоянный член не согласен с решением, то он может наложить вето (запрет). Если постоянный член не хочет блокировать решение, то она может воздержаться от голосования.

Экономический и Социальный Совет координирует Соответствующие вопросы и специализированные учреждения и институты, известные как «семья» учреждений ООН. Эти органы связаны с ООН специальными соглашениями, представляют доклады Экономическому и Социальному Совету и (или) Генеральной Ассамблее.

Вспомогательный механизм ЭКОСОСа включает:

  • девять функциональных комиссий (Комиссия социального развития и др.);
  • пять региональных комиссий (Экономическая комиссия для Африки и др.);
  • четыре постоянных комитета: Комитет по программе и координации, Комиссия по населенным пунктам, Комитет по неправительственным организациям, Комитет по переговорам с межправительственными организациями;
  • ряд экспертных органов;
  • исполнительные комитеты и советы различных органов ООН: Программа развития ООН, Мировая продовольственная программа и др.

Совет по опеке осуществляет наблюдение за подопечными территориями и содействует развитию их самоуправления. Совет состоит из пяти постоянных членов Совбеза. В 1994 г. Совбез прекратил действие Соглашения об опеке, поскольку все 11 первоначально подопечных территорий приобрели политическую независимость или присоединились к соседним государствам.

Международный суд , расположенный в Гааге (Нидерланды), разрешает юридические споры между государствами, являющимися участниками его Статута, в число которых автоматически входят все члены ООН. Частные лица не могут обращаться в Международный суд. Согласно Статуту (положению о правах и обязанностях), Суд использует международные конвенции; международный обычай как доказательство всеобщей практики; общие принципы права, признанные нациями; судебные решения наиболее квалифицированных специалистов разных стран. Суд состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Совбезом, голосующих независимо. Они избираются на основе квалификации, а не на основе гражданства. В составе Суда не может быть двух граждан из одной и той же страны.

Секретариат ООН имеет наиболее разнообразные функции. Это постоянно действующий орган, осуществляющий весь документооборот, в том числе переводы с одного языка на другой, организации международных конференций, общение с прессой и др. Персонал Секретариата насчитывает около 9000 человек из разных стран мира. Генеральный секретарь ООН — главное административное должностное лицо — назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на пять лет и может быть переизбран на новый срок. Кофи Аннан (Гана) вступил в должность 1 января 1997 г. С 1 января 2007 г. вступил в должность новый Генеральный секретарь — Пан Ги-Мун (бывший глава МИД Южной Кореи). Он высказался в пользу реформирования ООН ради будущего этой организации. Авторитет Генерального секретаря весьма существенен для осуществления превентивной дипломатии в целях предотвращения возникновения международных конфликтов. Весь персонал Секретариата имеет статус международных гражданских служащих и дает присягу, обязуясь не исполнять указаний, исходящих от любых государств или организаций, кроме ООН.

Бюджет ООН

Регулярный бюджет ООН, исключая специализированные учреждения и программы ООН, утверждается ГА на двухлетний период. Основным источником средств являются взносы государств-членов , которые рассчитываются исходя из платежеспособности страны , в частности по таким критериям, как доля в и на страны. Шкала оценок взносов, установленная Ассамблеей, может меняться от 25% бюджета до 0,001% . Долевые взносы по бюджету составляют: США — 25%, Япония — 18%, Германия — 9,6%, Франция — 6,5%, Италия — 5,4%, Великобритания — 5,1%, РФ — 2,9%, Испания — 2,6%, Украина — 1,7%, Китай — 0,9%. Государства, не являющиеся членами ООН, но участвующие в ряде ее мероприятий, могут участвовать в расходах ООН в таком соотношении: Швейцария — 1,2%, Ватикан — 0,001%. Доходная часть бюджета в среднем колеблется около 2,5 млрд. долл. США. Из 13 расходных статей более 50% расходов приходится на Проведение общей политики, руководство и координацию; службу общей поддержки и обеспечения; региональное сотрудничество в целях развития .

Программы ООН

Однако «семья» ООН или система учреждений ООН шире. Она охватывает 15 учреждений и несколько программ и органов . Это Программа развития ООН (ПРООН), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), а также такая специализированная организация, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Эти органы связаны с ООН специальными соглашениями, представляют доклады Экономическому и Социальному Совету и (или) Генеральной Ассамблее. Они имеют собственные бюджеты и руководящие органы.

ЮНКТАД

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Она была учреждена в 1964 г. в качестве главного органа ГА по данным проблемам прежде всего для ускорения торгового и экономического становления , которые, обретя политическую независимость, имеют значительные проблемы в самоутверждении на мировых рынках. ЮНКТАД включает 188 государств-членов . РФ и другие страны являются членами этой организации. Ежегодный оперативный бюджет, финансируемый из регулярного бюджета ООН, составляет около 50 млн. долл. Штаб-квартира расположена в Женеве (Швейцария).

Организационная структура ЮНКТАД

Конференция ЮНКТАД — высший руководящий орган. Сессии конференции проводятся раз в четыре года на уровне министров для определения главных направлений работы.

Совет по торговле и развитию — исполнительный орган, обеспечивающий непрерывность работы в период между сессиями. Рабочие группы по среднесрочному планированию и финансированию программ. Объединенная консультативная группа по вопросам деятельности Международного торгового центра ЮНКТАД — ВТО.

Постоянные комитеты и временные рабочие группы . Было создано четыре постоянных комитета: по сырьевым товарам; по снижению уровня нищеты; по экономическому сотрудничеству между развитыми странами; по развитию , а также специальный комитет по преференциям и межправительственная группа экспертов по ограничительной деловой практике.

Секретариат является частью Секретариата ООН. В его состав входят службы координации политики и внешних сношений, девять отделов (сырьевые товары, развитие услуг и эффективность торговли, экономическое сотрудничество между развивающимися странами и специальные программы, глобальная взаимозависимость, и , наука и техника, наименее развитые страны, услуги в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ) и объединенные подразделения, работающие с региональными комиссиями. Секретариат обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС — Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

Под эгидой ЮНКТАД заключен ряд международных товарных соглашений, созданы исследовательские группы по сырьевым товарам с участием стран-производителей и стран-потребителей, учрежден Общий фонд для сырьевых товаров, подписаны десятки конвенций и соглашений.

С 14 по 18 июля 2004 г. в Сан-Пауло (Бразилия) проходила ХI сессия Конференции ЮНКТАД — «Повышение согласованности между национальными стратегиями и глобальными экономическими процессами в целях , в частности, развивающихся стран». показали свое стремление к полноценному участию в международной торговле, опоре на собственные силы, в том числе за счет расширения торговли по линии Юг — Юг. Консолидация по вопросу о сельскохозяйственных субсидиях, используемых развитыми странами, позволила «Группе 77» высказать их совместную позицию на 6-й Конференции ВТО. В ЮНКТАД используется групповой принцип работы: государства-члены разделены на группы по социально-экономическому и географическому принципу. Развивающиеся страны объединены в «Группу 77». В итоге ХI сессии был принят документ — «Консенсус Сан-Пауло», направленный на содействие адаптации национальных стратегий развития к условиям глобализации и укрепления потенциала развивающихся стран. Было объявлено о начале 3-го раунда торговых переговоров под эгидой ЮНКТАД в рамках Глобальной системы торговых преференций (ГСТП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно-развитыми странами (ПРС) в торговле с развивающимися странами на невзаимной основе, т. е. без требования встречных торгово-политических уступок. На практике многие промышленно-развитые страны добились разнообразных изъятий (исключений) из своих схем преференций. Тем не менее Глобальная система торговых преференций содействует расширению экспорта обработанной продукции из экономически слабых государств.

Самостоятельные учреждения ООН

К самостоятельным специализированным учреждениям, функционирующим в рамках системы ООН, относят Международную организацию труда (МОТ), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН (ФАО), (МВФ), Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), Организацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.

Нарастание разрыва между бедными и богатыми странами , усиление опасности глобальных конфликтов (теракты 11 сентября 2001 г. в США) стимулируют поиск решения проблем регулирования и финансирования развития во всем мире. В этом контексте под эгидой ООН в 2002 г. прошли два форума : Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ЮАР) — с 26 августа по 4 сентября и Международная конференция по финансированию развития в Монтеррее (Мексика) — c 18 по 22 марта. В итоге встреч были приняты соответственно Йоханнесбургская декларация и Монтеррейский консенсус. На встрече в ЮАР особый акцент был сделан на коллективной ответственности за социально-экономическое развитие , экологию на всех уровнях от местного до глобального. Была отмечена необходимость в сотрудничестве в таких областях, как водоснабжение и санитария, энергетика, здравоохранение, сельское хозяйство и биоразнообразие. В Мексике проблема устойчивого развития мира рассматривалась с точки зрения его финансирования. Признается, что имеется крайняя нехватка ресурсов, необходимых для целей преодоления нищеты и неравенства, изложенных в Декларации тысячелетия ООН. Предложены соответствующие либеральной идее развития, способы решения проблемы:

Мобилизация национальных финансовых ресурсов развивающихся стран на основе повышения результативности и последовательности и борьбы с коррупцией на всех уровнях.

Мобилизация международных ресурсов, в том числе (ПИИ) и других частных ресурсов.

— важнейший и часто единственный внешний источник финансирования развития. Признано наличие серьезных торговых диспропорций, вызванных субсидиями экспорта со стороны промышленно-развитых стран, злоупотребление антидемпинговыми, техническими, санитарными и фитосанитарными мерами. Развивающиеся страны (РС) и страны с переходной экономикой (СПЭ) обеспокоены наличием тарифных пиков и тарифной эскалацией со стороны промышленно развитых стран (ПРС). Признано необходимым включать в торговые соглашения эффективные и функциональные положения о Специальном и дифференцированном режиме для развивающихся стран.

Активизация международного финансового и технического сотрудничества в целях развития означает увеличение официальной помощи в целях развития (ОПР). Конференция призвала ПРС предпринять конкретные усилия для достижения целевого показателя выделения развивающимся странам ОПР в объеме 0,7% от и в объеме 0,15-0,2% от их ВНП развитых стран на нужды наименее развитых стран.

Является элементом мобилизации ресурсов на цели государственных и частных инвестиций. Признано, что должники и кредиторы должны нести совместную ответственность за предотвращение и урегулирование ситуаций, связанных с неприемлемым уровнем задолженности.

Совершенствование системы глобального экономического управления предполагает расширение круга участников процесса принятия решений по вопросам развития и устранения организационных пробелов. Надо усилить вовлеченность развивающихся стран и стран с переходной экономикой в процесс принятия решения в и , в Банке международных расчетов, Базельском комитете и Форуме финансовой стабильности

Критики Монтеррейского консенсуса указывают, что, как и в случае Вашингтонского консенсуса, развитые страны исходят из либеральной модели развития, делают акцент на необходимость изыскания ресурсов для развития внутри развивающихся стран и при помощи частного сектора. Сами развитые страны не дают никаких четких обязательств в отношении перераспределения ресурсов. Соответственно практически невозможно преодолеть разрыв между бедностью и богатством.

Вынесенный на обсуждение ГА ООН вопрос о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его состава, не был решен.

Российская позиция состоит в поддержании любого варианта расширения при условии достижения широкого согласия между всеми заинтересованными странами.

Таким образом, имеется несколько взаимоисключающих подходов реформирования СБ ООН, что предполагает неопределенную длительность процесса преобразования.


1. История международного сотрудничества в борьбе с терроризмом


Современная система многостороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом сложилась в основном за последние 30 лет. Ее можно рассматривать как следствие общих положений международного права, из которых логически вытекает противоправность терроризма, и как специальные конкретные международные соглашения антитеррористического характера .

Первую группу возглавляет Устав ООН, поставивший вне закона мирового сообщества всякое применение силы и угрозу силой в международных отношениях. Эти нормы были закреплены в уставе Нюрнбергского трибунала во время суда над главными военными преступниками Второй мировой войны.

Устав Нюрнбергского трибунала воплотил в правовые нормы принципы и идеи, которые существовали до него и должны в сфере международных отношений быть основой международной законности. Поэтому их объективное толкование логично позволяет сделать вывод, что терроризм в принципе не только несовместим с правопорядком во всех его аспектах, но и по своей сути является преступным.

Нюрнбергские принципы были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН 11 декабря 1945 г. Можно указать также на Конвенции 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него; четыре Женевские конвенции 1949 г. и прежде всего 4-ю Конвенцию о защите гражданского населения во время войны и принятые к ней I и II Дополнительные протоколы 1977 г. (они содержат прямое указание на террористические преступления); Конвенцию 1981 г. о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерное повреждение или имеющими неизбирательное действие; Конвенцию 1984 г. против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство человека видов обращения и наказания, а также на два Международных пакта о правах человека 1966 г. Международные обязательства гуманитарного характера наложили на государства Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция 1968 г. о неприменимости срока давности, в частности к преступлениям против человечества .

Вторая группа международно-правовых антитеррористических норм - на глобальном уровне - создана рядом специализированных учреждений ООН (прежде всего Международной морской организацией (ИМО), Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), а также Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) в 11 универсальных конвенциях и протоколах о борьбе с проявлениями терроризма на суше, на море и в воздухе.

Отметим Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятую 25-й сессией Генеральной Ассамблеи 24 октября 1970 г. Этот акт содержит указание о том, что «…каждое государство обязано воздерживаться от организации подстрекательства, оказания помощи или участия в террористических актах» (док. ООН А/2625/25). Известен также ряд других деклараций и пактов. Так, 9 декабря 1994 г. 49-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма (док. ООН Л/49/60). Эта Декларация имеет важное значение для борьбы с международным терроризмом, так как содержит перечень основополагающих международно-правовых документов, из которых прямо или косвенно следует классификация терроризма как преступления против человечества, в ней указывается на связь терроризма с наркобизнесом и полувоенными бандами. Последнее обстоятельство наглядно демонстрируют события в Ирландии, Испании, США, Чечне, Японии и во многих других регионах мира .

Межгосударственные акты, разработанные под эгидой ООН, создают определенную правовую основу механизмов, ориентированных в борьбе с терроризмом на практическое взаимодействие, разумеется, при готовности участников к сотрудничеству. Они содержат, в частности, обязательства пресекать террористические акты, задерживать и в предусмотренных случаях выдавать, а также наказывать лиц, виновных в их совершении, обмениваться необходимой информацией, оказывать друг другу максимальную правовую помощь. Особо подчеркнем важнейшее значение конвенционных положений по обеспечению неотвратимости наказания преступников путем утверждения так называемой универсальной уголовной юрисдикции на основе принципа aut dedere aut judicare (либо выдавай, либо суди - лат.), согласно которому государство, на чьей территории оказался преступник, обязано либо подвергнуть его уголовному преследованию, либо выдать для этих целей другому государству.


2. Стратегия ООН в отношении международного терроризма


2.1 Глобальная контртеррористическая стратегия ООН


В целях укрепления и усиления антитеррористической деятельности государства-члены начали в сентябре 2006 года новый этап борьбы с терроризмом, приняв глобальную контртеррористическую стратегию. Стратегия знаменует собой первый случай достижения всеми государствами - членами Организации Объединенных Наций согласия относительно общих стратегических и оперативных рамок для борьбы с терроризмом. Стратегия составляет основу конкретного плана действий: ликвидация условий, способствующих распространению терроризма; предупреждение террористической деятельности и борьба с ней; принятие мер к созданию государственного потенциала для борьбы с терроризмом; укрепление роли Организации Объединенных Наций в борьбе с терроризмом; и обеспечение уважения прав человека в ходе этой борьбы. Стратегия зиждется на беспрецедентном согласии, достигнутом мировыми лидерами на Саммите в сентябре 2005 года относительно осуждения терроризма во всех его формах и проявлениях .

Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций была принята государствами-членами 8 сентября 2006 года. Эта стратегия - в виде резолюции и содержащегося в приложении к ней Плана действий - является уникальным глобальным документом, который укрепит национальные, региональные и международные усилия по борьбе с терроризмом. С принятием этой Стратегии было выполнено обязательство, принятое руководителями стран мира на Всемирном саммите в 2005 году; при этом Стратегия задействует многие элементы, предложенные Генеральным секретарем в его докладе от 2 мая 2006 года, озаглавленном «Единство в борьбе с терроризмом: рекомендации по глобальной контртеррористической стратегии».

Меры по устранению условий, способствующих распространению терроризма:

продолжать укреплять и как можно лучше использовать возможности Организации Объединенных Наций в таких областях, как предотвращение конфликтов, переговоры, посредничество, примирение, судебное урегулирование, обеспечение правопорядка, поддержание мира и миростроительство, с тем, чтобы содействовать успешному предотвращению и мирному урегулированию затянувшихся неурегулированных конфликтов. Мы признаем, что мирное урегулирование таких конфликтов будет содействовать усилению глобальной борьбы против терроризма;

продолжать предпринимать под эгидой Организации Объединенных Наций инициативы и программы с целью поощрения диалога, терпимости и понимания между цивилизациями, культурами, народами и религиями и поощрять взаимное уважение и предотвращать дефамацию религии, религиозных ценностей, убеждений и культур;

поощрять культуру мира, справедливости и развития человека, этническую, национальную и религиозную терпимость и уважение всех религий, религиозных ценностей и убеждений или культур путем создания и поощрения, в зависимости от обстоятельств, программ просвещения и осведомления общественности с участием всех секторов общества;

продолжать прилагать усилия к принятию в случае необходимости и в зависимости от обстоятельств и в соответствии с обязательствами государств-членов по международному праву таких мер, которые требуются для запрещения по закону подстрекательства к совершению террористического акта или актов и недопущения такого поведения;

вновь подтвердить решимость обеспечить своевременную и полную реализацию целей и задач в области развития, согласованных на крупных конференциях и встречах на высшем уровне Организации Объединенных Наций, включая цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия. Способствовать искоренению нищеты и поощрению динамичного экономического роста, устойчивого развития и глобального процветания для всех ;

стремиться к осуществлению и усилению программ развития и социальной интеграции на всех уровнях как самоцелей, признавая, что успех в этой области, особенно в вопросах, касающихся безработицы среди молодежи, может содействовать сокращению масштабов маргинализации и связанного с этим чувства отчуждения, которые подпитывают экстремизм и способствуют вербовке террористов;

рекомендовать системе Организации Объединенных Наций в целом расширить масштабы сотрудничества и помощи, которые она уже осуществляет в областях верховенства права, прав человека и благого правления, для поддержки устойчивого экономического и социального развития;

рассмотреть вопрос о том, чтобы на добровольной основе создать национальные системы помощи, которые будут учитывать потребности жертв терроризма и их семей и содействовать нормализации их жизни .. Меры по предотвращению терроризма и борьбе с ним:

воздерживаться от организации, подстрекательства, содействия, участия, финансирования, поощрения или проявления терпимости по отношению к террористическим действиям и принять надлежащие практические меры к обеспечению того, чтобы наши соответствующие территории не использовались для размещения террористических объектов или учебных лагерей и для подготовки и организации террористических актов, совершение которых будет направлено против других государств или их граждан;

полностью сотрудничать в борьбе против терроризма в соответствии с нашими обязательствами по международному праву, с тем, чтобы на основе принципа экстрадиции или уголовного преследования выявлять, отказывать в убежище и привлекать к ответственности любое лицо, которое поддерживает, оказывает содействие, участвует или пытается участвовать в финансировании, планировании, подготовке или совершении террористических актов, или предоставляет убежище;

обеспечить задержание и преследование или экстрадицию лиц, виновных в совершении террористических актов, согласно соответствующим положениям национального и международного права, в частности в области прав человека, беженского права и международного гуманитарного права;

укреплять координацию и сотрудничество между государствами в борьбе с преступностью, которая может быть связана с терроризмом, включая незаконный оборот наркотиков во всех его аспектах, незаконную торговлю оружием, контрабанду ядерных, химических, биологических, радиоактивных и других потенциально смертоносных материалов;

координации усилий, предпринимаемых на международном и региональном уровнях в целях борьбы с терроризмом во всех его формах и проявлениях в сети Интернет;

использования сети Интернет в качестве инструмента борьбы с распространением терроризма, признавая при этом, что государствам может потребоваться помощь в этих вопросах ;

активизировать национальные усилия и двустороннее, субрегиональное, региональное и международное сотрудничество, где это уместно, для укрепления пограничного и таможенного контроля в целях предотвращения и обнаружения передвижения террористов;

рекомендовать Контртеррористическому комитету использовать, насколько это возможно, опыт, приобретенный техническими международными организациями, такими, как Международная организация гражданской авиации, Всемирная таможенная организация и Международная организация уголовной полиции;

рекомендовать Комитету, учрежденному резолюцией 1267 (1999) Совета Безопасности, продолжать работу по повышению эффективности запрета на поездки, предусмотренного режимом санкций Организации Объединенных Наций против организации «Аль-Каида», движения «Талибан» и связанных с ними лиц и организаций ;

активизировать усилия и сотрудничество на всех уровнях, где это уместно, в целях повышения степени защиты документов, удостоверяющих личность, и проездных документов при их изготовлении и выдаче, а также в целях предотвращения и выявления их подделки или противозаконного использования, признавая, что государствам может потребоваться помощь в этой деятельности;

предложить Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности разработать руководящие принципы необходимого сотрудничества и помощи в случае террористического нападения с использованием оружия массового уничтожения ;

активизировать все усилия по укреплению безопасности и защиты особо уязвимых объектов, таких, как объекты инфраструктуры и места общественного пользования, а также повысить эффективность реагирования на террористические нападения и другие бедствия, в частности в области защиты гражданского населения, признавая, что для этого государствам может потребоваться помощь.. Меры по укреплению потенциала государств по предотвращению терроризма и борьбе с ним и укреплению роли системы Организации Объединенных Наций в этой области:

рекомендовать государствам-членам рассмотреть вопрос о внесении добровольных взносов на цели осуществления проектов Организации Объединенных Наций по сотрудничеству и оказанию технической помощи в области борьбы с терроризмом;

рассмотреть вопрос о создании соответствующих механизмов по рационализации требований, касающихся представления докладов государств о борьбе с терроризмом ;

рекомендовать принимать меры, включая проведение регулярных неофициальных заседаний, для содействия, где это уместно, более частому обмену информацией о сотрудничестве и технической помощи между государствами-членами, подразделениями Организации Объединенных Наций, занимающимися вопросами борьбы с терроризмом;

рекомендовать Управлению Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, включая его Сектор по предотвращению терроризма, расширять, оказание технической помощи государствам, по их просьбе, в целях содействия осуществлению международных конвенций и протоколов, связанных с предотвращением терроризма и борьбой с ним, а также соответствующих резолюций Организации Объединенных Наций;

рекомендовать Международному валютному фонду, Всемирному банку, Управлению Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности и Международной организации уголовной полиции расширять сотрудничество с государствами, с тем, чтобы помочь им в полной мере соблюдать международные нормы и обязательства, касающиеся борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма;

рекомендовать Международному агентству по атомной энергии и Организации по запрещению химического оружия продолжать в рамках их соответствующих мандатов их усилия по оказанию государствам помощи в укреплении их потенциала по предотвращению доступа террористов к ядерным, биологическим, химическим или радиоактивным материалам;

рекомендовать Всемирной организации здравоохранения активизировать оказание ее технической помощи государствам в целях совершенствования их систем общественного здравоохранения для предотвращения террористических нападений с использованием биологического оружия и для подготовки к таким нападениям;

рекомендовать Международной морской организации, Всемирной таможенной организации и Международной организации гражданской авиации укреплять их сотрудничество и сотрудничать с государствами в целях выявления любых недостатков в области обеспечения безопасности перевозок .

2.2 Пять основных пунктов стратегии ООН в отношении международного терроризма


Содержание предложения. Защита прав человека и законности. Реализация. Постоянной заботой всех государств должна стать защита прав человека как важнейшего элемента борьбы с терроризмом. Появился новый тип террористов, которые менее всего заинтересованы в отстаивании политических идей, а сосредоточены на совершении любой ценой крупномасштабного акта возмездия против мирных граждан. Мотивами в этом случае часто являются искаженные формы религии, а воображаемые награды исполнители надеются получить в потустороннем мире .


2.3 Защита прав человека в ходе борьбы с терроризмом


Вопрос терроризма и прав человека давно стоит в повестке дня ООН, но после нападения 11 сентября 2001 года и с ростом числа террористических актов по всему миру эта проблема стала еще более актуальной. Безоговорочно осудив терроризм и признав ответственность государств-членов за защиту от терроризма находящихся под их юрисдикцией людей, Организация Объединенных Наций определила в качестве первостепенной задачи защиту прав человека в контексте борьбы с терроризмом.

Вопросы защиты прав человека и обеспечения верховенства права в условиях борьбы с терроризмом находятся в центре Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций. Государства-члены признали, что эффективные меры по борьбе с терроризмом и защита прав человека не являются противоречащими друг другу целями, а дополняют и взаимно подкрепляют друг друга. Они обязались принимать меры, направленные на пресечение нарушений прав человека, и обеспечить, чтобы любые меры, принимаемые с целью борьбы с терроризмом, находились в соответствии с обязательствами по соблюдению прав человека .

Специальный докладчик, действующий под эгидой нового Совета по правам человека, занимается выявлением, распространением и поощрением передовых методов борьбы с терроризмом, обеспечивающих уважение прав человека и основных свобод. Специальный докладчик также рассматривает заявления о нарушениях прав человека в ходе борьбы с терроризмом. Он совершает поездки в отдельные страны, а также ведет переписку с более чем 40 странами по вопросам их законодательства и применяемой практики. Он регулярно представляет доклады как Совету по правам человека, так и Генеральной Ассамблее, в том числе по отдельным тематическим вопросам и результатам страновых поездок. Нынешний Специальный докладчик Бен Эммерсон был назначен 1 августа 2011 года .


2.4 Усилия Генерального секретаря ООН по борьбе с терроризмом


«Если терроризм можно сравнить с надвигающейся бурей, то международное реагирование также набирает силу… Никакие причины или недовольства не могут оправдать терроризм. Позвольте мне вновь подчеркнуть решимость Организации Объединенных Наций одержать верх над этой глобальной, трансграничной проблемой и связанным с ней стремлением причинить нам столько вреда».

Из выступления Генерального секретаря Пан Ги Муна на заседании Совета Безопасности 27 сентября 2010 года.

В результате увеличения количества актов насилия и нападений на гражданских лиц и обеспокоенности государств-членов этой угрозой, борьба с терроризмом стала одной из основных задач, поставленных Генеральным секретарем ООН за последние годы с целью обеспечения мира и безопасности. В своих заявлениях и докладах генеральные секретари последовательно осуждали любые террористические акты как неприемлемые и не имеющие оправдания, призывая все страны общим фронтом бороться с насилием и определяя систему ООН в качестве помощника государств-членов в их контртеррористической деятельности .

В июле 2005 года Генеральный секретарь учредил Целевую группу по осуществлению контртеррористических мероприятий (ЦГОКМ), с тем чтобы обеспечить общую координацию и слаженность усилий системы Организации Объединенных Наций в борьбе с терроризмом. В рамках ЦГОКМ программы, фонды и специализированные учреждения Организации Объединенных Наций, деятельность которых связана с борьбой с терроризмом, разработали программу работы, содержащую ряд инициатив, направленных на осуществление Глобальной контртеррористической стратегии. Одним из первых конкретных и практических результатов этих совместных усилий стала публикация Генеральным секретарем 16 февраля 2007 года Онлайнового пособия по борьбе с терроризмом для государств-членов.

На семинаре по распространению информации о глобальной безопасности и терроризме, состоявшемся в Нью-Йорке 18 мая 2010 года, Генеральный секретарь подчеркнул, что цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия, являются ключом к повышению глобальной безопасности во всех отношениях. Он отметил, что здоровые продуктивные люди создают здоровые продуктивные общества, которые решают свои проблемы посредством мирной дипломатии, а не путем террористических актов или войны .

Для содействия проведению 4-5 сентября 2008 года первого обзора государствами-членами хода осуществления Стратегии, Генеральный секретарь Пан Ги Мун подготовил доклад о деятельности системы ООН по осуществлению Стратегии. Генеральный секретарь также созвал 9 сентября 2008 года симпозиум по вопросу о поддержке жертв терроризма. В рамках подготовки ко второму обзору осуществления Стратегии 8 сентября 2010 года Генеральный секретарь подготовил второй доклад о деятельности системы ООН по осуществлению Глобальной контртеррористической стратегии.


2.5 Контртеррористический центр Организации Объединенных Наций (КТЦООН)


В 2006 году все государства - члены Организации Объединенных Наций признали, что вопрос о создании международного центра по борьбе с терроризмом может быть рассмотрен как часть международных усилий по борьбе с терроризмом, о чем говорится в Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций .

В 2011 году благодаря добровольному взносу правительства Саудовской Аравии Секретариат Организации Объединенных Наций получил возможность приступить к созданию Контртеррористического центра Организации Объединенных Наций (КТЦООН). В том же году Генеральная Ассамблея приняла резолюцию A/RES/66/10, в которой она с удовлетворением приняла к сведению этот взнос, приветствовала создание КТЦООН в структуре Управления ЦГОКМ и призвала государства-члены сотрудничать с Центром. Работая под руководством Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и под эгидой Департамента по политическим вопросам, Центр содействует осуществлению Глобальной контртеррористической стратегии.

Центр базируется в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и сотрудничает с более чем 30 структурами ЦГОКМ, имеющими обширный опыт борьбы с терроризмом по самым различным направлениям. КТЦООН получает политическую поддержку и помощь 22 наиболее крупных в мире контртеррористических структур, которые согласились стать членами его Консультативного совета.

Задачи Центра. Осуществляя сотрудничество с рабочими группами ЦГОКМ, КТЦООН играет жизненно важную роль в усилении способности государств-членов укреплять свой потенциал в деле борьбы с терроризмом.

Стратегические приоритеты Центра:

üРазработка национальных и региональных контртеррористических стратегий.

üПоддержка усилий по оказанию комплексной помощи в создании потенциала (К-ППТ).

üПротиводействие финансированию терроризма.

üРазвитие диалога, поощрение взаимопонимания и противодействие пропаганде терроризма.

üЗащита прав человека в условиях борьбы с терроризмом.

üПоощрение и защита прав жертв терроризма.

üЗащита уязвимых объектов.

üУправление границей.

üИнтернет .


3. Обеспечение безопасности граждан России с учетом террористических угроз глобального характера


Авторитет Российской федерации в ООН всегда неизменно высок. Причем не только потому, что Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН со всеми вытекающими из этого статуса правами и обязанностями. Многие страны-члены ООН разделяют последовательную позицию России в защиту укрепления принципов многосторонности и обеспечения верховенства права в мировых делах, становления коллективной стратегии реагирования на новые опасные вызовы и угрозы безопасности и развитию человечества .

Выступая на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2004 г., министр иностранных дел Российской Федерации С. Лавров выразил глубокую благодарность государствам и международным организациям, проявившим солидарность с Россией, нашедшим слова участия пострадавшим от чудовищного акта террора в российском городе Беслане, протянувшим руку помощи семьям погибших в результате этого злодеяния.

Министр довел до сведения представителей мирового сообщества, что Россия сделала для себя суровые выводы относительно подлинной природы международного терроризма и того вызова, который он бросил мировому сообществу своими действиями, окончательно противопоставив себя цивилизованному человечеству .

Российское руководство намерено решительно укреплять суверенитет своего государства, единство страны, ее народа для противостояния террору, для обеспечения безопасной и достойной жизни граждан в условиях свободы и демократии.

Объявленные Президентом России меры по достижению этих целей будут осуществляться на основе Конституции страны и не через конфронтацию, а посредством равноправного диалога, взаимодействия и партнерства. При этом одним из ключевых критериев российских отношений с любым государством является готовность к честному, без двойных стандартов сотрудничеству в борьбе с терроризмом. Российская Федерация на основе анализа имеющегося опыта выступает с рядом конкретных предложений и инициатив.

Террористические угрозы имеют глобальный характер, потому безопасность в современном мире неделима, следовательно, ответственность за ее обеспечение - дело коллективное. Борьба с терроризмом должна сплачивать государства, а не противопоставлять их. Задачу укрепления антитеррористической коалиции Россия считает одной из важнейших. Особого внимания требует наращивание взаимодействия спецслужб, которое должно быть поднято на качественно новый уровень доверия и координации действий.

Успех в борьбе с терроризмом немыслим без ясной стратегии и общепринятой правовой основы. Такая основа заложена в Резолюции 1373 и других решениях Совета Безопасности ООН . Необходимо отказаться от двойных стандартов по отношению к террору. Предоставление террористам убежища подрывает единство и взаимное доверие, служит оправданием для действий террористов, фактически поощряя их на совершение преступлений в других странах

Решения ООН обязывают государства при предоставлении политического убежища изучать досье конкретной личности, не связана ли она с терроризмом. Бесчеловечность террористических актов говорит о необходимости обеспечить надежные гарантии против доступа террористов к оружию массового поражения. Россия готова к самому тесному международному партнерству в этой области.

Россия является участником Инициативы по безопасности в борьбе с распространением оружия массового поражения, соавтором Плана действий «Группы восьми» в области его нераспространения. Эти инициативы взаимно дополняют одна другую и призваны повысить их действенность

С терроризмом тесно срастается наркоторговля. Глобальный характер приобрел поток наркотиков из Афганистана. Все более неотложной становится реализация комплекса социально-экономических и правоохранительных мер внутри этой страны и за ее пределами

Для решения проблемы борьбы с наркотиками необходимо формирование антинаркотических «поясов безопасности», разработка конкретных мер в рамках Шанхайской организации сотрудничества и Организации Договора о коллективной безопасности .

Международные террористы не имеют ни национальности, ни религии. Напротив, именно религия и национальная культура нуждаются в защите от разрушительного воздействия экстремизма любого толка. Россия, развернутая как на Запад, так и на Восток, готова сыграть свою роль в этом процессе

Необходимы уважительный диалог между разными конфессиями и цивилизациями, объединение усилий для спасения от экстремистов памятников мировой культуры. Важно наладить сотрудничество в этой области между ООН и ее специализированными учреждениями, прежде всего ЮНЕСКО.

Россия исходит из того, что центральная роль в объединении усилий мирового сообщества в борьбе с терроризмом должна и впредь принадлежать ООН. В качестве председателя Контртеррористического комитета она намерена активно способствовать ускорению его реформы .

По инициативе России на 57-й и 58-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН были приняты резолюции о разработке под эгидой ООН глобальной политики противодействия современным вызовам и угрозам террористов. В них намечены конкретные ориентиры продвижения международного сообщества к новой модели безопасности, адекватной характеру глобальных вызовов XXI веке .


Заключение


Организация Объединенных Наций является единственным универсальным механизмом по поддержанию международного мира и глобальной безопасности, коллективному регулированию международных отношений и обеспечению устойчивого развития и стабильности.

На основе Устава ООН строится вся международно-правовая система современного миропорядка, поэтому роль ООН как центра координации усилий всего мирового сообщества в борьбе с терроризмом и его пособниками будет и впредь возрастать.

В современных условиях, когда увеличивается зависимость различных стран друг от друга, растет и значение усилий ООН при поиске ответов на глобальные вызовы, одним из которых является терроризм .


Список источников

борьба контртеррористический стратегия международный

1.Вишняков Я. Основы противодействия терроризму. РГИУ, 2006.

2.Лебедев А. Роль ООН в борьбе с терроризмом. Обозреватель-observer, 2008 (№6)

3.#"justify">4.http://www.un.org/ru/terrorism/ - сайт Департамента общественной информации ООН


Теги: Стратегия Организация Объединённых Наций в отношении международного терроризма

Бизнес, торговля и инвестиционная деятельность являются основными опорами процветания и мира. Однако во многих областях предпринимательская деятельность весьма нередко связана с серьезными негативными явлениями, такими как практика эксплуатации, коррупция, неравенство доходов, а также с барьерами, сковывающими новаторство и предпринимательство. Ответственная деловая практика ведет к росту доверия и социального капитала, способствуя широкомасштабному развитию и устойчивости рынков.

Одним из значимых мировых ориентиров в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией, т.е. корпоративной социальной ответственности, стала Международная инициатива ООН – Глобальный договор ООН (Global Compact) .

Инициатива Глобального договора была начата Генеральным Секретарем ООН Кофи Аннаном на Всемирном экономическом форуме 1999 Мировые лидеры бизнеса были приглашены присоединиться к глобальной инициативе (Глобального договора, ГД), которая соединила компании с агентствами ООН, трудовыми и общественными организациями ради поддержки десяти универсальных принципов в сферах прав человека, стандартов труда, охраны окружающей среды и противодействия коррупции. Действие Договора направлено на привлечение корпораций к решению глобальных проблем цивилизации.

Десять принципов Глобального договора из области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией пользуются всеобщим консенсусом и почерпнуты из:

  • Всеобщей декларации прав человека,
  • Декларации Международной организации труда об основополагающих принципах и правах на производстве,
  • Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию,
  • Конвенции ООН против коррупции.

Принципы Глобального договора ООН

Сфера действия Принципы
Права человека Принцип 1 Деловые круги должны поддерживать и уважать защиту провозглашенных на международном уровне прав человека.
Принцип 2 Деловые круги не должны быть причастны к нарушениям прав человека.
Трудовые отношения Принцип 3 Деловые круги должны поддерживать свободу объединения и реальное признание права на заключение коллективных договоров.
Принцип 4 Деловые круги должны выступать за ликвидацию всех форм принудительного и обязательного труда.
Принцип 5 Деловые круги должны выступать за полное искоренение детского труда.
Принцип 6 Деловые круги должны выступать за ликвидацию дискриминации в сфере труда и занятости.
Окружающая среда Принцип 7 Деловые круги должны поддерживать подход к экологическим вопросам, основанный на принципе предосторожности.
Принцип 8 Деловые круги должны предпринимать инициативы, направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды.
Принцип 9 Деловые круги должны содействовать развитию и распространению экологически безопасных технологий.
Противо-действие коррупции Принцип 10 Деловые круги должны противостоять всем формам коррупции, включая вымогательство и взяточничество.

Десять универсальных принципов Глобального договора ориентированы на воплощение практик ответственного бизнеса в сферах прав человека, стандартов труда, экологической ответственности и борьбы с коррупцией.

Глобальный договор не предусматривает обязательного надзора или строгой оценки деятельности компаний. Он базируется исключительно на добровольных инициативах бизнеса по поддержке принципов устойчивого развития, прозрачной деятельности, публичной отчетности, воплощение принципов Глобального договора в деловую стратегию, корпоративную культуру и свою повседневную деловую практику.

Таким образом, Глобальный договор является сугубо добровольной инициативой, преследующей две цели :

  1. интеграция десяти принципов в предпринимательскую деятельность в мировом масштабе;
  2. стимулирование действий в поддержку более широких целей развития ООН.

В интересах достижения этих целей Глобальный договор обеспечивает обучение и участие посредством нескольких механизмов:

  • политических диалогов,
  • обучения,
  • местных сообществ,
  • партнерских проектов.

Будучи добровольной инициативой, Глобальный договор нацелен на то, чтобы обеспечить широкое участие в нем различных групп из числа предпринимательского сообщества и других организаций, которые формируют и развивают социально-ориентированную деятельность.

Для того, чтобы присоединиться к Глобальному договору, компания направляет письмо за подписью исполнительного директора (и с одобрения Правления) на имя Генерального секретаря ООН, в котором выражается поддержка Глобального договора и его принципов.

Присоединение к Глобальному договору означает публичное заявление о своей приверженности Десяти универсальным принципам данной инициативы. Организация, берущая на себя такое обязательство, должна инициировать такие изменения в своей предпринимательской деятельности, посредством которых Глобальный договор и его принципы превратились бы в неотъемлемый элемент управленческой и предпринимательской стратегии, культуры и повседневных операций; опубликовать в своем годовом отчёте или аналогичном публичном отчёте (например, в отчёте по вопросам устойчивости) информацию о том, каким образом она поддерживает Глобальный договор и его принципы («сообщение о достигнутом прогрессе»); публично поддерживать Глобальный договор и его принципы, используя такие коммуникационные возможности, как пресс-релизы, выступления и т.п.

План-конспект урока по обществознанию в 10 классе тему:

«Глобальная угроза международного терроризма».

Учебник под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М.Ю.Телюкиной, М.Просвещение 2014г.

Цель и задачи урока : 1.Осознание опасности данной угрозы. 2.В чем различие понятий «террор» и «терроризм»? 3.Почему терроризм становится глобальной угрозой для человечества? 4.Каковы истоки и причины терроризма? 5.Воспитание отрицательного отношения к радикализму, насилию, террору.

Ход урока

План изложения новой темы.

1.Международный терроризм: понятие и признаки.

В ХХ веке многие ученые рассматривали терроризм как разновидность преступности наряду с торговлей оружием, наркотиками. Сейчас мы видим, что международный терроризм – особый вид опаснейшей криминальной деятельности.

В Федеральном законе РФ «О противодействии терроризму» терроризм определяется как идеология насилия и практика устрашения населения «в целях воздействия принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями».

Террор – способ управления обществом, основанный на устрашении. Международный терроризм - антигосударственная деятельность, которая осуществляется в современных условиях организациями, стремящимися к достижению политических целей. Международный терроризм – это насильственные действия, при которых жертвами становятся не только политические деятели, но и рядовые граждане страны, так как для террористов человеческая жизнь не представляет никакой ценности. Количество терактов растет. Ближний Восток, Россия, США, Индия, страны Европы и другие государства не раз подвергались террористическим атакам. В Российской Федерации с 1995 по 2006 годы произошло 55 терактов, пострадало более 20000 жителей, погибло 1802 чел. В эту статистику входят жертвы взрывов жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске 4-16 сентября 1999 г., захват заложников в московском Театральном центре на Дубровке в октябре 2002 и в школе №1 г. Беслана 1 сентября 2004 г.

11 сентября 2001 г.в Нью-Йорке была взорвана башня Всемирного торгового центра. Жертвами стали 2977 чел.

2.Глобализация и международный терроризм.

Процесс перехода к информационному обществу усиливает неравномерность развития стран. Увеличивается разрыв в уровне социально-экономического развития стран «Севера» и «Юга» .НТП ставит перед человечеством угрозу глобальных катастроф – ядерных, экологических, информационных и др.

Обостряются противоречия в этнонациональной и религиозной сферах. Обостряется конфликт ценностей различных цивилизаций.

НТП способствовал появлению «технологического» терроризма: биологического, информационного, нацеленного на государственные информационные ресурсы и секретную информацию. Исключительную опасность представляет ядерный терроризм (стремление завладеть оружием массового поражения). Множество терактов совершается с использованием транспортных средств, в качестве исполнителей используются смертники, что свидетельствует о подавлении сознания и манипулировании поведением людей.

Финансовыми источниками терроризма являются доходы теневой экономики (наркоторговля, торговля оружием, проституция…). Отдельные коррумпированные государства, частные лица, организации часто используют террор как инструмент для достижения своих целей).

3. Идеология насилия и международный терроризм.

Современная идеология использует крайние экстремистские взгляды и учения, как левые (радикализм), так и правые (фундаментализм).Террористы применяют такие идеологические средства как религиозные и этнические ценности, мифологизация и создание образа врага. Лидеры террористических организаций вербуют своих сторонников с помощью образа «справедливого общества», развиваться которому «мешают враги». Зачастую в ряды террористов попадают даже образованные, внешне вполне благополучные молодые люди, но чаще всего неопытные горячие головы. Одной из причин, побудивших людей к терроризму является кризис культурных, нравственных и гуманистических ценностей, национальная нетерпимость, религиозный фанатизм, сепаратистские настроения.

4.Противодействие международному терроризму.

Одним из координаторов антитеррористической деятельности на международном уровне является ООН, который разрабатывает правовые нормы, координирует антитеррористичекую деятельность и участвует в борьбе с террором. В 2008г.192 государства – члена ООН приняли Глобальную контртеррористическую стратегию. В 2012 г. были разработаны 16 соглашений против различных видов террористической деятельности. Важным является своевременное решение социально-экономических проблем, снижение уровня социально-политической напряженности, развитие экономики.

Необходимо осознание каждым человеком гуманистических ценностей: неприятие насилия, стремление к решению социальных проблем путем диалога и компромисса.

Новые понятия:

Отношения «Север - Юг», радикализм, фундаментализм.

Изучение документа «Из доклада Генерального секретаря ООН Кофи Аннана «Единство в борьбе с терроризмом: рекомендации по глобальной контртеррористической стратегии» 2006 г. с.98-99

Вопросы и задания к документу.

1.Какие принципы ООН по отношению к глобальному терроризму провозглашает документ? 2. Какое участие в противодействии терроризму могут принять СМИ? 3.Почему международный терроризм является одной из самых серьезных угроз международному миру и безопасности?

Из рубрики «Мысли мудрых» разберем смысл высказывания французского просветителя Дени Дидро «От фанатизма до варварства один шаг». Почему крайние идеи рано или поздно приводят к убеждению в возможности или необходимости насилия для реализации своих идей?

Вопросы для закрепления темы:

1.Дайте определение международного терроризма и перечислите его основные признаки.

2.Какой из признаков международного терроризма вы считаете самым главным и почему?

3.Как связаны глобализация и возникновение международного терроризма? 4.В каких формах проявляется технологический терроризм?

5.Назовите финансовые источники международного терроризма. 6.Чем опасна идеология насилия?

7.Найдите на сайте «ООН борется против терроризма» документ «Глобальная контртеррористическая стратегия». Какие направления борьбы с терроризмом названы в нем?

8.Как противодействовать международному терроризму на внутригосударственном уровне?

Домашнее задание П.9 стр.93-100. Выполнить задания на стр.100.

Написать эссе на тему «Идеология и международный терроризм».

Выучить основные понятия, дать их определения.


Наиболее значимую роль в системе международных отношений на современном этапе играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Важнейшими задачами Организации Объединенных Наций являются прекращение распространения оружия, а также сокращение и ликвидация, в конечном итоге, всех запасов оружия массового уничтожения. Организация Объединенных Наций служит постоянным форумом для проведения переговоров по разоружению, вырабатывая рекомендации и выступая инициатором исследований в этой области. Она поддерживает многосторонние переговоры, ведущиеся в рамках Конференции по разоружению и других международных органов. В результате этих переговоров были заключены такие международные соглашения, как - Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 год), - Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 год) - договоры о создании зон, свободных от ядерного оружия.

Базирующееся в Вене Международное агентство по атомной энергии, действуя на основе системы соглашений о гарантиях, отвечает за обеспечение того, чтобы ядерные материалы и оборудование, предназначенные для использования в мирных целях, не применялись в военных целях.

Основы деятельности ООН её и структура разрабатывались в годы Второй мировой война ведущими участниками Антигитлеровской коалиции.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции проходившей с апреля по июнь 1945 года. Согласно ему, «прием в члены Организации открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе Организации Объединенных Наций обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять». Прием государств в члены Организации Объединенных Наций производится решением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.

Генеральная Ассамблея ООН рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности; избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета; по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН; совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда ООН; координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах; осуществляет иные полномочия, предусмотренные в Уставе ООН. У Генеральной Ассамблеи сессионный порядок работы. Она может проводить регулярные, специальные и чрезвычайные специальные сессии. Ежегодная очередная сессия Ассамблеи открывается в третий вторник сентября.

Специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН могут созываться по любому вопросу по требованию Совета Безопасности или по требованию большинства членов ООН в течение 15 дней со дня получения такого требования Генеральным секретарём ООН.

Чрезвычайные специальные сессии могут созываться по требованию Совета Безопасности ООН или большинства государств-членов ООН в течение 24 часов после получения такого требования Генеральным секретарём ООН.

Экономический и Социальный Совет ООН учрежден Уставом Организации Объединенных Наций в качестве главного органа, отвечающего за координацию экономической, социальной и другой соответствующей деятельности ООН, а также специализированных учреждений и организаций. Состоит из 5 региональных комиссий для Европы, Африки и т.д.

Местопребыванием Международного Суда, учрежденного Уставом Объединенных Наций в качестве главного судебного органа Объединенных Наций, является Гаага, Нидерланды. Международный Суд является форумом для мирного урегулирования юридических споров между государствами. Суд также занимается подготовкой консультативных заключений для ООН и ее специализированных учреждений.

Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности; его решениям обязаны подчиняться все члены ООН.

Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета - постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай, обладающие правом вето), остальные десять членов (по терминологии Устава - «не постоянные») избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом.

Каждое из перечисленных структурных подразделений ООН имеет вспомогательные органы по различным специализированным вопросам (учебные и научно-исследовательские институты, агентства, комитеты, комиссии, рабочие группы, трибуналы, специализированные учреждения).

В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся:

ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);

МОТ (Международная Ассоциация Труда);

МВФ (Международный Валютный Фонд);

ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки);

МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии);

ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);

Международный суд.

Реформа ООН. Начиная с 2006 года (после Всемирного саммита 2005) представлены ряд докладов по реформированию ООН. Основными проблемами реформирования ООН являются:

1. Недостаток представительности в отношении развивающихся стран.

2. Привилегированное положение постоянных членов Совета Безопасности ООН.

3. Необходимость разрешения финансовых проблем Организации с единственным выходом - предоставлением богатым экономически развитым странам статуса постоянных или «полупостоянных» членов Совета Безопасности.

Реформа Совета Безопасности является одним из ключевых и остродискуссионных направлений реформы ООН. Достаточно долго переговоры по данному пункту не могли сдвинуться с мертвой точки, но с появлением «двадцатки», которая все успешнее отвоевывает у «большой восьмерки» зоны влияния, у сторонников дипломатических нововведений открылось второе дыхание.

Вопрос также стоит о радикальности реформирования СБ. Большинство существующих предложений реформирования СБ можно свести к двум группам.

Во-первых, различные идеи, касающиеся повышения эффективности работы Совета.

Сторонники радикальной реформа СБ считают, что он узурпировал власть в ООН, присвоил ее себе, совету ограниченного состава, контролируемому пятью его постоянными членами, обладающими правом вето. Вследствие чего т.н. «малые страны», не обладающие таким правом, не могут доверять СБ.

Одним из весомых аргументов является отсутствие применения санкций положения статьи VII Устава ООН к США и Великобритании после событий в Ираке, Афганистане, Югославии. В связи с этим сторонники радикальной реформы СБ требуют передачи полномочий Совета Безопасности Генеральной Ассамблее, что обеспечит более демократический порядок принятия решений: применение положений главы VII Устава ООН должно стать прерогативой Генеральной Ассамблеи, ей должно принадлежать право принимать обязательные резолюции, Совет Безопасности должен стать инструментом для осуществления резолюций Генеральной Ассамблеи. В этом случае, Генеральная Ассамблея ООН, выполняющая функции всемирного парламента останется главным «законодательным органом и СБ не сможет диктовать свои условия, оставаясь одним из исполнительных органов.

Во-вторых, предложения об изменении состава СБ.

При этом следует учитывать интересы и влиятельность различных стран и регионов.

Страны «Юга»: у них отсутствуют материальные средства для поддержки функционирования ООН и возможности влиять на СБ, поэтому развивающиеся страны делают ставку на ограничение права вето постоянных членов СБ. Эти страны предъявляют требования большего участия в процессе принятия решений ООН, расширения числа постоянных членов до 11 стран на основе соблюдения принципа равного географического представительства, всего СБ должен состоять из 26 стран.

Cтраны регионального значения такие, как Италия, Испания, Турция, Малайзия и некоторые скандинавские и латиноамериканские страны, хотят формализовать свой статус путем отмены запрета на членство в СБ.

Высокоразвитые страны (Германия, Япония), а также представители всех трех региональных групп развивающегося мира (Индия, Пакистан, Индонезия в Азии; Египет, Нигерия, ЮАР в Африке; Бразилия Аргентина в Латинской Америке) претендуют на звание постоянных членов СБ.

Наконец, пять действующих постоянных членов Совета едины в стремлении сохранить свой нынешний статус, включая право вето.

США всегда активно выступали за реформу ООН для увеличения числа своих союзников в организации. Вашингтон ещё в 70-е годы выдвинул идею «квикфикс» - включения в СБ Германии и Японии на правах постоянных членов. Это увеличило бы количество союзников американцев в Совбезе и одновременно снизило бы размер взносов США в бюджет ООН, невыплата которых стала главной финансовой проблемой Организации. В 1990-е годы под давлением развивающихся государств Вашингтон меняет «квикфикс» на формулу «2+3» (Германия, Япония, плюс по одной стране от каждого региона развивающегося мира). В 2000 г. администрация, Билла Клинтона согласилась на расширение СБ до количества более 23 членов.

Позиция России неоднозначна. Первоначально, исходя из обязательств, данных Японии и Германии Ельциным, поддерживались только эти две кандидатуры. Впоследствии позиция России заключалась в том, что СБ должен включать как промышленно развитые, так и развивающиеся страны. Число членов расширенного СБ, по мнению России, не должно превышать 20-21.

В перспективе реформирование ООН должно касаться:

1. освобождения его от политической конъюнктуры и бюрократических пут,

2. резкого увеличения оперативности реагирования на кризисы и конфликты,

3. переноса основной организационной работы, прежде всего Департамента по миротворческим операциям, из Нью-Йорка «в поле».

Примером взвешенного решения в рамках реформирования ООН является судьба Комиссии по правам человека: утратив доверие, она была расформирована. Комиссия была слишком политизирована и использовалась государствами для избирательной критики друг друга, а не для решения реальных проблем. На смену комиссии пришел Совет по правам человека, 47 членов которого избираются Генеральной Ассамблеей ООН. Генеральная Ассамблея уполномочена путем голосования в две трети его членов приостанавливать права и привилегии члена Совета, если он настойчиво совершал грубые и систематические нарушения прав человека.

8 сентября 2000 года Генеральной Ассамблеей был принят знаковый документ – «Декларация тысячелетия ООН». В нем государства отметили ценности и принципы, которые должны являться фундаментальными в XXI веке. В том числе, декларация задала вектор для дальнейшего преобразования системы и деятельности ООН.